Нияз Игламов: «В нашей области мы работаем со штучным товаром»


О современном поколении, «сбитых летчиках» Казанского университета культуры и необходимости хороших менеджеров в креативной индустрии.

«Штаб» запустил крупнейший 70-ти дневный проект «Битву креативных менеджеров». Два с лишним месяца лучшие специалисты будут выявлять самых творческих людей Казани, чтобы объединить их и сделать из ребят специалистов, способных организовывать мероприятия различных направлений и уровней.

Enter встретился с одним из наставников проекта, Ниязом Игламовым, организатором театральных событий и постановок, театральным критиком, членом общественного совета по культуре РТ, руководителем литературно-драматической части татарского академического театра им. Г.Камала. Он рассказал, что общего у современного креативщика и человека эпохи Возрождения, почему нельзя описать одним словом новое поколение и почему нет ничего важнее работы в команде.


О своём участии в «Битве креативных менеджеров»

«Битва креативных менеджеров» — это громкое название, которое круто будет смотреться в хэштегах. Но если говорить о сути мероприятия, то это некий конкурс творческих проектов. Ребята присылают заявки, их отбирают эксперты, а впоследствии судят, насколько удачной получилась реализация каждой идеи. И если в этом конкурсе есть направление «Театрально-перформативное искусство», почему бы мне не выступить в роли эксперта? Я представляю академическое направление в театральном искусстве, она — современное. И вдвоём мы сможем быть полезными этим ребятам, познакомить их друг с другом, а впоследствии выявить важных для театров людей.

Сам проект создаст резонанс и событийность в городе по таким разным направлениям, как музыка, театральное искусство, мода и спорт. А это уже синергия и начало центростремительных процессов. Весь ХХ век наука делилась на разные ответвления, а сейчас происходит то же самое, что на рубеже Средневековья и Ренессанса. Человек эпохи Возрождения одновременно был и анатомом, и физиком, и философом, и мистиком, но при этом живописцем и стихотворцем. Я не питаю надежд, что в этом проекте таких людей будет много: в нашей области мы работаем со штучным товаром. Но даже если один человек из пятидесяти начнёт не только творчески мыслить, но ещё и администрировать свою работу, структурировать её, научится работать в команде — всё уже не зря.

В работе над масштабными проектами (например, международным фестивалем) у каждого должна быть чётко прописана зона личной ответственности. Если ты занимаешься встречей VIP-персон, у тебя не должна болеть голова насчет растаможки реквизита для спектаклей или расселения гостей по отелям отелям. Но, чем ярче креативщики, тем больше у них возникает творческих споров в подобных ситуациях, и нужно учить их, как безболезненно выходить из этих скандалов. Ведь целью таких конфликтов являются не дрязги, а попытки улучшить общее действо. И этот опыт я тоже хочу передать участникам «Битвы».

img_1297-1

О воспитании креативного поколения

Методов воспитания целого поколения, ориентированного на креативную индустрию, попросту нет. Но именно сейчас нужно пытаться это делать путём коллабораций, своего рода коммун, через инструменты лофтинга и мест, где будет перемешиваться между собой творческая тусовка и будут возникать новые, интересные проекты. В той же «Битве креативных менеджеров» люди должны будут учиться выстраивать диалог внутри команды и ориентироваться на реализацию конкретной цели. Да, возможно, на уровне этого проекта мы не добьемся каких-то выдающихся результатов, но это прекрасный задел на будущее. Ведь ребята общаются между собой, учатся у наставников, лекторов и экспертов, и таким образом чувствуют себя частью некоего общего движения и структурируют информацию у себя в мозгах. Это «теория малых дел»: мы поменяем мышление у нескольких человек, они заразят этими идеями других.

Вообще, я не могу ничего сказать о том, какое оно — новое поколение. Та область, в которой я работаю, предполагает наличие ярких личностей. Если они не будут фонтанировать энергией и идеями, то просто не смогут состояться в профессии. Я вижу лучших из лучших, поэтому говорить о молодёжи в целом я не могу. Наверное, если пройтись по окраинам города и посёлкам вблизи Казани, она там будет совсем другая. И с этими ребятами тоже нужно работать, создавать для них обучающие творческие программы. Но на это нужны средства, и поэтому мы сейчас привлекаем внимание властей республики таким ярким проектом, как «Битва креативных менеджеров». Ведь государство с неизбежностью выступает спонсором любых масштабных событий и творческих инициатив, — хотим мы этого или нет. Поэтому нужно выстраивать с ним коммуникацию и активно приглашать чиновников на свои мероприятия. Им тоже интересно, они тоже ищут молодую поросль. Это симбиоз: одни делают крутые проекты, а другие оплачивают их работу.

img_1289-1

О креативных менеджерах в театре

Театр — это всегда креатив. Даже если он уходит в консерватизм, он всё равно остаётся креативным. Иначе он просто не может существовать. Выбор пьес и постановка спектаклей — это творчество в чистом виде. Но бывает так, что режиссёр и актёры создают нечто прекрасное, а менеджер не может это продать. Вообще, привлечение внимания к своим проектам — это очень важный момент. И здесь возникает потребность в свободомыслящих людях. Нужны специалисты по пиару, маркетингу, рекламе, — все эти сегменты современного театра очень чётко переплетены и здорово помогают продвинуть многие спектакли. Чем большую аудиторию ты привлечёшь, тем коммерчески успешнее ты будешь.

Без менеджеров зачастую невозможна продуктивная работа. Их нехватка в нашей стране очень чувствуется. Сейчас в театрах на этих должностях работают самые разные люди: выпускники консерваторий, институтов культуры, художественных школ. Даже если в программе этих учебных заведений был заложен курс менеджмента, то на уровне практики он оказывался очень и очень слабым. Надо вооружать студентов соответствующим инструментарием с младых ногтей и отправлять в театры, цирки, консерватории — только тогда они будут знать процесс изнутри. Но в ВУЗах преподают теоретики, которые в большинстве своём не провели ни одного мероприятия и не садминистрировали ни один серьёзный фестиваль. А люди, которые действительно чем-то занимаются, просто не могут найти время на преподавание. Поэтому наш институт культуры — это, за редким исключением, «сбитые лётчики», которые зациклены на теории и не знают ничего на практике. Пока они пять лет переписывают свои методички, у нас полностью меняется структура управления организацией. Отсутствие связи теории с практикой — это вообще огромная проблема российского образования.

Конечно, мы не можем в корне изменить ситуацию в рамках одной «Битвы». Но у меня есть опыт проведения ежегодных международных фестивалей, в которых участвуют десятки коллективов из разных стран мира. Инна Яркова, напротив, может рассказать о том, как проводить мероприятия, если у тебя в команде всего три человека, и каждый выполняет с десяток функций. И все наставники из разных направлений могут поделиться таким же практическим опытом, который, безусловно, будет полезен молодым креативным менеджерам.


Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы