От маркера до VR: Путеводитель по выставке Redcore Лии Сафиной


4 декабря в арт-пространстве Werk открылась первая персональная выставка одной из ярких представительниц молодой художественной сцены Казани Лии Сафиной. В своих работах она рассматривает тему травмирующих стереотипов современного общества о том, каким должен быть человек. В качестве протеста Лия создает собственную независимую вселенную Redcore, где уживаются персонажи фэнтези, «жидкие» тела и разнообразные предметы лесной флоры.

Enter разобрался в устройстве экспозиции и рассказывает, как темы положения женщин в религиозных обществах, гендерфлюидности, квир-культуры и разочарования в коммерческом искусстве раскрываются в работах художницы.


Лия Сафина родилась в 1991 году в Казани, в семье художника. С 2009 по 2012 изучала архитектуру в КГАСУ. Участвовала в групповой выставке «Линейные отношения» в ЦСИ «Винзавод» (2018) и в ярмарке современного искусства Cosmoscow (2019) в Москве. В последние годы Лия отдает предпочтение экспериментам в области медиа-арта: создает цифровые коллажи, видеоарт, саунд-арт и VR-пространства, нередко используя в качестве инструмента нейросеть. Помимо этого художница пишет этереал-вэйв под псевдонимом liyolei, а также снимает музыкальные клипы, два из которых включены в ротацию на телеканалах MTV и 2х2.

Серия «Казань»

холст, смешанная техника, 2017-2020

Изначально на холстах были изображены чувственные женские фигуры. Через них Лия стремилась показать инстинктивную, эмоциональную сторону личности, которую принято приписывать женщинам и сдерживать, как нечто постыдное. Позже благодаря творчеству Дениса Осокина (казанского прозаика, поэта и сценариста фильмов «Овсянки», «Небесные жены луговых мари» и «Ангелы революции», — прим. Enter) художница увлеклась эстетикой национальных культур и стала использовать в своих работах фрагменты татарского орнамента в качестве декоративного элемента. Совсем недавно на старые полотна Лия добавила колючую проволоку в форме узнаваемого национального узора и пятна и линии цветов татарстанского триколора. Так работы 2017 года обрели не только художественную завершенность, но и переместились в социальный контекст: чаще всего современные женщины подвергаются угнетению именно в традиционных религиозных обществах.

Серия «Детство это непросто (liyolei x mitya)»

холст, ткань, смешанная техника, 2019

Серия демонстрирует авторское понимание искусства как искреннего творчества, свободного от коммерческих правил арт-индустрии. Холсты пропитаны эстетикой примитивного искусства в духе Жоана Миро и детских рисунков, которые, по выражению Лии, — «самое честное, что может быть». Художница создавала работы левой рукой, чтобы избавиться от любого намека на «профессиональное искусство». Манифестом серии можно назвать работу «Народ и дружба» с одноименным стихотворением, которое Митя (Митя Бурмистров — казанский музыкант, видеорежиссер и партнер художницы, — прим. Enter) сочинил в детстве.

После участия в престижной ярмарке современного искусства Cosmoscow 2019 Лия решила, что больше не будет писать красивые картины для дорогих интерьеров — ей нужно что-то большее. По этой причине она отказалась от прежнего стиля, который раньше был ее визитной карточкой, — плавной графики одной линией и утонченных форм, как в серии «Казань». Кстати, именно на фоне этих работ были сняты многие музыкальные клипы казанских музыкантов, среди которых клипы sokol, Ma Belle и фильм «Сезон чудес».

Серия «Жидкие тела»

видео, 2020; холст, смешанная техника, 2016

Серия иллюстрирует идею гендерфлюидности и право каждого изменять себя и свое тело. Лия категорически не согласна с существующим мифом об изначальной целостности и завершенности человека. По ее мнению, популярные лозунги типа «Найди настоящего себя», «Оставайся верен своим принципам до конца» являются травмирующими профанациями, поскольку «настоящего себя» и постоянных «принципов» попросту не существует. На примере трех графических работ и видео «Жидкие тела» Лия показывает процесс бесконечной трансформации человека. Развитие этой идеи продолжается в серии Redcore.

Серия Redcore

холст, смешанная техника, 2020; пластик, керамика, видео, 2020

Серия Redcore является эмоционально-эстетическим отображением происходящих глобальных потрясений и началом развития индивидуальной художественной мифологии художницы. С помощью авторского неологизма «redcore» Лия хочет закрепить за собой собственное направление, отражающее искусство активного, освобождающего отчаяния.

Впервые работы Лии переполнены негативными чувствами безысходности и агрессии и демонстрируют социально-политическую позицию. Поддерживая идею свободы выбора своего тела, гендера и сексуальности, Лия выражает солидарность с квир-культурой. Этой теме посвящена работа с говорящим названием «I see future — it’s queer». Значок квир-сообщества изображен небрежно и с острыми шипами, поскольку сегодня отстаивать свои права подобным социальным группам приходится с кулаками. Также в работе «Звери», посвященной одноименной песне художницы, линии становятся резкими и отрывистыми, а шрифт слова «dna» напоминает начертание логотипа блэк-метал группы.

Лия мечтает о времени, когда каждый, используя современные технологии, сможет совершенствовать себя. В работах серии художница предложила свои варианты возможных изменений. Например на видео «Нейропортрет художника» и «Жидкие тела» она трансформировала внешность человека с загруженного изображения, корректируя гены с помощью нейросети. А в небольших скульптурах фей продемонстрировала образ будущего человека — гермафродита с крыльями и другими клише фэнтезийных персонажей.

Инсталляция с VR шлемом «Camping on planet Redcore»

Camping on planet Redcore. 2020. VR (скриншот)

Camping on planet Redcore. 2020. VR (скриншот)

Взамен существующему миру устаревшей традиционной культуры Лия предлагает собственную вселенную, где во главу угла поставлен принцип свободы. Поэтому смысловым центром экспозиции является инсталляция «Camping on planet Redcore», представляющая собой шалаш из веток, внутри которого находятся матрац, накрытый красной простыней, и VR шлем. Шалаш — символ портала, связывающий виртуальное пространство с реальным выставочным залом. Надевая шлем, посетитель попадает в созданное художницей будущее: вдалеке он видит казанские небоскребы, а сам стоит на последнем кусочке леса, уже обвитом проводами.

Лия Сафина

художница 

Свою персональную выставку я планировала несколько лет. Периодически мне поступали предложения от разных галерей. Но я не спешила с организацией, поскольку за три года у меня накопились только графика и живопись, а мне хотелось разных медиа. Летом наконец-то все сложилось: я создала, на мой взгляд, интересные работы, а Руслан Чижов (идеолог «Изоленты» и сооснователь арт-пространства Werk, — прим. Enter) пригласил выставиться у них. Я с радостью согласилась, потому что ребята из Werk могли гарантировать мне абсолютную свободу от цензуры, а это очень важно.

Я представляла себе пространство экспозиции в виде пещеры, заросшей различными растительными диковинами. За месяц до [открытия] выставки пол на балконах нашего дома был устлан мхом, а к окну вела тропинка. В каждом углу стояли охапки камышей, валялась засохшая тина. Мне повезло, что мы с Митей оба поехавшие, и он помог мне все это собрать.

Смотреть
все материалы