Кто приехал на театральную лабораторию «Свияжск АРТель»


Известные кинорежиссеры, театральные критики и обычные посетители на «Свияжск АРТели».

«Свияжск АРТель» держал зрителей в неведении практически до самого конца. Полная программа была озвучена лишь за несколько дней до начала самого фестиваля. В прошлом году гостями театральной лаборатории стали около 500 человек, в этом году их количество увеличилось практически в два раза. Редакция Enter отправилась на остров Свияжск, чтобы своими глазами увидеть, как именитым драматургам удалось поставить эскизы спектаклей, и расспросить зрителей, что они думают о жанре site specific, о современном искусстве в целос и о перформансах на открытом воздухе.

Алексей Киселев, театральный обозреватель «Афиши» (Москва)

1-1.Алексей Киселёв

Я поражен высочайшим уровнем работ, которые нам представили участники лаборатории. Это эскизы «Единственный берег» Романа Феодори, «Время Свияжска» Регины Саттаровой и «Места которые» Дмитрия Волкострелова. Все они были очень разные.

В первом случае — актерский театр в замкнутом пространстве на основе сказочных эпически-иронических текстов Юрия Клавдиева. Они невероятно работают на местную публику, потому что каждый понимал, о чем они написаны. Я не знаю, как можно было так быстро это придумать и отрепетировать, потому что эскиз выглядит, как завершённый спектакль. Не хватает только точности в актёрском исполнении.

Второй спектакль — уличный, на дебаркадере, сыгранный с очень четким пониманием жанра site specific, потому что на него работает всё: небо, катера, голуби, вертолеты, автомобили. Это превращается в яркий, живописный акт, некий визуально-акустический опыт. Спектакль по тексту драматурга Павла Полякова очень фрагментарный, неигровой, аккуратный — ощущение, что смотришь авторское скандинавское кино. Это процесс, в котором не важна даже история. Просто на твоих глазах происходит нечто очень красивое — и может длиться вечно. При том, что это абсолютно одноразовая вещь.

Третий спектакль поставил Дмитрий Волкострелов — режиссер, который занимается современным искусством, но называет это театром. Здесь он сделал своеобразный музей: расставил по всему острову маленькие таблички, которые зрители должны были отыскивать по карте. Подспудно получается так, что человек обходит весь Свияжск и смотрит на него с самых необычных, очень странных сторон. Он обнаруживает вещи, которые в обычной жизни кажутся неважными. Но когда на них падает фокус внимания, именно они могут оказаться самыми важными. Это очень интересная штуковина, которую невозможно посмотреть целиком — только фрагментарно.

И это самое крутое в лаборатории. Все очень разное, но абсолютно завершенное и сделанное на очень высоком художественном и качественном уровне.

Дария Гомес, актриса (Москва)

2-2.Дария Гомес

Я увидела в ленте Фейсбука уведомление, что в Свияжске стартует театральная лаборатория и начинается кастинг актеров, которые хотели бы принять в ней участие. Хотела попасть к режиссеру Дмитрию Волкострелову, но когда отправляла заявку, не знала, что меня выберет именно он. Впечатления очень интересные: после шумной Москвы здесь ощущается спокойствие и полное погружение в работу.

В нашем проекте мы получили очень важный и интересный актерский опыт, потому что мы были не только исполнителями, но и авторами эскизов, которые в итоге показывали зрителям. Это был театр-променад, и поэтому сначала мы обошли весь остров, чтобы найти для каждого из нас место, которое показалось бы особенно интересным или важным. Потом мы изучали их, рассматривая с исторической, духовной и энергетической точек зрения. После этого сами писали тексты, обменивались ими и слушали, как они звучат в чужих устах. Что-то корректировали, где-то меняли, и в итоге создали маршрут по всему острову, пятнадцатью точками которого стали мы сами. Это был не туристический маршрут, а дорога тех людей, который имели возможность пожить здесь неделю, закрыться, почувствовать остров и найти, как он отбивается внутри каждого из нас.

Мне лично понравилось место, которое находится возле церкви. Сейчас там улица Московская, а до затопления (я ходила изучать старые карты города) там было два пути: на Казань и на Чебоксары. На этом месте, мне казалось, ждали путников. Сейчас там есть драги, которые чистят почву и делают реку глубже для того, чтобы заходили паромы. Звуки от них днем похожи на песни китов, а ночью это звучит по-настоящему страшно. Словно место кто-то отмаливает. Будто эти драги закапывают под воду и глину весь негатив, который здесь был: расстрелы, ссылки и всех тех, кого здесь замучили.

Алексей Федорченко, кинорежиссер

3-3.Алексей Федорченко

На лаборатории я первый раз, но в Свияжск приезжал еще лет 10 назад, когда город стоял в переходной эпохе от прошлого в настоящее. Не было никакой реставрации, но была очень интересная жизнь: спокойная, насыщенная, не похожая ни на что. Сейчас я несколько дней привыкал к новому городу и привык, потому что другого выбора нет. Старое умерло, а в новую концепцию очень хорошо вписывается «АРТель». Театральный остров — это прекрасно. Я вообще обожаю лаборатории и стараюсь их посещать — недавно был в Казани на «Город АРТ подготовке». В этот раз меня пригласили показать мои документальные фильмы «Банный день» и «Давид». Зритель был очень хороший, для них эти истории стали открытием, поэтому после показов все остались и долго обсуждали.

Потом я пошел по местам, отмеченным на карте Волкострелова. Обошел весь остров, сделал большой круг. Оказалось, что я пошёл не туда. И когда нашел, наконец, первое место, был страшно зол на Диму. А когда прочитал текст, понял, что надо мной издеваются. Обиделся, пошёл в номер, но потом вышел и случайно обнаружил второй объект: скамейку с надписью «Здесь существует возможность театра». А там хорошо так, тенёчек, ветерок дует. Я сидел и случайно начал наблюдать за этой скамейкой. Это не театр, это уже кино. Потому что там начали происходить какие-то события, связанные с этой табличкой, и это нужно было снимать. Она несколько раз падала, ее переворачивали, дети с ней играли, потом кто-то хотел её украсть — это целая история! Мне очень понравилось. Настолько, что я не стал смотреть дальше — мне было достаточно этого опыта. Возможности здесь бесконечные. Даже я начал думать о театре.

Диана Татарская, гость лаборатории «Свияжск АРТель»

2-2.Диана Татарская

Я приехала на лабораторию, потому что моя подруга Резеда Хадиуллина играла в спектакле «Время Свияжска». Очень хотелось посмотреть, что у них получилось, ну и поддержать её, конечно. Поэтому я взяла с собой целую компанию друзей. Мы первый раз в Свияжске, и если бы не «АРТель», не знаю, когда бы еще сюда выбрались.

Я не совсем понимаю современное искусство и редко хожу на такие спектакли, поэтому перформанс на открытом воздухе увидела впервые именно здесь. Впечатления от эскиза Регины Саттаровой, конечно, странные. Немного занудно — но, кажется, именно этого режиссер и добивался. Само название — «Время Свияжска» — очень хорошо отображает, что здесь происходит. Как медленно здесь течет жизнь, как себя ведут местные жители. И, мне кажется, для острова очень полезны такие театральные лаборатории. Благодаря им, сюда приезжает много молодежи, и город постепенно оживает и развивается.

Зарина Бахтиева, гость лаборатории «Свияжск АРТель»

5.Зарина Бахтиева

Я приехала сюда первый раз, и мне очень понравилось. Здесь такая творческая атмосфера, и в то же время ты на природе — вместе это создает совершенно неповторимые эмоции! К тому же, я интересуюсь современным искусством. И меня радует, что на таких лабораториях оно очень сильно развивается.

Посмотрела эскизы «Единственный берег» и «Время Свияжска». В эскизе Феодори очень сильный эмоциональный окрас, во многом благодаря прекрасному тексту драматурга Юрия Клавдиева. Думаю, он имеет будущее — его вполне можно показывать и в Казани. А второй слишком привязан к Свияжску, потому что сделан с жанре site specific и возможен только здесь.

Алиса Сафина, гость лаборатории «Свияжск АРТель»

6.Алиса Сафина

Об «АРТели» мне рассказали знакомые, которые ездят сюда уже не первый год. Было столько хороших отзывов, что в этот раз я тоже решила приехать. Мне все очень понравилось, каждый эскиз был сделан на высоком профессиональном уровне, актёры прекрасные, а режиссёры, говорят — суперзвезды. Не испортила впечатление даже ужасно жаркая погода.

С современным искусством я уже была знакома, поэтому такая форма меня совсем не смутила. Конечно, «Единственный берег» зацепил меня сильнее. Актёры очень органично существовали в этом эскизе, создавался настолько живой интерес, хотелось и дальше на них смотреть. Кроме того, в самом тексте подняты такие громкие проблемы, как расизм, классовое неравенство и стереотипное мышление. Они хотели показать, что с этим можно и нужно бороться. Это меня очень затронуло.

Я считаю, что для острова это очень важное событие, которое помогает ему развиваться как в культурном, так и в экономическом плане. Кроме того, благодаря этим эскизам сотни туристов узнают об истории Свияжска в такой простой и красивой форме. Вообще, здесь есть все, что нужно для идеального уик-энда: искусство, история, кафешки и пляжи.

Марина Лавренко, педагог-психолог (Москва)

7-7. Марина Лавренко

Я никогда не была в Казани, и тем более в Свияжске. Я хотела сюда приехать, но я не настолько воцерковленная, чтобы ходить только по храмам. Поэтому когда узнала о лаборатории, поняла: это место, куда я должна срочно выехать! «АРТель» мне показалась глубже и интереснее, чем какая-то экскурсия. Мне кажется, что ребята просто молодцы, что делают такую лабораторию. Я очень им благодарна за этот день. Такие проекты полезны кому угодно: молодые, интересные ребята встречаются, и даже если они куражатся — это здорово. Я почувствовала, как мне здесь хорошо.

Посмотрела два эскиза: «Единственный берег» и «Время Свияжска». Первая работа мне ближе, поскольку похожа на playback-театр — она более психологична. А ребята из второй группы классно работают телом. То, что немножечко занудно — не страшно. Они же показывали себя, как профессионалы. И им это удалось. И постановщик показал, как может это подать. Ведь ничего лучше реки для этого сонного царства быть не может.

Олег Лоевский, театральный деятель (Екатеринбург)

8-8.Олег Лоевский

Лаборатория — это всегда движение, всегда путь. И мы на этом пути — когда более удачно, когда менее — идём и идём, идём и идём. И здесь не может быть неудач. Потому что лаборатория — это исследование, а опыт, даже отрицательный — всё равно опыт. Каждая лаборатория исследовала разные аспекты театрального сознания, её реальности, взаимодействия.

Чем эта лаборатория отличается от предыдущих? Да всем! Другие воздух, вода, люди, взаимодействие с материалом. В этот раз работа началась до начала «АРТели». Привезли драматургов, которые сидели на острове, грезили, бредили, писали тексты. А объектом изучения являлся еще и наш зритель. Сюда приехали почти 400 человек, а значит, мы стали каким-то витамином, который люди хотят проглотить в надежде, что у них не отнимутся мозги. Один из них здесь уже третий или четвёртый раз. Для него мы уже часть жизни, и мы ему зачем-то нужны. Зритель теперь готов к эксперименту. Не факт, что он готов его принять. Но он готов вступить с ним во взаимоотношения. Человек встал и сказал: «Мне не нравится, но я хочу об этом поговорить». Все! Значит, он нам не враг.

Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы