Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани


Из первых рук


Казанская электронная сцена вырастила многих талантливых артистов, которые сейчас выступают не только на локальных площадках, но за рубежом. К 2022 году часть из них переехала в Москву, другая — релоцировалась. Из-за этого развитие культуры будто бы остановилось, а одновременно с этим обновилась публика и стала выдвигать новые требования.

Очевидным решением проблемы стал поиск новых имен. В ноябре прошлого года команда бара «Соль» объявила набор музыкальных диггеров, диджеев и меломанов, а в декабре open call анонсировал и Werk. Бар на Профсоюзной отдал предпочтение легким и мелодичным жанрам: танцевальной музыке, поп-песням, джазу, этнике и другим. Так на вечеринках стали появляться новые артисты.

Werk пошел дальше и, получив более сотни откликов, 14 апреля решил провести отдельную вечеринку-презентацию новых имен под названием UPDATE. Ее цель — обновить электронную культуру и дать артистам возможность заявить о себе и поделиться своим творчеством, используя арт-пространство как рупор и площадку для тренировки навыков. Лайнап получился смелым, но в него попали далеко не все артисты — в дальнейшем Werk планирует провести второй open call и еще одну подобную вечеринку.

Большинство артистов публикуют музыку только на Soundcloud, поэтому виджеты с треками могут работать не у всех. Чтобы открыть их, попробуйте сделать это из другой страны (виртуально).

Илья Файнберг

сооснователь и арт-директор Werk

Казань имеет сильную электронную школу и хорошую репутацию и периодически выдает по-настоящему интересных артистов. PTU, «АИГЕЛ», Timur Ptahin, Винер, YancityGurl, Yung Acid, Dj XNX, GetCosy, AN System, Fobos Hailey, Hatewax, диджеи-любимчики казанцев Денис Enfant и Маша Volum сейчас вовсю покоряют лучшие танцполы Москвы. Все они — состоявшиеся, но, конечно же, есть еще множество артистов «на пути».

Признаюсь честно, опыт прослушивания анкет участников open call в Werk был для меня одним из самых интересных за последние годы. Неожиданно я услышал приличное количество интересных артистов и испытал радость за наше музыкальное будущее. Очень надеюсь увидеть ребят из UPD в вышеупомянутом списке через несколько лет.

Главный критерий конкретно к ивенту UPDATE — «свежесть». Про каждого музыканта можно говорить отдельно довольно долго, но лучше прийти и послушать каждого с самого начала. К примеру, у нас будет три абсолютно разных лайва от DNTTSM, Om1ji и Milli Mon, которые я бы точно не пропустил. Также в афише много молодых, классных и смелых диджеев, чьи имена вы увидите в наших лайнапах еще не раз.

Помимо артистов, работающих со звуком, мы выделяем медиахудожников, которые, как правило, они находятся в тени. Наша гордость — Женя Мусина, художник по свету Werk, часть команды Watch Me Visuals. Она уже пару лет самостоятельно придумывает классные концепции стейджев и управляет светом. Еще я хотел бы отдельно обратить внимание на Нурию Нургалиеву — уже известную и очень талантливую диджитал-художницу.

DNTTSM

Экспериментальная музыка от скейтера — переворот с ног на голову в воздухе

Артур родился Ижевске и начал экспериментировать с музыкой там: играл на барабанах, был участником хардкор-группы и позже благодаря другу познакомился с электронным звучанием. Три года он живет в Казани — днем катается на скейте и рисует, а ночью создает новые музыкальные работы. На вечеринке UPDATE он впервые выступит с лайвом.

«Когда мой друг, саунд-дизайнер и авангардист Setta впервые включил электронную музыку, у меня пошли мурашки по телу и мне самому захотелось попробовать себя в этом направлении. Раньше я играл на барабанах и презирал электрон, отдавая предпочтение живой музыке. Но позже остановился на компьютерном звучании, потому что оно дает полную свободу действий: любой звук ты можешь превратить во что угодно и к тому же все необходимое всегда под рукой. Звучание зависит только от от твоей фантазии.

Моя музыка — это смесь нескольких жанров, приправленная небольшой ноткой перегруза. Смысл в треках всегда один — это свобода. И если вы решили познакомиться с моим творчеством, просто слушайте. Не думайте — отдавайтесь порывам своего тела, делайте нелепые движения и кивайте головой в такт.

Мне не нравится следовать музыкальным правилам, поэтому и процесс записи зачастую проходит просто: я сажусь за макбук и начинаю много экспериментировать. Все это может занять от трех часов до пяти-шести дней. Некоторые мои работы и вовсе не дописываются. У меня давно не было релизов, потому что я готовлю все для UPDATE. В целом российская электронная сцена не торопится и постепенно набирает обороты. Наверное, это происходит потому, что людям больше нравится слушать модный рэпчик. Сейчас я могу отметить только один лейбл с сильной базой — Hyperboloid records; люблю слушать их релизы, потому что они интересные. Чтобы повлиять на русскую сцену, нужно чаще экспериментировать, не боясь осуждения со стороны. Вечеринка в Werk может дать старт новым направлениям и новым лицам, ведь здорово услышать музыку других людей».

Peroxid

Сочетание высокоскоростного техно с грязными синтами и вокалом на высоком регистре

В детстве Дана играла на скрипке и фортепиано, в подростковом возрасте была электрогитаристкой в музыкальной группе и часто ходила на вечеринки и фестивали. Увлечение музыкой стало занимать большое место в жизни — сейчас она развивается как диджей и пробует разные стили.

«Музыка всегда была где-то рядом со мной — это мой второй язык, смыслы которого я могу передать через игру. В 2019 году я впервые побывала на питерских “Кислотах” (андеграундная вечеринка на площадке «Клуб», — прим. Enter). Помню, всю ночь прямую бочку сменял эйсид-хаус, скорость стремительно росла и толкала жанр к несущемуся трансу, поэтому в семь утра все кричали: “Я ничего не понимаю!”, — это была строчка из недавно вышедшего на тот момент трека группы One night “Kisloty”. Питерский “Клуб” собирал разные сообщества и объединял их в одно — цельное, сильное и свободное.

Позже этот трек я услышала на шоукейсе в Werk и побывала на вечеринке PTU. Тогда я уже разбиралась в творчестве ребят и всю ночь ждала вишенку на торте, трек “Which world is the coldest”. Танцпол КRAFT был полон людей — невозможно выйти, звук не отпускал. Эта вечеринка стала чем-то новым для меня и запомнилась как успешный эксперимент для казанских ушей.

Параллельно с музыкой я рисую и очень благодарна своим рисункам за то, что помогли мне найти себя, когда это было необходимо. То, что я передавала своей рукой на холст, стало для меня новым ракурсом самовосприятия и миром сквозь мою призму, а иногда просто самовыражением. В моей жизни все взаимосвязано — музыка в наушниках вдохновляет на рисование, а картины привносят новые смыслы в музыку.

Совсем недавно я записала свой первый микс, он опубликован на SoundCloud. При выборе жанров, направлений и стиля исполнения я ориентируюсь в первую очередь на прогрессивность звука. Музыка, которую я выбираю, в основном темная, неспокойная и переменчивая. Я хочу, чтобы настроение менялось часто, границы между порядком и хаосом стирались, скорость увеличивалась и делала музыку стремительной».

Laansurpurzzzzz

Молодой IT-специалист, записывающий миксы дома на контроллере

Будучи подростком, Данил любил изучать биографии исполнителей и искать новое в музыкальных жанрах. Он пробовал писать треки в Ableton, учился играть на инструментах, но чаще всего просто слушал электронные композиции. В определенный момент Данил осознал, что хочет записывать миксы сам, изучать особенности композиций, искать интересные релизы и создавать диджей-сеты.

«Мне нравится наблюдать за культурой электронной танцевальной сцены — в клаббинге есть свой шарм, но причислить себя к этой сфере я пока не могу. За последнее время сцена выросла и стала разнообразнее — даже вещи, которые раньше считались андерграундом, входят в обиход, что одновременно радует и огорчает.

Сейчас музыка — мое основное увлечение. Раньше я часто катался на скейте, и интерес к танцевальному звучанию отчасти исходит оттуда же. На многих артистов я натыкался благодаря их скейт-видео. В свою музыку я не вкладываю никакого смысла, разве что настроение. Стараюсь не фокусироваться на одном жанре, чтобы миксы звучали интереснее, но это бывает сложно.

Если хочу что-то записать, то сажусь и начинаю искать подходящую музыку. Потом прогоняю треки через программы и записываю композиции. Иногда на весь процесс уходит полчаса, но бывает и весь день. Хорошо, что в наше время для написания электронной музыки достаточно иметь ноутбук. Это порождает большое количество интересных артистов и разнообразие форм, чем меня и привлекает электроника».

ВнекаDRовый

Танцевальные миксы и диско-саунд от диджея с классическим музыкальным образованием

Вадим учится на факультете кинематографии и телевидения в КазГике, работает по специальности, а в свободное время занимается диджеингом. За полтора года он попробовал себя в организации музыкальных вечеринок и отыграл на сценах Werk, «Соли», Paranoia и на локальных вечеринках UnderSkin, Q Party и Connect Community.

«Моя музыка многогранна: от итало-диско до дерзких наэлектризованных треков. Своей селекцией я хочу донести, что на танцполе можно чувствовать себя свободно и не стесняться в самопроявлении. Мои треки словно хотят оградить каждого человека куполом, в котором музыка играет только для него одного.

Каждый сет собран из треков, которые я подбираю с любовью и кропотливым трудом. Найти то, что будет не только хорошо слушаться, но и откликаться в твоем сердце, очень сложно. Обычно я начинаю собирать сет к вечеринке за две-три недели до начала, иногда это случается раньше. Когда нужно действовать срочно, на помощь приходит старый материал. Меня вдохновляют кумиры Pablo Bozzi, Kendal и INFRAVISION — из их треков я черпаю нереальный заряд и кайф. Они составляют идеал современной зарубежной электронной музыки.

Мои сеты дают возможность выплеснуть энергию и потанцевать от души. А если вслушаться, почти в каждом треке получается обнаружить завлекающие мотивы синтов, за которыми можно пойти и получить экстаз».

Tyutchenko

Сочетание ориентала, диско и смежных классических жанров электроники

Полина родом из Уфы. Там она получила художественное образование и параллельно общалась с локальными промоутерами, которые учили ее сводить музыку. Это не было похоже на диджеинг — она собирала такты и регулировала громкость треков. В 17 лет она приезжала в Bazzar на гастроли, а в 2020-м переехала в Казань. Сейчас она получает высшее образование, работает в IT-сфере и ночью играет на вечеринках.

«В музыке я нахожу опору и стараюсь поддерживать людей своими сетами. Осенью я стала резиденткой “Соли”, благодаря чему начала прокачивать навыки в диджеинге. Свои сеты я пытаюсь делать разнообразными и выстраивать в них драматургию. Всегда полагаюсь на свое настроение, а перед выступлением пытаюсь понять, какую музыку хотела бы сама послушать на танцполе. От этого отталкивается общий мотив.

Я стараюсь не привязываться к жанрам и добавлять немного юмора. Чтобы никого не оставить равнодушным и почувствовать родство с другими людьми, составляю сеты из разной музыки — от брейкбита до нью-вейва».

vrdnprvchk

Соединение прошлого и будущего в лоу-фай хаус треках

Руслан начал заниматься музыкой в школе — играл в метал-группе, которая даже ездила на мини-гастроли по Татарстану. В 2018 году он начал заниматься сольным проектом и сейчас успешно развивается. Руслан выступал в Москве и Санкт-Петербурге, участвовал в фестивале MAYDAY, играл с группами «Рыночные отношения» и «Черная экономика» и устраивал лайв на Hip-Hop Kazan. Больше всего он гордится первым мини-альбомом — один из треков прослушали более 100 тысяч раз.

«Мое увлечение музыкой исходит из детства. Я слушал много электронщиков: от прогрессив транса Bobina до нейрофанка ThePanacea. В плейлисте моего дяди были Chemical Brothers и Prodigy, а отчим любил Depeche Mode и Kraftwerk, поэтому все было предрешено.

В треки я вкладываю личные переживания и истории, поэтому истинный смысл половины из них никто никогда не сможет понять. Они написаны для нашей флейвы (сообщество, объединенное музыкальным стилем, — прим. Enter), и заложенные в них идеи уловят только ребята из моего близкого круга.

Любая запись начинается с семплов или барабанов: я накидываю варианты и слушаю. Бывает, удаляю полностью готовые треки, над которыми трудился час-полтора. Итоговые версии я ставлю фокус группе — моим пацанам и девушке. Их мнение в процессе написания музыки для меня очень важно. Раньше я стремился показать через трек все свои умения, но сейчас больше работаю над упрощением. Стараюсь, чтобы композиция звучала как саундтрек к жизни, и при прослушивании люди чувствовали себя, как в кино; вспоминали прошлое и задумывались о чем-то».

Milli Mon

Глубокое и звонкое дарк-техно от четырех парней с татарскими корнями

История проекта началась в 2020 году с диджей-сета Камиля Шофа в «Штабе». Тогда во «ВКонтакте» он нашел ремикс на песню «Гармун алыйк», а музыкант Айназ Сабиров в шутку упрекнул Камиля за использование его трека. Так они познакомились и совместно с дизайнером Амиром Мушаром позже создали проект Milli Mon. Он дебютировал в московском баре «Ровесник» на вечеринке «Сабантуй» креативной группировки >000>, а затем к команде присоединился казанский поэт Абдулхамид Гараев. В 2022 году Milli Mon выпустили первый альбом Yashel.

«Milli Mon можно примерно перевести как “народный дух”, “национальная гармония” или “этническая песня”. У названия сильный мотив общности и принадлежности к народу. Условно, мы — одни из исследователей татарской культуры; те, кто пытается ее продвинуть.

Для нас проект Milli Mon — способ рефлексии. Через музыку мы пытаемся понять, что значит быть современным татарином и почему национальная идентичность так важна. Периодически мы обращаемся к наследию наших предков, чтобы осознать, где мы были и куда движемся. Наша музыка — не только для местных. Создавая хоть и нишевую, но востребованную музыку, мы популяризируем и попутно исследуем татарскую и татарстанскую культуру».

Obyatiya

Танцевальные сеты из ориентала и итало в исполнении диджея, аудиохудожницы и преподавательницы по домре

Регина Рокитянская закончила консерваторию по классу домры и занимается музыкой 25 лет. За это время она перепробовала разные направления и совсем недавно пришла к диджеингу — уже успела поиграть в «Соли», на вечеринке BNF в Paranoia и баре Fomin.

«В диджеинге я объединяю треки историей. Мне не интересно ставить музыку одного стиля и сводить ее, поэтому в моих сетах совмещаются классика, джаз, техно и диско. Зачастую я цепляюсь за бас и ритмы, которые кажутся мне парными и перекликающимися. Бывает, одна композиция мотивирует найти миллионы похожих и составить сет, в котором она станет вишенкой на торте. Еще меня вдохновляют звуки города: летом я провожу “звуковые прогулки”, чтобы зацепиться за что-то и забрать в свою музыку».

Vertigini

Классик- и дип-хаус-сеты с примесью диско и итало-диско

Артур пишет треки в стилях хаус, дип-хаус и ню-диско с 2012 года, а с недавних пор занимается диджеингом. Его композиции ставят на вечеринках Керри Чандлер, Кельвин Харрис, Сэнди Ривера и Марк Найт. Vertigini успел отметиться релизами на лейблах Toolroom и TheBasement Discos, войти в топ-10 лучших дип-хаус артистов по версии музыкального сайта Traxsource.

«Моя музыка — это продолжение меня и в то же время поиск нового. Я живу музыкой, и мне нравится процесс создания, поиска идей, изучения нового и преодоления сложностей. Это всегда увлекательное и интригующее приключение со своей драмой, комедией и местами даже криминалом.

Процесс создания музыки занимает от двух-трех часов до нескольких недель. Перед тем как начать, я погружаюсь в программу и начинаю генерировать идеи. Чаще всего трек начинается с драм-партий, поверх которых наигрываются мелодии. Реже получается строить композиции вокруг инструментального или вокального семпла».

Gurugroova

Грубые и несовершенные семплы, сплетенные в цельное музыкальное полотно

Артур провел детство в Ижевске и познакомился с музыкой благодаря другу, который постоянно ходил в клубы и застал рассвет культуры. Он давал слушать кассеты Prodigy и Onyx, ставших любимыми исполнителями Gurugroova и повлиявших на его творчество. Переехав в Казань, Артур поступил в техникум железнодорожного транспорта и вместе с одногруппниками начал развиваться в музыке: искать треки и открывать новые для себя жанры.

«Мое развитие пришлось на 2017 год — я нашел “свое” место и начал выступать на “Фабрике Алафузова”. Я играл не так, как учат в наших школах: это было плодом любви, медитацией и способом упорядочить внутренний хаос. Интересный звук давали самые сильные эмоции — скажем, ссора или просмотренный трогательный фильм всегда отражались на музыке.

Проделав большой витиеватый путь, я вернулся в начало и сейчас пишу по-другому. Мне нравится искать эмоции, смешивая настроения — эту технологию я называю “запись-перезапись”: можно записать трек, сыграть его по-новому, развить иначе и перезаписать снова. Таким образом появляется текстура и шероховатость, нечто несовершенное и человечное.

Мир не стоит на месте, появляются новые технологии, но иногда это превращается в слишком вылизанный и предсказуемый результат. Если кто-то один нашел матрицу успеха, остальные начинают делать так же, и культура превращается в штампование результата. Я осознанно не иду этим путем — мне нравится сам процесс. Наверное, так думают и работают большие художники, которые хотят внести вклад в развитие культуры».

аnnekineko

Смесь детройт-техно, хауса и евродэнса с позитивным вайбом и завлекающими вокальными партами

Анна родилась и выросла на Крайнем Севере. Уже там в подростковом возрасте начала заниматься музыкой: играла на басу в гаражной группе и интересовалась электронными исполнителями — первыми ее вдохновителями стали Crystal Castles. После переезда в Казань и посещения фестиваля AWAZ она глубже окунулась в мир электроники и клубных вечеринок. Ее страсть — это детройт-техно, хаус и евроденс. Высокие скорости, заводная бочка и грувовый бас — так можно описать последние произведения аnnekineko.

«Примерно с 16 лет музыка стала неотъемлемой частью моей жизни: поддерживала в сложные моменты, давала силы и вдохновение. Последние годы я развиваюсь в болруме (имеется в виду подпольная бальная американская культура, — прим. Enter) и танце вог, что сильно отражается на формировании моего текущего звучания: техно и хаус 1980-х — основа этой культуры. Мне хочется, чтобы люди могли свободно выражать себя, слушая мою музыку, чтобы их тело неумолимо желало двигаться и не оставалось места стеснению. Танец и музыка для меня — это про страсть, про свободу и жизнь.

Создание нового полотна начинается с маленькой ниточки: я нахожу один или пару треков, и на их основе творится картина. Новые сеты вдохновлены атмосферой зарубежных клубов Poligraf и Khidi. Для меня их посещение стало настоящим взрывом — масштабы, музыка, люди. Это было незабываемо. Верю, что вместе мы сможем создать уникальную и неповторимую клубную культуру в Казани».

Om1ji

Восходящая звезда локальной сцены родом из Ташкента

В 13 лет Амаль узнал о программе FL Studio и начал писать треки, пополняя плейлист музыкой в разных жанрах. До переезда в Казань он с друзьями организовывал вечеринки, выкладывал работы в сеть и получил похвалу от продюсера фестиваля электронной музыки «Стихия». Параллельно с диджеингом он учится на программиста, работает над приложением «Студент РТ» и рассказывает детям об IT.

«Я разделяю музыку на коммерческую и андеграундную. Первая, на мой взгляд, приобрела шаблонность: как только определенный жанр становится известным, его уникальная черта поглощается коммерциализацией. В России преобладает андеграунд-сцена, и она мне наиболее близка, так как в ней присутствует дух экспериментализма. Люди не ограничивают себя при написании произведений, не следуют стандартам и не заключают себя в рамки. В Казани я знаю много талантливых людей, работающих в андерграунде, и их музыка поистине уникальна и неповторима.

Моя музыка отсылает к нулевым годам, когда была распространена культура андеграунд-рейвов. Я люблю смешивать концепции разных жанров: в основном, занимаюсь техно и габбером, прибегаю к старой школе, то есть добавляю в музыкальную дорожку вокальные семплы и структуру. Сейчас я набираюсь опыта, чтобы использовать весь свой потенциал для написания полноценных треков и выпускать их на лейблах».

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: DNTTSM, Peroxid, Laansurpurzzzzz, ВнекаDRовый, Milli Mon — Андрей Соловьев, остальные предоставлены музыкантами

Смотреть
все материалы