Музыкант Джерро Вандал — о церкви, Канье Уэсте и поиске нового
Резидент американского лейбла Soulection Джерро Вандал в этом году впервые приехал в Россию — один из его концертов состоялся в Jam Bar. Диджей из Амстердама известен публике прежде всего благодаря официальным ремиксам на Dua Lipa, G-Eazy, Snakehips, A-Trak и Diplo. Песни, которые и без того слушает весь мир, еще сильнее расходятся по сети в приятной электронной обработке.
Enter встретился с Джерро перед выступлением и поговорил с музыкантом о влиянии церкви, увлечении граффити, творчестве Канье Уэста и способах стать популярным музыкантом.
Влияние церкви и деда-продюсера
Мой путь в музыке начался благодаря семье. Отец слушал много джаза, R’n’B, соула, а дедушка был музыкальным продюсером, продвигал голландский фолк. Вокруг меня всегда было много музыки и клубной культуры, потому что родители танцевали в больших амстердамских клубах, вели в каком-то смысле сумасшедшую жизнь — там они, собственно, и познакомились. Когда я родился, папа начал ходить в церковь, стал священником и рассказал о христианстве маме. Так я оказался в церкви, где посещал воскресную школу и впервые занялся музыкой — сел за барабанную установку. Церковь дала мне первый опыт выступления в группе; там я научился тому, как строятся песни из разных инструментов — барабанов, баса, фортепиано, голоса и так далее. Самими барабанами я занимался десять лет.
Конечно, когда ты молод, слушаешь много всего разного. Пытаешься идентифицировать себя в этом мире, а если ты еще и интересуешься музыкой, то стараешься найти среди разнообразия нечто свое. Какое-то время я слушал рэп и хип-хоп, а мы знаем, что большая часть хип-хоп музыки выстроена с помощью компьютера — как минимум, драм-машин. Я тогда задумался, как получается такой звук, и понял, что это все делает программное обеспечение. Так как мой дед занимался этим, я обратился к нему с просьбой показать мне программу, и в ней начал писать биты для друзей, сочинять что-то. Это было в средней школе. Позже я стал получать музыкальное образование в Нидерландах: до сих пор изучаю технические моменты, правила построения миксов, музыкальный продакшн и немного теории.
Переход к электронной музыке
Однажды мои друзья устроили вечеринку с электронной экспериментальной музыкой, где были представлены все жанры, начиная с дабстепа. В это время я продюсировал много музыки и только-только начал набирать популярность на SoundCloud, и когда меня позвали, сказал себе, почему бы не попробовать делать что-то в качестве диджея. Тем более, что накануне я посетил специальный воркшоп в Амстердаме.
Выступление прошло успешно, и с того самого момента я окунулся в электронику, начал понимать разницу между сценами, развиваться в этом направлении. Благодаря вечеринке я познакомился с Iamnobodi из Soulection, лейбл сделал взрывной релиз моей музыки, и так я стал известен как электронный музыкант.
Первый трек, который я выпустил, был опубликовал на YouTube в 2012 году — его до сих пор можно запросто найти в интернете. Это был экспериментальный бит, назывался Window tags: он собран из стучания камней, звуков метро и всего такого. Что я чувствую, когда переслушиваю его? Мне кажется, это все еще классная музыка. Конечно. она могла быть и лучше, но я не могу сказать: «О черт, я ненавижу этот трек». За прошедшие годы я вырос, да и было бы странно, если бы ничего не поменялось.
Связи с музыкальным миром
Коллаборации зачастую возникают естественным путем. Мне просто нравится какая-то услышанная музыка, и я пишу ее автору с предложением сотрудничества. Иногда так же пишут мне, а порой работает менеджмент и мы делаем студийные сессии. Бывает так, что я сижу в студии, приходит человек, мы знакомимся, разговариваем, узнаем друг друга и просто начинаем делать музыку спонтанно. Также разнообразить треки мне помогают друзья, среди которых есть неплохие пианисты и басисты — зову их, когда хочу добавить в треки живой музыки. Мы наигрываем что-то вместе, а потом я использую фрагменты.
Вообще, в Амстердаме очень хорошая музыкальная сцена, там много действительно крутых техничных артистов, и их уровень очень высок. Сама сцена, конечно, довольно узкая в смысле того, что происходит много постоянных коммуникаций между продюсерами и диджеями — все мы друзья и вдохновляем друг друга. У меня нет страха потеряться в этом потоке, потому что я вдохновляюсь оригинальными треками, которые издаются на лейблах по всему миру, собираю материал из путешествий, слушаю старый соул и умею абстрагироваться, когда нужно.
Вдохновение в граффити и треках Канье Уэста
На самом деле, вдохновение витает повсюду, и его потоки не поддаются никакому контролю. Иногда оно приходит не из музыкальной среды: ты просто делаешь что-то стороннее, с друзьями болтаешь и получаешь идеи, например. Один из источников моего вдохновения — граффити. Спонтанно, если у меня есть время, я отправляюсь в магазин и покупаю много краски, а потом иду куда-нибудь рисовать. Это вряд ли когда-то станет моим серьезным увлечением: все-таки граффити не одобряет закон и чтобы заработать, надо быть большим художником. Так что для меня это один из способов самовыражения. Возможно, когда-нибудь я использую рисунки для мерча Vandalized.
Иногда может показаться, что в мире все давно изобретено. Я согласен и не согласен с этим одновременно. То, что создается сейчас, — по сути материальное воплощение идей и желаний разных людей: такими когда-то были летательный аппарат, телефон и интернет. В музыке для создания нового можно создавать ремиксы или использовать кучу абстракций. Второй техники придерживается, к примеру, Канье Уэст. Когда услышал его впервые, подумал: «Что это вообще за фигня», — до сих пор не уверен, что мне нравится музыка Уэста, но то, как он строит треки, достойно называться настоящим музыкальным исследованием.
Музыка в разных странах
Нам хорошо известны артисты из США и Великобритании, потому что они очень мощные в смысле музыки: туда стекаются из разных стран в поисках славы и денег. Тем, кто живет в государствах поменьше — той же Африке, — бывает тяжело перебраться, и таланты тратят больше энергии, чтобы в принципе быть услышанными. При этом у них больше шансов понравиться, потому что музыка отличается от того, что уже и так есть на большой сцене. Чтобы привлечь внимание к себе, им достаточно воспользоваться интернетом — залить музыку и немного подождать.
Я постоянно путешествую благодаря концертам в разных странах и в каждом месте нахожу интересную самобытную музыку, которую стараюсь запоминать или использовать. Если есть время, делаю семплы. Например, в Дубае играл замиксованную песню из европейского фольклора, и публика пришла в полный восторг. В Казани я готовил три микса к вечеринке в «Джеме», поэтому не успел найти локальную музыку, зато получил много писем от местных продюсеров — конечно, это нельзя назвать аутентичными композициями, но все равно есть в них что-то особенное.
Что такое успех
Настоящий успех — получить признание людей, когда они зовут тебя на вечеринки, слушают твою музыку. Это дает силы и смысл жизни. Моя аудитория очень разнообразная и тот факт, что все эти люди ждут именно мои выступления — большая гордость. Топ стран в плане публики — Южная Корея, Австралия, Португалия. Периодически меня тепло встречают в Лондоне и Амстердаме, но самые сумасшедшие шоу были в джунглях Уганды и на большом корабле, который следовал из Сингапура в Пхукет и обратно.
Еще одна сторона успеха — возможность посвятить все твое время главному увлечению, и сейчас у меня все так. Я живу ради музыки и совершенно не хочу возвращаться к «работе на дядю». Я счастлив, что могу получать деньги за то, чем сейчас занимаюсь.
Текст: Анастасия Тонконог, Камиль Шоф
Фото: Данил Шведов
все материалы