Кризис, кадровый голод и тренды: Основатели архитектурного бюро AR ARCHITECTS об индустрии дизайна и архитектуры


Архитектурное бюро AR ARCHITECTS появилось девять лет назад. За это время команда выросла в пять раз, пережила кризис и открыла новый бизнес. Бюро несколько раз становилось победителем в конкурсе «Казаныш» в номинациях «Лучший индивидуальный жилой дом» и «Выбор горожан».

Enter совместно с «Мастерами» поговорил с основателями бюро Азатом Хановым и Русланом Айбушевым. О подорожании строительных материалов и российских альтернативах, некомпетентности рынка, маркетинге и лучших проектах AR ARCHITECTS — читайте в нашем материале.


AR ARCHITECTS в цифрах

2015 — год основания

15 — человек в команде

160 000 ₽ — инвестиции на старте

от 6 000 ₽ за кв. метр — стоимость дизайн-проекта

300 000 ₽ за кв. метр — стоимость полной реализации проекта

100 — реализованных проектов

2 страны и 5 городов — география проектов

От заказов для однокурсников до общего дела: Как появилось архитектурное бюро AR ARCHITECTS

AR в названии архитектурного бюро — первые буквы имен основателей Азата Ханова и Руслана Айбушева. Они вместе учились в КГАСУ по специальности «Проектирование зданий» и делали проекты для однокурсников. После окончания специалитета Азат и Руслан решили объединиться и открыть общее дело — так в 2015 году появилось AR ARCHITECTS. На старте инвестиции были небольшими: друзья арендовали офис и купили компьютеры, это стоило около 160 000 рублей.

Долгое время в команде было три человека: основатели и помощник. Новому бюро было непросто найти клиентов, так как люди не понимали, что и в каких объемах может предложить молодая команда. Это нормальная ситуация для индустрии. Как вспоминают Азат и Руслан, выбирать проекты не приходилось, брались за все, что предлагали. Первые кейсы стали отличным стартом, чтобы наработать опыт и понять, как устроена индустрия дизайна и архитектуры.

Несколько лет Азат и Руслан участвовали во всех процессах: от поиска клиентов и согласования проектов до менеджмента на стройке. Постепенно в бюро появлялось больше задач, а в команде — больше сотрудников. Сейчас в AR ARCHITECTS работает 15 человек. В команде есть понятная четкая иерархия, каждый сотрудник занимается определенными задачами. Азат и Руслан занимаются верхним управлением: с ведущими архитекторами проектов формируют и утверждают техническое задание, общаются с заказчиками.

Азат Ханов

сооснователь архитектурного бюро AR ARCHITECTS

У основателей компаний есть выбор: расти количественно и качественно или не расти и заниматься всеми задачами самостоятельно. Если цель — расти, на определенном уровне становится невозможно контролировать все процессы. Из-за того, что у нас широкий спектр услуг: мы занимаемся жилыми, коммерческими и общественными интерьерами, строим частные дома и виллы — нам нужна команда.

Раньше клиенты приходили за проектами ко мне и Руслану, они думали, что мы делаем все вдвоем. Сейчас наша задача сделать так, чтобы люди доверяли бренду и обращались не к нам, а к команде.

Азат и Руслан долгое время чертили, занимались менеджментом и следили за стройкой сами, поэтому понимают, какие люди и с какими скиллами нужны в команду. Но из-за кадрового голода (в январе 2024 года спрос на специалистов в строительной сфере вырос на 23% — прим. Enter) рекрутинг часто бывает непростым.

Кто клиенты бюро и почему за дизайном приходят к архитекторам

Работа над проектами строится по классической схеме: после брифинга команда формирует техническое задание и первые планировочные решения. Если предложение устраивает заказчика, архитекторы начинают разрабатывать визуализацию: подбирать цвета и текстуры. После согласования концепции команда начинает работать над чертежами, искать подрядчиков и планировать реализацию.

На этом этапе клиент может выбрать строителей, которых рекомендует бюро, или найти исполнителя самостоятельно. Вне зависимости от решения AR ARCHITECTS остается на стороне заказчика — это преимущество бренда. Когда чертежи готовы и бригада согласована, начинается стройка. Команда бюро контролирует все процессы и при необходимости ищет компромиссы.

AR ARCHITECTS делает проекты в Казани, Москве, Сочи, Калининграде и на Бали. В портфолио бренда — более ста кейсов. Бюро развивается в трех направлениях: команда проектирует интерьеры общественных мест вместе с застройщиками ЖК, строит дома и виллы, создает дизайн жилых и коммерческих пространств. Дизайн-проект помещения от AR ARCHITECTS стоит от 6 000 рублей за квадратный метр, полный цикл: от чертежа до сдачи объекта — 300 000 рублей за квадратный метр.

Для московского шоурума A quick buck команда бюро создала современный запоминающейся интерьер, демонстрирующий эпатажность бренда. Пространство напоминает мультивселенную, где физическая реальность интегрируется в цифровую. На потолке в основном зале расположена инсталляция со светодиодным кубом. На нем транслируют новые коллекции одежды и абстрактные видеоинсталляции. Куб дополняют брендированные шары-планеты. Одним из ключевых элементов интерьера является искусственный мех. Им оформлена мебель, пол и примерочные. Благодаря продуманной логистике и цветовым решениям шоурум стал пространством, где организовывают ивенты и собирают творческое комьюнити города.

В Казанском пространстве A quick buck дизайнеры также использовали монохромные оттенки серого и розового. Декоративная штукатурка с эффектом необработанного бетона на стенах перетекает в текстуру микроцемента на полу, акцентную розовую мебель дополняют стейшн из отражающей нержавеющей стали и арки из зеркальной мятой ткани, которая напоминает фольгу. Новый для города подход к коммерческому интерьеру и смелые акценты сделали шоурум похожим на галерею современного искусства.

Руслан Айбушев

сооснователь архитектурного бюро AR ARCHITECTS

Архитекторы строят пространство через геометрию и форму. Мы не декорируем помещение, а функционально подходим к интерьеру, работаем с эргономикой и композицией объемов.

Наши проекты отличаются смелыми оригинальными решениями. Они разные, так как мы учитываем ДНК каждого бренда, с которым сотрудничаем. Единственное, что их объединяет — хорошая геометрия, композиция и многоплановость. Мы делаем продуманные помещения с правильным объемом, палитрой и цветовыми акцентами.

Как строится воронка трендов в дизайне и на какие стили стоит обратить внимание

По наблюдениям Азата и Руслана, тренды в дизайне живут около трех лет: от новой идеи в уникальных проектах до использования стиля в среднем и массовом сегменте. В Москве актуальные решения распространяются быстрее. Когда в столице тренд становится нормой, в Казани он только появляется, в периферийных городах на него обращают внимание еще позже. В момент, когда дизайн адаптирует массовая аудитория и трендовые вещи появляются на маркетплейсах, стиль можно считать изжившим себя.

В 2024 году основатели AR ARCHITECTS рекомендуют обратить внимание на ваби-саби. Во вдохновленной дзен-буддизмом эстетике нет внешнего лоска и чистых линий. В простой почти аскетичной планировке минимум вещей и только необходимая меблировка, нейтральные естественные оттенки не отвлекают и не нарушают визуальный баланс.

В интерьере бистро Agafredo на ул. Галактионова команда AR ARCHITECTS переосмыслила минимализм и стиль итальянских заведений. Основой дизайн-концепции стали классические интерьерные традиции европейского средиземноморья: лаконичность, свет, детали и деревянная мебель. Эффект мономатериального пространства создает декоративная штукатурка с фактурным рисунком. Бар выполнен в духе итальянского павильона и облицован керамической плиткой ручной формовки. Уютная обстановка и энергия пространства погружает в романтичную атмосферу Италии.

От лофта и скандинавского стиля лучше отказаться и проявить креативность. По прогнозам экспертов, дизайн станет более индивидуализированным и смелым. В интерьере появятся необычные неприспособленные формы, концепция помещения будет строиться вокруг акцентной мебели и деталей, появится больше предметов на стенах.

Как кризис помог открыть новый бизнес

С 2022 года стоимость материалов выросла более чем в два раза. В такой перестройке рынка Азат и Руслан видят и плюсы. Раньше для клиентов «российское» означало некачественное, хотя многие отечественные бренды не уступали зарубежным. За время пока импортные марки были в дефиците, люди привыкли к альтернативе, российские производители хорошо себя показали и зарекомендовали.

Кроме повышения цен на материалы AR ARCHITECTS столкнулось с оттоком клиентов: около 90% заказчиков в первые месяцы после начала СВО приостановили сотрудничество. У основателей бюро появилось время реорганизовать процессы и даже создать новый мебельный бренд MASS FURNITURE. Есть как необычные модели типа дивана из розового меха и дивана-трансформера в виде 20-метрового цилиндра, так и классическая мебель в минималистичном стиле. Азат и Руслан продают мебель и комплектуют ею свои проекты.

Зачем архитектурному бюро продвижение и причем здесь фрилансеры

По словам Азата, порог входа в индустрию достаточно низкий, в том числе из-за популярности курсов для дизайнеров интерьера. Исполнители без классического образования часто предлагают некачественные услуги по прайсу в два раза ниже. Проблема в том, что после сотрудничества с такими дизайнерами, клиент разочаровывается вообще во всех специалистах. Несмотря на этот триггер, в масштабах индустрии фрилансеры не вредят профессионалам. Скорее наоборот, ценность бюро, которые вкладываются в репутацию и бренд, только растет.

Чтобы донести клиенту уровень компании, объяснить, чем команда профессионалов отличается от дизайнеров, которые предлагают проект за меньшие деньги, нужно заниматься продвижением и PR. Долгое время заказчики приходили в AR ARCHITECTS благодаря сарафанному маркетингу и личным знакомствам с основателями. Сейчас очевидно, что этого недостаточно: чтобы развиваться и расширять географию проектов, нужны дополнительные инструменты.

Азат Ханов

сооснователь архитектурного бюро AR ARCHITECTS

Запрос на продвижение был всегда, но серьезно заниматься PR мы начали год назад. Это была понятная история: нам нужно строить бренд, чтобы оправдывать стоимость, нужно рассказывать о проектах и привлекать новых клиентов.

Первой задачей было собрать портфолио из старых кейсов и начать фиксировать новые, то есть качественно снимать их и публиковать на всех ресурсах. Раскрутка бренда — это вторая задача. В продвижение можно вкладывать бесконечно: сколько есть сил, столько и вкладывать, это всегда приносит результат.

За непроектные задачи в AR ARCHITECTS отвечают три человека: графический дизайнер, SMM- и PR-специалисты. Архитектура, с точки зрения продвижения, — сложная сфера. Есть много технических моментов, о которых возможно написать только вместе с командой проекты. SMM-специалист бюро Елена Яковлева структурировала работу: теперь архитекторы отвечают на вопросы пиарщиков на каждом этапе проекта. Так Елена понимает, что и о чем рассказывать на внутренних и внешних ресурсах. Кроме ведения социальных сетей, AR ARCHITECTS для продвижения публикует проекты в журналах, участвует в выставках и конкурсах.

Во что можно трансформировать архитектурное бюро: План AR ARCHITECTS на ближайшие пять лет

Архитектурное бюро — один из инструментов достижения цели Азата и Руслана. В планах отказаться от взаимодействия с клиентом и уйти в девелопмент. AR ARCHITECTS станет компанией, которая будет разрабатывать и реализовывать проекты поселков и небольших частных секторов. У бюро есть насмотренность и понимание, чего хочет клиент, поэтому создать хороший продукт будет несложно.

Руслан Айбушев

сооснователь архитектурного бюро AR ARCHITECTS

Мы на пути к цели. У нас есть проекты вилл, но пока это все еще работа с клиентом, его бюджетом и техническим заданием. Хотелось бы заниматься всеми этапами планирования и реализации самостоятельно. Взять и сделать дом для клиента, который не будет мучить себя стройкой, а просто возьмет и купит. Это как с машиной: пришел в салон, посмотрел, потрогал, понравился автомобиль — купил. За тебя подумали, все сделали, остается только выбрать готовый продукт.

Текст: Ксения Монастырская
Фото: предоставлены AR ARCHITECTS

Смотреть
все материалы