Новый клип MITYA. Съемочная группа — о светомузыке и нелепых костюмах
Продюсерская группа creeptone media совместно с Центром «Прометей» сняли клип на песню «1 Life Is Not Enough» казанского музыканта MITYA. Съемочная группа использовала в клипе светомузыкальные установки НИИ «Прометей», которые применялись в рамках космической программы, а кадры из видео заинтересовали одного из европейских медиахудожников — Лиллевана.
Путешествие длилось месяца полтора с перерывами — все это время я записывал материал на диктофон и снимал документалку. От музыкальной культуры глубинок осталось теплое обволакивающее воспоминание — она греет душу и служит машиной времени. Изначально идея была такова: поездить по родным краям и пообщаться с деревенскими музыкальными жемчужинами, простыми и чистыми, в противовес всему этому рэпу и радио Record. С помощью ребят из Red Bull мне удалось снять сериал из шести эпизодов, сделать полноценный альбом и презентовать этот проект на саммите музыкантов в Берлине Ableton Loop.
В самом начале мы планировали снимать клип на композицию «Fat» с предыдущего альбома Мити. Легкий грув этой песни уносил меня в 80-ые, исполненные ламповым динамическим цветом. Мне показалось, что наиболее правильное решение — выбрать в качестве основных художественных средств цветопись и экспрессивное пространство, а как главный исторический мотив — наследие Булата Галеева (первопроходца отечественного медиа-арта и основателя НИИ «Прометей», — прим. Enter). Я давно вынашивал идею музыкального клипа с использованием приборов, созданных в СКБ-НИИ «Прометей». К тому времени я уже провел несколько безрезультатных кинематографических экспериментов с применением прометеевской светомузыкальной проекции. Я только тогда понял, что светомузыка — это не кино, где современную драматургию принято раскладывать на тривиальную структуру; это не антураж, не эффект, не элемент фонового «украшения», а независимый, невероятно тонкий повествовательный инструмент. Владение им требует глубокого понимания его сути, осмысления и утонченного художественного чутья, которое свойственно лишь малому числу визионеров. Я твердо убежден, что в архивах «Прометея» скрыт ключ к постижению наичистейшей формы авангарда. Я подумал, что клип как форма более условен и именно в этом формате мне удастся освоить светомузыкальные инсталляции. По этой причине еще до того, как был готов сценарий, мы с Ильясом и Русланом (линейный продюсер) решили снимать в интерьерах Центра «Прометей».
Сценарий — это моя прерогатива, но замысел обсуждался со всеми. После того, как был написан литературный и режиссерский сценарий с экспликациями, Митя предложил снимать под композицию «1 Life Is Not Enough» и я начал адаптировать концепцию под новый трек. Получилось так, что у Мити поменялось расписание концертного тура и пришлось выбирать: снимать клип через пару дней или через два месяца. В итоге мы решили не ждать и сняли все в ускоренном режиме — за два дня. Сюжет прост: в абстрактном «черно-белом» прошлом один инженер увидел во сне самого себя в цвете — это был ясный, «звучащий» цвет. Цвет и звук в немой монохромной реальности героя — нечто немыслимое. Увиденное настолько поразило его воображение, что он решил техническими средствами воспроизвести это в действительности. И постепенно он начал создавать различные устройства и чем ближе он подбирается к цели, тем больше размывается граница между явью и сном, между настоящим и будущим. Мы видим две параллельные — цветную и монохромную — сюжетные линии, которые сливаются в единую — инженер превращается в героя своих грез.
Главный вопрос всех малобюджетных проектов: как в рамках ограниченного времени и пространства с помощью подручных средств сделать красиво и интересно. Мы сознательно выбрали минималистичный путь производства — одна локация, один герой, две сюжетных линии.
Выбор локации был естественным: так как весь клип построен вокруг разработок и приборов казанского СКБ-НИИ «Прометей», местом действия стала их «штаб-квартира», где и хранится весь их фонд. Три комнаты мы использовали почти такими, какие они есть, а в большом зале соорудили «лабораторию» главного героя – место, в котором и происходит основное «волшебство». С помощью нашего художника-постановщика Алисы Галиевой эта комната действительно сильно преобразилась — на это ушло почти полдня.
Мы снимали два полных дня и набрали материала на короткометражный фильм, но благодаря динамичному монтажу все ключевые идеи и кадры сохранились в клипе. Для этого пришлось много раз его перемонтировать, однако, оно того стоило. Кроме того, среди отснятого материала есть кадры, которые заинтересовали одного из самых известных визуальных художников Европы — Лиллевана.
В клипе активно задействовано несколько светомузыкальных устройств, которые были созданы инженерами СКБ-НИИ «Прометей» в КАИ с конца 60-х по начало 90-х годов. Максимально большое количество световых эффектов, напоминающих калейдоскопические изображения, мы получили от установки «Калейдофон-36». В качестве дополнительных призматических насадок использовали различные линзы и получали изображения вроде «северного сияния» и мультипризм. Учитывая, что кассеты, трубы и насадки можно быстро менять вручную, не выключая установки, вариативность этого прибора практически безгранична.
Кроме того, были использованы несколько светомузыкальных индикаторов состояния «человек-машина», разработанных в 1969-1972-х годах СКБ «Прометей». Они использовались в том числе для космической отрасли и установок воспроизведения функциональной светомузыки и оформления интерьеров. Также мы применили светомузыкальное устройство «Диско», которое реагирует на музыку и формирует красочные световые образы. Установка состоит из нескольких ламп накаливания и трафаретов, за счет них и складывается композиция.
А с помощью другой установки — «Рассвет», Б. Галеев, Р. Сайфуллин и И. Ванечкина когда-то создали первые слайдомузыкальные фильмы. В нашем случае он состоял из четырех диапроекторов, подключенных к пульту, который позволяет совмещать два изображения на одном экране, создавая эффекты затухания, «дыхания», растворения визуальной картинки. Переключение слайдов может осуществляться от сигналов, определяющих параметры музыки: паузы, пик громкости, темп и т.д. Именно поэтому в клипе так динамично складывается свето-музыкальная картина.
Фото: Предоставлены Аделем Таккезе
все материалы