«НУР»: Как 10 человек создали фестиваль медиаискусства без инвесторов


Превью: Signatura x -.618 x Nikola Melnikov — Cocoon

С 10 по 12 сентября в Казани проходил международный фестиваль медиаискусства «НУР». Больше сотни современных художников из 15 стран объединились, чтобы открыть новый формат творчества для массового зрителя и преобразить город с помощью цифровых технологий. Мероприятие прогремело на всю Россию и позволило концепт-студии FORMATE создать уникальное комьюнити в мире аудиовизуального искусства.

Enter совместно с «Мастерами» рассказывает, как студенчество сформировало режиссерское видение команды, почему окупаемость фестиваля не должна быть самоцелью и как коммуникация уменьшает затраты на мероприятие в два раза.


Партнерский материал 

«НУР» в цифрах:

2021

год проведения


10

человек в команде FORMATE


4 млн 

вложения в фестиваль


1 млн

окупаемость мероприятия


14 000

человек посетили офлайн-площадки события


107

художников со всего мира выставили свои работы

Инсталляция V.M.T в Казанском художественном училище им. Н.И. Фешина

От студенческого творчества до концепт-студии

Рашид Османов и Дидар Оразов учились вместе в университете, где и проявился их интерес к сцене. Они были активистами — участвовали в студенческом КВНе, самостоятельно писали сценарии. Их первым крупным проектом стала постановка на основе стимпанк-саги «Город Эмбер» Джин Дюпро, которую парни разработали самостоятельно к гала-концерту ВУЗа.

Выступление получило первое место на Всероссийской Студенческой Весне — тогда они поняли, что нашли дело по душе. Рашид взял на себя режиссуру и визуал, а Дидар начал развивать тексты и концепции постановок. После нескольких крупных проектов они основали концепт-студию FORMATE, которая работает по принципам:

Главная цель — не заработок, а творчество. Конечно, студия работает на коммерческих проектах, но это не единственное направление ее деятельности. В FORMATE есть принцип: «Не делаем искусство ради денег, а используем деньги, чтобы развивать искусство». Поэтому и свою команду они мотивируют креативными проектами.

Открытые двери. Руководители не занимаются хантингом кадров. В студию с одинаковым успехом может попасть и инициативный новичок, и опытный специалист. Если человек готов развиваться в сфере, ему будет легко ассимилироваться в команде. Сейчас в студии восемь человек — Рашид Османов режиссер, Дидар Оразов сценарист, Полина Петрова продюсер, PR-директор Альбина Усманова, технический директор Николай Красильников, операторы-монтажеры и креативщики.

Особый стиль руководства. Совладельцы студии исполняют задачи наравне с другими. Все члены команды имеют право голоса: каждый может предложить новый проект и стать его руководителем, а также подсказать или подкорректировать идею своего коллеги — так работает горизонтальное управление.

В 2018 году студия открыла для себя новое направление — медиаискусство. Инициатором этой задумки был Рашид, которого сильно заинтересовали арты современных цифровых художников во время путешествия по Европе:

«Раньше мы организовывали масштабные мероприятия с сотней танцоров на сцене. Но вскоре пришли к тому, что это архаично и дорого — в коммерческих проектах внедрять такое не получится. Поэтому я стал изучать, как технологии заменяют человека на сцене, и обнаружил — свет тоже может танцевать! Можно также составить хореографию — и вместо 50 человек использовать 50 световых приборов».

Однако они быстро поняли, что использовать свет ради света — путь в никуда, и свои произведения необходимо наполнять смыслом. Поэтому команда FORMATE начала сочетать визуал с глубокими концепциями — уделять внимание текстам и играть с формами. Стало понятно, что мультимедиа — это не просто техника, а настоящее ответвление изобразительного искусства.

Инсталляция от Luch в центральном парке культуры и отдыха им. Горького

Луч среди независимых фестивалей

Студия взглянула на медиаискусство по-новому, когда Рашид посетил фестивали Signal в Праге и Festival of Lights в Берлине. Режиссер был в восторге — свет буквально менял городское пространство. Он не только знакомил гостей с искусством, но и позволял заново посмотреть на привычную архитектуру. Сразу по возвращении Рашид захотел сделать такой фестиваль в Казани со своей командой.

«Я загорелся идеей рассказать о совершенно новом направлении искусства — это не музыка, не кино, не театр, а иная аудиовизуальная форма. Идея уже витала в воздухе, и я не мог ждать — вдруг кто-то сделает подобное мероприятие, но не сможет реализовать весь его потенциал? Тогда медиаискусство останется в глазах зрителя чем-то несерьезным, лишенным глубины,» — делится Рашид.

Тогда команда начала разрабатывать концепцию фестиваля. В первую очередь, определяли название, перебрали много вариантов, пока не нашли звучное и лаконичное «НУР».

Слева направо: Гузалия Зайнетдинова, Йусуф Бикчантаев, Гулюса Кавиева, Дидар Оразов, Рашид Османов, Николай Красильников, Альбина Усманова, Динар Ярми, Полина Петрова, Денис Innapau, Альбина Закируллина, Александр Силкин

«Все сошлось в этом слове! Нур — по-татарски «луч», что отражает нашу любовью к свету и Казани. Название фестиваля можно расшифровать как на русском («новая уникальная реальность»), так и на английском (new unique reality). Можно ли было придумать более подходящее название для фестиваля медиаискусства в Казани? Сомневаюсь», — рассказывает Рашид.

Далее встал вопрос о вложениях на техническое оборудование, аренду площадок и гонорары артистам. Тогда FORMATE решили искать финансирования у госструктур и корпораций, заинтересованных в развитии городской культуры.

«Мы проводили презентации разным компаниям — и все говорили, что идея крутая, и нужно подумать. Однако после таких обещаний никакого ответа, как правило, не следовало. Однажды нам удалось убедить инвесторов вложиться в фестиваль. Мы условились, что в марте деньги будут у нас на руках, но прошел месяц, второй, а их все еще не было. В мае мы запросили финальное решение, но компания продолжила откладывать финансирование».

У команды был четкий план: начать подготовку в апреле-мае, чтобы провести фестиваль в сентябре. Когда стало очевидно, что финансировать их никто не собирается, они задумались: «А не сделать ли все самим?». FORMATE решили вложить в мероприятие все, что они заработали с 2017 года, и сделать независимый фестиваль медиаискусства, свободный от любых цензуры и заказчиков.

«Мы поняли, что делали много для всех, но ничего для себя. Многие до сих пор не понимали, что мы из себя представляем. Нам нужен был проект, который стал бы нашим лицом».

Выставка диджитал-арта, на базе исторического парка «Россия – Моя история»

Оборудование на четыре миллиона, создание комьюнити и художники со всего мира

Команда FORMATE долго думала над программой «НУРа». Они пришли к выводу, что на фестивале понимание искусства должно расшириться. Поэтому в лайнапе предусмотрели как выставки диджитал-арта и инсталляции в городских пространствах, так и образовательную секцию и ночную программу. В концепции фестиваля объединилось несколько принципов:

Формирование комьюнити. Идея о независимом фестивале отозвалась у многих медиахудожников, которые истосковались по искусству, работая на коммерческих проектах в границах технических заданий. Поэтому все артисты согласились выставить работы даже без гонорара. Организаторы позаботились только об их проживании в Казани.

«Всем хотелось свободно самовыражаться. Поэтому, когда я начал рассказывать знакомым о фестивале, многие из них предложили помочь совершенно бесплатно. Так казанская студия Ultimaterra создала с нуля фирменный стиль «НУР», в основе которого — электрические сигналы осциллографа. Объединили искусство, науку и технологии».

Также в это сообщество вошли не только художники, но и любители аудиовизуального искусства. К ним присоединился Вадим Булычков и его компания INNOSTAGE. Он регулярно посещал фестиваль Intervals в Нижнем Новгороде и хотел сам сделать нечто подобное в Казани. Когда команда «НУР» обратилась к нему, он сразу согласился предоставить все необходимое техническое оборудование — и даже стал соорганизатором фестиваля.

Благодаря техническим партнерам INNOSTAGE, RMS Group, ShowTime удалось снизить расходы вдвое — вместо 9,5 миллионов организаторы вложили 4.

Инсталляция D.L. от художника Aizek в доме Баратынского

Мастера и новички медиаискусства на одной площадке. Создавая фестиваль, организаторы внесли в него продюсерскую ноту: не просто представлять известных художников и крупные студии, а также продвигать молодых артистов.

Сначала Рашид Османов сам приглашал понравившихся художников на фестиваль, но потом команда организовала отборочную программу в формате опенкола — 107 артистов со всего мира прислали свои работы для фестиваля.

«Когда мы увидели, кто решил участвовать в нашем фестивале, потеряли дар речи — не только начинающие ребята, но и настоящие суперзвезды. Например, студии Radugadesign, Broken Composers и Рус Хасанов, сотрудничающий с Adobe и IBM. Лайнап фестиваля говорим сам за себя. Всем стало ясно, мы создаем что-то масштабное».

Однако организаторы видели особую важность в том, чтобы помогать молодым артистам. Поэтому выбирая между хайпом на громких именах и новыми представителями, которые горят идеей фестиваля, предпочитали вторых.

Опора на историю. В 1962 году в Казанском Авиационном Институте было создано СКБ «Прометей» — объединение, специализирующееся на разработке светомузыкального оборудования. Они проектировали знаковые объекты оформления города. Например, интерактивную подсветку Казанского Цирка и динамическую подсветку Спасской башни Казанского кремля. Чтобы связать прошлое с будущим, совладелец студии Formate Дидар Оразов снял фильм об этом конструкторском бюро.

«Когда я узнал о фестивале, было очевидно, что идея стоящая. Но я не художник, а сценарист, поэтому не знал, как проявить себя в проекте. Но моя ниша нашлась — фильм о СКБ «Прометей». Мы взяли интервью у основателей и участников бюро, и пришли к выводу — то, что мы создаем, уже давно сделали в «Прометее». Они были родоначальниками аудиовизуального искусства в Советском Союзе — в свое время за их работами следил весь мир. Где еще может проходить медиафестиваль, как не в Казани?».

Коммуникация — основа всего. Организовать городской фестиваль на нескольких локациях без господдержки, можно только путем постоянных согласований. Рашид не скрывает — все строилось исключительно на личном контакте. Например, чтобы устанавливать инсталляции в определенных городских пространствах, он связывался с их представителями и проводил презентацию.

«Многие были в восторге от идеи фестиваля. Например, представили Ak Bars Arena давно хотели показывать визуальное искусство на своих экранах. И в результате мы на весь город транслировали работы 25 топовых художников, в том числе и Покраса Лампаса».

Кстати, о нем. Пригласить Покраса также получилось только благодаря коммуникабельности Рашида. Он написал артисту в инстаграме и предложил участвовать в фестивале в качестве поддержки молодых художников — одним из бонусов было размещение работы на самом крупном медиафасаде Европы. Покрас Лампас не только согласился прислать работы, но и выступил с лекцией на финальном «Artist talk».

Выставка цифрового искусства на фасаде стадиона «Ак Барс Арена»

Десятки тысяч посетителей, успех проекта и минус три миллиона рублей

Организаторы понимали, что фестиваль выходит за рамки ожидаемого, однако отклик аудитории их поразил.

«Мы сидели в зале Национальной Библиотеки и не могли поверить глазам: нас постоянно отмечали в соцсетях с восторженными отзывами. Мы думали, что у нас будет небольшой «НУРик», а получился настоящий «НУРище»!» — делится продюсер фестиваля Полина Петрова.

И действительно, «НУР» не остался незамеченным. Около 14 тысяч человек побывали на всех офлайн-площадках — одну только инсталляцию в парке Горького посещало в среднем три тысячи гостей за сутки. Онлайн-лекции посмотрели порядка 600 тысяч зрителей.

Если говорить о финансовой выгоде, организаторы изначально понимали, что это минусовый проект — заработать в первый год невозможно. Сперва нужно заявить о себе и познакомить людей с новым искусством, поэтому увеличение охватов стало главной целью фестиваля. Для этого на многие локации проход был бесплатным, а средняя стоимость стандартного билета составила 750 рублей. Из-за этого организаторы смогли окупить примерно четверть фактических затрат — меньше 1 млн рублей.

«Мы три месяца жили этим фестивалем — разрабатывали программу, устанавливали оборудование, связывались с партнерами и художниками. Когда понимали, что бюджета не хватает, сами вступали в дело и просили помочь знакомых — например, мой папа занимался технической подготовкой площадок, а папа Полины встречал с аэропорта художников. Мы вложили много сил в этот проект, и это точно не одноразовая история. В планах — сделать «НУР» ежегодным фестивалем», — рассказывает Рашид.

Для команды очевидно, что проект стоящий, и отклики аудитории этому подтверждение. Поэтому в дальнейшем они хотят развивать фестиваль: предоставлять комфортные для участников условия и использовать новые технологии, например, VR и архитектурный маппинг. Конечно, для таких масштабов потребуется дополнительное финансирование.

«Но если все же не найдем инвесторов — мы все равно сделаем фестиваль за свои деньги. Потому что теперь «НУР» — это наше главное направление, а коммерческие проекты мы будем брать, только чтобы собирать ресурсы на новый фестиваль».

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Фото: Анна Соколова, Даниил Тимушев, Алмаз Мухаметзянов, Павел Серпокрылов.

Смотреть
все материалы