Основательницы шоу «Анна Каренина» — о тренде на иммерсивность и новых проектах в особняке


В ноябре 2018 года в особняке Демидова прошел премьерный показ иммерсивного шоу «Анна Каренина». За все это время спектакль посетили сотни зрителей со всей России. Спустя год проект изменился сам и изменил город.

Накануне сотого показа Enter встретился с его создательницами, Дианой Сафаровой и Инной Ярковой, и узнал о заданных шоу трендах и планах на развитие.


Диана Сафарова

главный режиссер иммерсивного шоу «Анна Каренина»

Инна Яркова

директор фонда «Живой город»

Тренд на иммерсивность

Формат иммерсивного спектакля, в котором многое держится на импровизации актеров, еще год назад был абсолютно новым для Казани. Перед командой шоу «Анна Каренина» стояла задача донести до зрителя суть этого формата и сделать его доступным для понимания, а заодно объяснить, почему шоу стоит увидеть минимум один раз. Идеологам проекта удалось не только привлечь зрителя, но сделать большой шаг в развитии новой культуры. Благодаря появлению «Анны Карениной» в городе практически каждый третий житель узнал, что такое иммерсивность. После того, как о шоу начали говорить в Казани и за ее пределами, стали открываться и масштабироваться новые коммерческие проекты, для которых «погружение» — маркетинговый ход.

Плата за искусство

Когда на сайте шоу впервые представили цены, многие были шокированы. Стоимость билетов даже на привозные антрепризные спектакли обычно держится в пределах двух тысяч, а билеты в репертуарных театрах редко дороже тысячи рублей. «Анна Каренина» поставила перед зрителями новую планку.

Цена билета на шоу обусловлена не прибылью, а содержанием самого спектакля. Еще до старта было понятно, что заработать на «Карениной» невозможно — как минимум, из-за непонимания спроса на подобный проект. К тому же его реализация потребовала немалых затрат, а в процессе постоянно нужно платить за работу команды из 150 человек, выделять деньги на амортизацию реквизита и костюмов. Дополнительно создатели спектакля хотели развить ощущение того, что человек может и должен платить за искусство: если горожане находят деньги для походов в ресторан, то теоретически могут потратить их на театр и труд локальных артистов. Как отметила соучередитель фонда «Живой город» Инна Яркова, это стало поворотным моментом с точки зрения театральной жизни в Казани.

Локация особняка

Здание в шоу имеет не меньшее значение, чем сценарий и артисты. На его оформление потратили много сил, времени и денег — от атмосферы бывшего ЗАГСа не осталось следа. Со временем особняк Демидова перешагнул и новый статус просто локации спектакля. Теперь он больше напоминает самостоятельный культурный центр. В нем проходят лекции, устраиваются дискуссии, организуются кинопоказы и другие мероприятия, которые инициируют сами жители города.

В феврале и марте команда «Анны Карениной» готовит две лекции, творческие встречи с исполнительницами роли Анны Карениной и с режиссером Дианой Сафаровой. 27 марта, в Международный день театра, состоится сотый спектакль — в честь этого организуют отдельное мероприятие. Его формат и место пока держат в секрете.

Новые форматы и переезд спектакля

«Анна Каренина» — иммерсивная постановка по классической схеме. Это значит, что любая из 350 сцен трансформируется под классический театр без погружения, к которому все привыкли. На шоу есть спрос вне Казани, поэтому он также может переехать в другой город без изменения формата, а показы в особняке Демидова навсегда закончатся.С самого начала Диана Сафарова и Инна Яркова думали о том, что жизнь проекта будет короткой и он закроется через два-три месяца. Это было бы нормальным исходом, потому как у каждого спектакля есть свой жизненный цикл, обусловленный людьми и временем. У «Анны Карениной» тоже были актеры, которые переставали чувствовать этот спектакль и уходили из команды. Но шоу перерождалось и продолжало существовать. Тем не менее, жизнь в нем может закончиться в любой момент, и искусственно поддерживать ее как в репертуарных театрах не собираются.

Идеологи проекта благодаря театральным лабораториям аккумулируют идеи. Но на выбор нового проекта, его концепцию и изменения в особняке понадобится время. Возможно, здесь будут реализованы сразу несколько задумок. Как только определится их круг и направление использования здания, спектакль завершит свою работу. Сам особняк, скорее всего, останется культурной площадкой.

Фото: Предоставлены создателями шоу «Анна Каренина»

Смотреть
все материалы