Команда фестиваля AWAZ — о лайнапе, площадках и коронавирусных ограничениях


С 20 по 23 мая в Казани пройдет мультиформатный фестиваль AWAZ. Беспрецедентное четырехдневное событие будет состоять из выступлений более чем 100 артистов из разных регионов России и зарубежья, двухчастной образовательной программы и театрально-перформативной части. Программа распределена между площадками по всему городу — начиная арт-пространством Werk и заканчивая синагогой, — что позволит приезжим познакомиться с Казанью, а горожанам взглянуть на локации под новым углом.

За месяц до открытия фестиваля Enter поговорил с генеральным продюсером Артемом Акимовым, программным директором Надей Самодуровой и сооснователем AWAZ Степаном Казарьяном. Рассказываем, что вдохновило команду организовать масштабный ивент, как собирался лайнап и почему билеты стоят своих денег.


— В нашем последнем интервью вы припомнили, что некогда в «Штабе» был воркшоп: вместе с жителями Казани вы составили лайнап музыкального события и посчитали бюджет. Тот случай повлиял на то, что этой весной в Казани случится AWAZ?

Степан Казарьян: Безусловно, тот воркшоп меня вдохновил, но сказать, что именно тогда я решил проводить фестиваль, будет неправильно. Далее была цепь других событий. И вообще: AWAZ мог бы состояться в любом другом городе, но мы выбрали Казань, потому что она нам больше нравится.

— Как идею провести в Казани мультикультурный фестиваль встретили власти города и республики? Они вас поддерживают или вы полностью независимы?

Степан: Хорошо. Но как я понимаю, в силу не зависящих от них причин они поддерживают нас, в основном, морально. Все всячески сапортят наше начинание, хотя я прекрасно понимаю, насколько сложно поверить в этот, своего рода, стартап. Несмотря на регалии, все-таки мы — некие варяги. Проект новый, имена неизвестны — «Слава богу, хоть “АИГЕЛ” есть», — но в целом понять ничего нельзя. Я очень надеюсь, что в следующем году у нас будет больше поддержки, и мы сможем провести AWAZ с большим размахом.

— Искали ли вы спонсоров по Татарстану и если да, то к кому обратились?

Степан: Мы и наши партнеры искали спонсоров как внутри Татарстана, так и по России, но, к сожалению, на данный момент локальному татарстанскому бизнесу подобные ивенты не интересны. Видимо, им нужно что-то другое, либо они еще не поняли всей глубины, масштабности и важности. Опять-таки, у них могут быть свои приоритеты.

Артем: Мы провели переговоры более чем с 40 компаниями, но международные бренды не могут поддерживать мероприятия в рамках карантина. Из коммерческих партнеров фестиваля сейчас можно назвать онлайн-университет SkillBox (он поддерживает конференцию) и JagerVibes (партнер ночной программы).

На что похож фестиваль AWAZ и откуда все эти имена

— Когда я впервые услышала о фестивале, то почти сразу подумала, что это такая версия Le Guess Who? со слоганом «представляем недопредставленных». Насколько это похоже на правду?

Надя Самодурова: Le Guess Who? был в числе ориентиров. Мы хотели сделать фестиваль с упором на традиционную музыку (но не только) — и провести его в Казани, чтобы она стала одним из главных городов России, куда съезжаются со всего мира послушать музыку.

— Почему вы начинаете фестиваль среди недели, в четверг? И почему он запланирован на конец мая, хотя в этом месяце есть длинные праздничные выходные?

Артем Акимов: В Москве четверг — это традиционно «сильный» день для концертов, как и во многих городах, с которыми мы работаем. Казань — не исключение, поэтому за посещаемость концерта-открытия мы не переживаем. Да, действительно, был план сделать фестиваль в майские, но после общения с казанцами мы поняли, что [в эти дни] они хотели бы уехать из города — на тот же сплав. Ну и, кстати, если посмотреть на календарь, майские в этом году мало чем отличаются от «штатных» выходных.

— Как вы собирали лайнап и находили новые имена, учитывая, что последний год не давал поездить по шоукейсам, а музыкальные журналисты в России скорее пишут об уже известных исполнителях, чем делают открытия?

Надя: В лайнапе мы хотели представить региональных исполнителей, интересующихся традиционными началами — не обязательно и не только русской народной культурой, а еще и культурой других народов и стран. Нам важно показать их уникальность. Фестиваль разножанровый: все музыканты-участники шоукейсов перемешаны между собой. Всего исполнителей около ста — ближе к маю мы анонсируем последнюю, третью волну.

Поиск артистов происходил в том числе благодаря лейблам, которые снова становятся важным звеном в музыкальной индустрии. Например, одному из любимых нами Glitterbeat, который ориентируется на world music и транслирует «традиционность» в своем музыкальном выборе. Или ижевскому 9January, от которого выступят сразу четыре артиста: «отхода», «Лужа», «Где Фантом» и post-dukes.

— Я заметила, что многие артисты в лайнапе повторяются с Moscow Music Week, кто-то уже был на «Боли» и еще пара замечены в разных фестивалях России. А какие музыканты будут принимать участие в подобном событии впервые?

Надя: Мы и правда сотрудничаем с теми, кто уже играл на других наших фестивалях, но на этот факт совсем не ориентируемся. Музыкантов, впервые играющих в рамках подобного фестиваля, несколько. Например, сайд-проект группы «отхода» — «Родниковый край», — как я понимаю, будет играть вообще впервые в жизни.

Лично я обожаю приезжать на фестивали и делаю это не ради хедлайнеров, а чтобы узнать новое, и всегда стараюсь вставлять свои открытия в лайнап — даже если совершенно не знаю, что увижу в конце концов.

— А есть ли «компромиссные» артисты, которых кто-то из команды фестиваля убедил включить в лайнап?

Надя: Нет, мы проделали командную работу. У нас есть чатик «организационного совета», в котором состоят и наши друзья, чьему музыкальному вкусу мы доверяем. Еще до анонса фестиваля они насоветовали некоторых артистов, и часть мы позвали на AWAZ.

— Почему вы уверены, что делать фестиваль, на котором половина имен горожанам не знакома, — это хорошая и правильная идея?

Степан: Жители Казани — не нация и не идеология, а AWAZ — не бесплатный городской фестиваль в парке: он для мотивированных людей, которые знают, что хотят. Конечно, у нас не было уверенности, что мы сможем найти поддержку аудитории в самом городе или убедить людей совершить целое путешествие. Но это далеко не первое мероприятие, которое мы делаем, и взвесив все плюсы и минусы, мы выбрали эти даты, этот город и подобную концепцию. Безусловно, она чуть изменилась, — но в целом, как задумалось, так и происходит.

Зачем покупать билеты, если не знаешь ни одного артиста

— Я слышала, некоторые локальные музыканты были обижены тем, что AWAZ не объявил прием заявок. Почему на казанском фестивале выступит так мало артистов из Казани?

Степан: Ни один уважающий себя кураторский фестиваль — а мы пытаемся делать именно такой — прием заявок никогда не объявляет. Такой прием устраивают шоукейс-фестивали, где заявки — это важная часть концепции самого события, как на Moscow Music Week, например. Но AWAZ — не шоукейс-фестиваль. Он делается руками и головами людей, которые уже собаку съели в планировании фестивалей, это событие федерального уровня. Уже сейчас продана тысяча билетов, и 85% выкупили люди за пределами Татарстана.

Я глубоко уверен, что причина не в том, что в лайнапе мало казанских артистов. Для них существуют специализированные фестивали, как Tat Cult Fest. Мы же, работая в связке с его организаторами, включили и еще включим все лучшее. Но одна из наших целей — повысить общий уровень местных музыкантов. Сделать это, бросив неподготовленных людей в пучину, нельзя: напряжение, с которым они не справятся, легко может сломать психику.Я буду доволен, если в следующем году групп из Казани, которые будут радовать нас серьезным контентом и хорошими лайвами, станет гораздо больше. А пока я бы обратил внимание, что даже из имеющихся в лайнапе казанских групп половина делит одних и тех же участников, из-за чего их тяжело расставить так, чтобы они не заблокировали друг друга. Казанская сцена держится на очень ограниченном числе людей, и это надо менять! Но не экстенсивными методами.

В любом случае, тяжело представить фестиваль серьезного уровня хотя бы с десятью группами из Татарстана, а у нас они есть. И сделано это не потому что нас заставили, а потому что мы обнаружили их, полюбили их творчество и нашли правильное место.

— Складывается ощущение, что низкие продажи в Татарстане связаны с неизвестностью: жители республики преимущественно слушают ту музыку, которая доходит до региона через центр. Видя имена в лайнапе, наши читатели спрашивали, а кто все эти люди и зачем покупать билет.

Степан: Такой вопрос я слышу уже седьмой год, пока делаю фестивали на высоком уровне. И это нормально: в принципе, угодить всем 146 миллионам населения России невозможно. Особенно сразу же.

Поверьте, подавляющее большинство не знает почти ни одного из татарских артистов в лайнапе. И вопрос «а где татарские артисты?» возникает в том числе поэтому. Но еще 30 безызвестных групп из Казани не сделают лайнап лучше. С подобными вопросами нужно бороться планомерно — прививая культуру познания. У нас не мейнстрим-фестиваль, и даже относительно других андеграундных фестивалей в России AWAZ выходит на следующий уровень меломанства. Принимая во внимание, что многие покупают билеты в последние три или даже одну неделю перед событием, у нас уже хороший результат.

Я как человек, имеющий опыт организации сотни концертов разных групп, должен сказать, что предпродажа в Казани всегда очень медленная и всегда билеты покупаются в последний момент. Но есть исключения: когда делаешь концерты для аудитории возраста 18-22 лет, все происходит заранее. У нас нет статистики продаж по возрасту, но я уверен, что все билеты на AWAZ в Казани куплены молодыми людьми. А люди постарше прикидывают, зачем им это надо, пойдут ли их друзья и не будет ли у них болеть спина после майских праздников. Подорожание на 500 рублей для них не так принципиально.

— В том числе по «Боли» можно сделать вывод, что в России появилась практика покупать билеты именно на фестиваль как на какой-то движ — но не боитесь ли вы, что в Казани фестиваль без хедлайнера не будет популярным?

Степан: Нет, потому что все уже происходит даже лучше, чем в самых смелых прогнозах. AWAZ совершенно точно станет праздником жизни, отовсюду приедет куча людей, и все в многотысячном экстазе, судя по предпродаже, будут наслаждаться музыкой и другими активностями, которые мы подготовили.

На фестиваль «Боль» или AWAZ люди приезжают не просто как «на движ», а поскольку доверяют кураторам. Нормальный человек, у которого есть жизнь помимо прослушивания музыки, не может анализировать тонны контента. Разбираться во всем самим крайне тяжело, поэтому они ищут тех, кто проведет экспертизу.

Когда я еду на европейский фестиваль с тремя сотнями групп, то могу быть не знаком и с третью. Я просто знаю, что на MENT или Le Guess Who? фигни не посоветуют. На то это и шоукейс-фестиваль: перебазируешься на другую площадку и смотришь. Плюс в соцсетях AWAZ постоянно публикуются треки выступающих артистов — например, Марата Сулейманова. Я влюбился в его творчество и недавно на моем лейбле вышел новый альбом Марата, а в Казани [этого исполнителя] практически не знают. Думаю, он станет открытием как для соседей по дому, так и для тысяч людей из других городов. Человек готовится: он под это дело собрал лайв-коллектив и упорно работает.

— Зачем идти таким сложным путем и делать большой фестиваль с необычным лайнапом вместо того, чтобы привезти популярного артиста?

Степан: Во-первых, с чего вы взяли, что привезти популярного артиста с гонораром в 10 миллионов рублей — простой путь? Это очень сложный путь! Огромное имя — огромный геморрой, огромные деньги и риски. Во-вторых, с чего вы взяли, что мы в принципе интересуемся большими именами? Конечно, есть большие имена, которые интересны мне, иначе бы у нас не было таких на фестивале «Боль», но по меркам других фестивалей наши имена «так себе». Не думаю, что 99% населения той же Казани знают хедлайнеров [«Боли»] позапрошлого года, хотя были проданы тысячи билетов. И третий момент: мы делаем фестиваль с конкретной идеологией — мультикультурализм, смешение этнической и ориентальной world music культуры и современной музыки. В этих жанрах звезд мирового уровня раз, два и обчелся.

— Но вопрос не столько в поисках хедлайнера внутри world music, сколько в том, для чего вы выбираете делать AWAZ?

Степан: Мы все выбираем пути. Нам больше нравится этот. Странный вопрос к людям, которые делают «Боль»: «Почему вы нам тут не сделали “Сотворение мира”?» Не знаю, мы как-то не специализируемся на этом. Мне кажется, в день, когда я начну на этом специализироваться, я попрошу кого-нибудь пристрелить себя. Официально заявляю: мои родственники не будут вас судить. А пока я не собираюсь делать такого рода мероприятия. Когда стану — сообщу.

Где будет проходить фестиваль и на какие выступления точно стоит попасть

— AWAZ пройдет в девяти разных местах по всему городу — не проще ли было собрать одну большую или несколько крупных сцен на улице?

Степан: Опен-эйр — опасная вещь. Здесь я бы хотел процитировать моего друга, великого русского журналиста и промоутера господина Клюкина, который делает фестиваль «Дикая мята»: «Хорошая погода — хороший фестиваль, говно погода — говно фестиваль». Никто не дает гарантии, что в двадцатых числах мая в Казани будет солнце и +20°C. А у меня, как у человека, чей первый фестиваль в 2015 году просто к чертовой матери смыл самый сильный ливень за всю историю метеонаблюдений в Москве, есть некоторые опасения.

Мне правда нравится, когда все перемещаются внутри города и сам город становится ареной фестиваля. 95% людей, приезжающих на Sziget в Будапеште, кроме острова вообще ничего не видят, и прекрасный город [остается в стороне]. Если бы я хотел сделать фестиваль за пределами города, то мог бы сделать его в Подмосковье: поля — они везде поля. Но мне хочется, чтобы дух мультикультурного синтеза, который я реально чувствую в Казани, был на глазах у всех. Вот тебе мечеть, вот синагога, вот православная церковь — все это сосуществует и становится площадкой фестиваля. Все площадки ценны и по-своему интересны как локации, горожане увидят их в другом исполнении.

— Кстати, самих площадок по-прежнему девять?

Степан: Они то отпадают, то добавляются. Думаю, их останется в районе десяти — главное, чтобы все состоялось. Вы тоже должны дать нам определенную скидку: сложно делать любой фестиваль в первый раз, а это первое мероприятие такого рода в Казани — за пределами Москвы и Питера. Плюс AWAZ проходит в постпандемийный год, и некоторые площадки находятся на грани, потому что сами с трудом выживают. Проклятый [2020] год — [нанес] огромный удар по индустрии, и особенно важно, чтобы фестиваль прошел у них и помог выжить.

— Насколько сложно было договориться с нетипичными площадками и есть ли замены — а если есть, то в связи с чем?

Степан: Все горят желанием поучаствовать, готовы всячески помочь и предоставить свое пространство. Договориться — полдела: [администрации] особняка [Демидова], синагоги, кирхи и Национальной библиотеки идут навстречу, но они абсолютно не оборудованы для подобных мероприятий, а продакшн стоит серьезных денег. Если кто думает, что Министерство культуры РТ закидывает нас деньгами — не закидывает. На самом деле, билеты на такое глобальное мероприятие [вовсе] не дорогие и не покрывают весь наш бюджет.

Иногда приходится выбирать [на что потратить деньги]. Например, среди площадок фестиваля на данный момент больше нет кирхи. Мы расставили приоритеты, и если завтра нам упадет весомая финансовая поддержка, то мы первым делом побежим в кирху и обратно ее добавим. Это вопрос только денег.

— Я правильно понимаю, самим площадкам вы не платите?

Степан: Никто бесплатно ничего в этой жизни делать не хочет. Понятное дело, у всех есть расходная часть.

— Но есть практика, когда организаторы фестиваля обещают заведениям окупаемость аренды благодаря привлечению людей в бар.

Степан: Уверен, что в этом году все увидят эти немыслимые толпы, и в следующем году будут стоять в очереди, чтобы поучаствовать [как площадка], и разговор будет другой. А пока он какой есть.

Некоторые площадки отвалились, поскольку условия, на которых они готовы позволить нам провести мероприятие, нереалистичны. Многие площадки, даже клубы, совершенно не подготовлены для концертной деятельности: на их оборудовании нельзя провести фестиваль серьезного уровня. А нам хочется все-таки его держать, чтобы люди понимали: не каждый день такое происходит — в том числе в этом клубе.

— Звук и свет вы привозите на площадки сами?

Степан: Сколько площадок, столько и вариантов. Наш технический директор мог бы рассказать депрессивную историю про то, как он «собирает паззл»: эту лампочку отсюда, ту довозим, этот комбик подойдет, а вот барабанная установка уже не годится… Все индивидуально. История еще не закончена, но я более чем уверен, что к 20 мая мы все доделаем.

— Как лайнап (если мы сейчас не говорим о шоукейсах) будет распределен среди площадок? Это случайное распределение или существует особый принцип?

Степан: Это долгая болезненная работа, в ходе которой мы представляем себе выступление и пытаемся спрогнозировать, как оно будет выглядеть. Существует множество нюансов, вроде того, что один коллектив может выступить только определенного числа, а в другом играет саксофонист, который входит в состав еще и другого коллектива.

Есть, конечно, специально придуманные вещи, вроде выступления в синагоге группы «Интурист» с социально-юмористическим подтекстом. Я горд нашей программой в особняке Демидова — это очень атмосферное место и там будут атмосферные группы. К «Норе», где, как вы знаете, клетка, тоже подобран специальный лайнап. Мы пытаемся «поженить» место и исполнителя, тут нет предвзятости и кумовства. Нас сильно прессингуют площадки и артисты, но мы сами знаем, как сделать лучше.

— Будут ли сюрпризы, подобные выступлению Устада Саами в церкви? (музыка мастера хаяла переплетена с арабской культурой; на фестивале LGW? в 2019 он выступил в Якобикерке — средневековой церкви святого Иакова, — прим. Enter)

Степан: Да, Заур Нагоев в синагоге. Раввину — респект, он удивительно приятный, прогрессивный и интересующийся современной культурой человек, и в рамках возможного он всячески идет нам навстречу. Мы готовы провести [там фестиваль] со всей полнотой уважения к иудаизму и его правилам. Главное, чтобы синагога вместила всех желающих.

— Концерты будут проходить параллельно? И если да, то как выбрать?

Степан: Так же, как вы вечером выбираете, где поесть, выпить и потанцевать. Все площадки вмещают разное количество людей: есть на тридцать человек, есть на тысячу. Если вы пришли на «Интурист» в синагогу, а там уже биток, значит, переходите дорогу и идите в «Соль», либо в «Нору». Казань — уникальный город, тут все близко.

А если вы очень хотите в конкретное место, то идите туда сильно заранее и слушайте, сколько вам нужно. В принципе, можно ничего [в расписании] не помечать и не слушать [выступающих] заранее, а просто ходить и открывать новые имена. Говна не держим, все — отборное, нормальное музло.

— На кого бы вы сами сходили при идеальном раскладе?

Степан: Мы, организаторы, ни на что в итоге не пойдем — будем бегать в ужасе, чинить проводку, успокаивать истеричных музыкантов, разбираться с площадками и пытаться умилостивить недовольных. Но если бы я мог выключить телефон на три дня, то обязательно пошел бы почти на все в особняке, а ради разнообразия сходил бы в MOÑ, уж точно в синагогу на Заура Нагоева и в десятый раз — на группу «Союз». Люблю ее: делаю концерты, но все время занимаюсь чем угодно, кроме как слушаю. Но мы же о фантастическом сценарии говорим, вот я пошел бы насладиться хоть раз. И естественно, еще на Los Pirañas.

— Ну и на Сулейманова.

Степан: Да, на этого парня нужно сходить. Я год его не видел, интересно, насколько он вырос как артист.

— Что такого интересного будет в особняке Демидова, раз вы о нем вспомнили в первую очередь?

Степан: Секрет. Будут разные, не очень стандартные артисты: совсем не звездные, но классные, которые хорошо выступают в лайве — и именно в этом антураже будут выглядеть особенно здорово.

Артем: Например, там состоится выступление группы Lucidvox.

— Сейчас в особняке есть декорации иммерсивного шоу «Анна Каренина». Будете ли вы их демонтировать?

Степан: Будем внедряться в имеющиеся декорации и обыгрывать их.

— Вы уверены, что все заявленные музыканты смогут доехать на AWAZ?

Степан: Я даже не уверен, что не умру от коронавируса до дня [начала фестиваля AWAZ]. Факт в том, что власти и мы делаем все, что в наших силах, и артисты предпринимают все усилия со своей стороны.

— Почему в программе шоукейсов не оказалось казанских лейблов? Get Busy не в счет.

Степан: А почему?

— Потому что никто давно не живет в Казани.

Степан: Давайте лучше поговорим о том, почему казанские артисты и лейблы уезжают из Казани. Вот одна из причин. Это серьезная проблема, и возможно мы затронем ее в рамках конференции. Get Busy — плоть от плоти казанский лейбл, просто люди дислоцируются в том месте, где могут максимально помочь себе и другим. Мы многое хотели, но в том числе потому, что у нас «отвалились» Bazzar и Jam Bar, не смогли реализовать всего. Также не будет шоукейса одного уфимского лейбла и брянского лейбла «край». Надеюсь, в следующем году сможем больше — главное, чтобы казанская музыкальная сцена смогла предоставить больше «снарядов».

О коронавирусных ограничениях и поддержке локальных сообществ

— Как будет организован пропуск на площадки проведения фестиваля? Все будут в масках?

Артем: Фестиваль будет организован с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. Какими будут эти требования в конце мая, не знает, вероятно, даже сам Роспотребнадзор. Требования меняются регулярно, а мы будем следить за этими изменениями.

— Будете ли вы привлекать к фестивалю локальные сообщества? Как они будут задействованы?

Артем: Во-первых, в команде фестиваля множество людей из Казани — например, ребята из Tat Cult. Во-вторых, мы обсуждали отдельный шоукейс Telegram-канала «Казанализация». Далеко не во всех регионах есть музыкальные каналы, которые пишут почти исключительно про местную сцену, а чтобы с текстами подобного уровня — таких, наверное, вообще нет. По ряду причин он все же не состоится, но редакция по-кураторски участвует в фестивале, и несколько казанских артистов добавятся в лайнап с пометкой «Казанализации»: например, «Человек Це-Це». В-третьих, мы будем делать совместный с [командой организаторов] Open Space Market маркет в парке «Черное озеро». Концепция маркета перекликается с концептом фестиваля — современное осмысление и интерпретация локальных и национальных культур.

— Сколько человек в вашей команде и могут ли горожане принять участие в организации AWAZ? Расскажите про волонтерство.

Артем: Сейчас в команде более 20 человек, и число растет практически каждый день. [Нам] уже поступает огромное количество заявок, по возможности мы всем отвечаем, и за месяц до фестиваля объявим уже официальный набор волонтеров. Они будут работать со стейдж-менеджментом, хостить артистов, работать на площадках и помогать на других позициях.

— Зарубежные журналисты писали, что из «Боли» выросло pain generation — а может ли вырасти AWAZ generation? Вы стремитесь к этому или цель фестиваля — совсем другая?

Степан: У меня никогда не было задач манипулировать массами и кого-то «растить». Просто надеюсь, что у людей появятся позитивные мысли и они пойдут творить великие дела, вдохновившись Казанью и тем, что будет происходить на фестивале. Сюда явно съедутся люди отовсюду, это будет не просто казанский или московский фестиваль, а событие, на котором люди впервые в каком-то смысле увидят друг друга, и у них по-хорошему «снесет крышу»: они вернутся домой и будут жить по-новому.

AWAZ — фестиваль о музыке и взаимодействии культур, жанров, мыслей и об обмене идеями вообще, поэтому может и вырастет новое поколение, и мир [вместе с ним] изменится. Мне кажется, 2020 год так сильно травмировал людей, что заложил основу для многих конфликтов, которые отравляют наше бытие. Очень надеюсь, что мы сможем их преодолеть.

Иллюстрации: Саша Спи

Смотреть
все материалы