Основатели комикс-движения «Кути-кути» о «взрослых» темах и заработке художника
10 июня на летнем книжном фестивале, организованном Центром современной культуры «Смена», с лекцией выступили финские комикс-художницы Тиина Леикойнен и Айно Сутинен. Они основали комикс-движение «Кути-кути», объединяющее несколько десятков иллюстраторов и авторов.
Enter встретился с Тииной и Айно и узнал, почему художники сами решают, что показывать людям, можно ли выучиться на художника комиксов и как современная поп-культура и мейнстрим влияет на формирование жанра в «недетских» изданиях.
Ассоциация «Кути-кути» и финская комикс-сцена
Айно: Ассоциация была создана в 2005 году и изначально в ней было только восемь человек. Сейчас команда «Кути-кути» состоит из 50 художников и иллюстраторов. У такого причудливого названия два значения: первое — это звук, который издают люди, когда кого-то щекочут, а второе — пуля. Первое нам нравится больше (смеются, — прим. Enter). Все участники — художники и каждый из них может организовывать мероприятия и создавать комиксы для журнала. Мы никогда не оцениваем художника по количеству его работ — мы смотрим на качество. Мы поддерживаем новичков, которые хотят стать профессионалами и каждый из нас независим, но иногда мы можем работать вместе, например, создавая выставку. Многие из нас также преподают рисование комиксов. Если говорить о комикс-сцене Финляндии в целом, то она очень разнообразна и все художники отличаются своим особенным стилем. Здесь нет как таковой жанровой принадлежности, а стилистику можно назвать экспериментальной. Существует и мейнстрим, но в «Кути-кути» мы занимаемся созданием современных и альтернативных комиксов. В Финляндии не так много комиксов о супергероях, но если кто-то делает что-то подобное, то это пародия. На общей стилистике четко отражается сильное влияние европейской культуры — французской и бельгийской, а также северо-американских течений и японской манги, например.
Тиина: Очень сложно зарабатывать, будучи художником, поэтому многие наши иллюстраторы заняты и в других сферах. Комиксы — искусство некоммерческое, поэтому для нас важно получать гранты и государственную поддержку. Очень хочется распространить финское искусство по миру, потому мы и путешествуем, приезжая на выставки в разные уголки мира. Наша сила в том, что все работают вместе и хотят, чтобы так и продолжалось.
Тиина: В «Кути-кути» мы думаем, что комиксы — это отражение отдельного вида искусства. Газета финансируется за счет государства и рекламы и распространяется в 14 городах по всему миру, также есть сетевой вариант и можно оформить подписку. У каждого выпуска примерно 15 тысяч читателей и двойной формат на английском и финском языках. Благодаря такому обширному распространению завязалось очень много международных связей. Можно сказать, поэтому мы сегодня здесь. Также совместно с издательством «Бумкнига» в прошлом году мы выпустили один выпуск нашей газеты на русском языке в 3 000 экземпляров.
Жанровое разнообразие и «взрослые» темы
Айно: Мы не выбираем жанры, а только опираемся на них при создании своих комиксов и используем их в ироничном ключе с большой долей сатиры.
Тиина: Дважды в год мы делаем открытые выпуски, где может печататься любой желающий, об этом мы объявляем в соцсетях. «Кути-кути» стал международным комикс-проектом, а у каждого выпуска газеты есть редактор, который выбирает авторов на свое усмотрение. Иногда мы объявляем конкретные темы выпусков и делаем их открытыми, чтобы любой человек, известен он или нет, смог прислать свои работы. Так, недавно мы выпустили газету на африканскую тематику. Обычно подобные вещи больше ориентированы на взрослую аудиторию, хотя существует стереотип, что комиксы рассчитаны на детей. Вероятно поэтому создатели «Бумкниги» так яростно хотят доказать обратное. Однажды мы сделали детскую азбуку, но в остальном наши комиксы сатирические и их довольно сложно понять ребенку. Кроме того, мы подготовили новую выставку, которая проходила в «Смене». Прежде мы уже привозили ее в Россию, на «Винзавод» (Центр современного искусства в Москве, — прим. Enter), но ее запретили. На ней представлено 46 работ современных художников. Эта выставка уже проходила во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Красноярске, Мурманске и Екатеринбурге. А вот в Москве «Винзавод» отменил ее в последний момент из-за внутренней цензуры.
Цензура в искусстве и политическое направление
Айно: В Финляндии нет жесткой цензуры, и в своих комиксах мы спокойно можем публиковать картинки, например, с обнаженкой. Мы сами считаем, что цензура — это плохо. Зачастую детей защищают от того, от чего их не нужно защищать. Например, мы в Финляндии думаем, что тему гомосексуальности не нужно скрывать от детей, в этом наше главное отличие от России. Если в комиксе много секса, то это, разумеется, не для юных глаз, хотя вообще нормально. В любом искусстве есть множество «взрослых» тем, но мы считаем, художники — умные люди и сами знают, что нужно показывать, а что нет. Для того чтобы что-то ограничивать, совсем не нужны новые законы — нужна свобода слова. То, как мы работаем — это тоже своеобразное политическое заявление, потому что мы независимые художники.
Увлечения и другие способы заработка
Айно: Я не только художник-иллюстратор, но еще и пишу о комиксах. Кстати, в Финляндии есть некоторые места, где можно научиться рисовать комиксы, но нельзя закончить образование по специальности «Художник комиксов» и пойти с этой корочкой на работу. Например я вообще училась на социолога, но теперь рисую комиксы и пишу об этом. Меня интересуют документальные и исторические комиксы, а также тема путешествий в них. Я даже издала книгу о своих путешествиях по Ираку, Ирану и Азербайджану и еще одну — о путешествии по Грузии и Армении. Так как я путешествую одна — это единственный способ передать мои впечатления.
Тиина: Я тоже тесно работаю с комиксами, в которых развиваю политическую сатиру и историческую тематику. Кроме этого, я являюсь редактором другого журнала о комиксах и занимаюсь поэзией, живописью и писательством. В одной из моих книг затрагиваются темы деменции, смерти и круга жизни, но при этом практически все герои моих комиксов — это женщины и дети. Мой стиль — это магический реализм (художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира, — прим. Enter) с элементами фантасмагории (причудливое бредовое видение, — прим. Enter). В то же время я практикую критику современного общества.
Европейская культура комиксов
Тиина: В европейской культуре комиксов все процессы создания жанров и становления художников протекают абсолютно по-разному. Например, во Франции существует огромное комикс-сообщество. В скандинавских странах есть огромное количество хороших и сильных художников, как и в Латвии, например. Однако нельзя не упомянуть о том, что сейчас люди покупают не так много печатной продукции как раньше, поэтому проблемы с деньгами у издательств все-таки возникают. Затрагивая все аспекты социальной жизни в «Кути-Кути» мы говорим о политике, но в ассоциации нет каких-то единых политических или религиозных взглядов, мы не поддерживаем партии напрямую, но темы, связанные с этим, естественно, отражаются на бумаге.
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы