От «Прометея» до Watch Me: 11 ярких представителей медиаарта из Казани
Медиаарту в России порядка 60 лет — и что приятно, одним из центров его развития является Казань. За годы совершенствования технологий направления искусства расширялись, и сегодня к ним относятся световое, цифровое и гибридное искусство; био-, интернет- и видеоарт, иммерсивные инсталляции и многое другое.
Чтобы разобраться в представителях казанской сцены, Enter проследил локальную историю медиаискусства и попросила основателя и куратора фестиваля «НУР» Рашида Османова составить подборку современных медиахудожников из Казани, за которыми он следит.
Начало медиаарту в Татарстане в 1962 году положило СКБ «Прометей» под руководством Булата Галеева. «Прометеевцы» работали со светом и звуком в разных направлениях: создали динамическую подсветку казанских зданий, сделали светомузыкальные фильмы, разработали систему «Человек-машина» для психологической разгрузки космонавтов, написали методичку «Техника дискотеки» и проводили эксперименты с телевизорами и компьютерами.
Итогом работы «Прометея» стало появление художников, работающих преимущественно с видео. В 2007-ом искусствовед Гузель Файзрахманова организовала первый фестиваль видеоарта «Видеолинии», а позже для поддержки художников и современного искусства Гузель открыла «Клуб 20/21». В 2013 году для «Ночи музеев» его участники создали инсталляцию «Куб-Kaba’h-Cube»: на грани куба высотой три метра нон-стоп проецировались видеоработы художника Владимира Селезнева.
Год спустя Илья Файнберг и Людмила Забрускова основали объединение медиахудожников Watch Me. Одними из первых в Казани они занялись мэппингом, оформляли вечеринки и другие события. В их числе нашумевший фестиваль Unsound Dislocation Kazan, где дуэт отдал дань уважения вышеупомянутому «Прометею», задействовав его оптические призмы. А когда открылся Werk, команда получила свое пространство для экспериментов с лазерами, зеркалами, дымом, ветром и солнечным светом.
Еще одной относительно постоянной презентационной площадкой медиаарта в Казани благодаря фестивалю Tat Cult Fest является Тайницкая башня Казанского Кремля. Ежегодно 30 августа приглашенные художники проецируют на нее мэппинг-шоу, сопровождающее выступления артистов. Желая создать в Казани новое художественное комьюнити, в рамках программы Tat Cult провели лаборатории медиаарта, где художники из Казани и других городов работали под руководством опытных экспертов. В первый год их творчество презентовали на тогда еще «Казань Арене», а во второй — в обновленной Галерее современного искусства ГМИИ РТ. Через год в той же ГСИ прошла масштабная мультимедийная выставка «Павел Филонов»: команда ABAU переложила живопись в цифровой поток, каждые полчаса в пространство выставки вплеталась визуально-музыкальная инсталляция.
В этом году жители Казани познакомились с медиаискусством еще ближе. На Tat Cult Fest состоялась первая в мире Art&Science выставка с технологией clean-NFT, а концепт-студия Formate организовала первый международный фестиваль медиаискусства «НУР». На нем выставлялись более ста современных художников, включая представителей казанской сцены.
Я хотел бы начать подборку с них, потому что Watch Me — как мне кажется, одни из основателей современной школы аудиовизуального искусства в Казани. Особенной чертой их творчества является выверенный с архитектурной точностью стиль, объединяющий форму, цвет, объем и технологичность. У них всегда получаются целостные концептуальные работы. Жители Казани могут знать Watch Me по инсталляциям в Werk и «Истории татарской письменности» в Национальной Библиотеке РТ (последнюю некоторые называют «Буквы»).
Деятельность коллектива под руководством Дамира Аллямова является примером применения медиаарта в коммерческом направлении. ABAU работают с 2011 года, но только последние пять лет полноценно занимаются медиаискусством: создают видеосценографию, 3D-мэппинг, интерактивные перформансы для мероприятий. Особую популярность приобрели мультимедийные инсталляции «Павел Филонов» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ и KARA URMAN на фестивале «НУР». Последняя работа была сделана для знакомства с персонифицированными мифическими существами татарского народа.
Казанская концепт-студия, руководителем которой являюсь я. В нашей команде сейчас 11 человек, и, наверное, сейчас мы самая многочисленная медиастудия среди локальных. В 2017 году Formate полноценно влился в медиаарт. Наши основные направления — создание мультимедийных шоу, церемоний открытия, компьютерной и генеративной графики. Также мы продюсируем проекты в области цифрового искусства, где активно синтезируются концепции, графика, лазеры, свет, сценический сетап и так далее.
Медиахудожник и музыкант предпочитает перформативные практики. Денис отлично разбирается и в софте, и в искусстве, благодаря чему делает крутые проекты. Для меня Innapau — прежде всего художник, работающий в поле генеративной графики или технологий. Мне нравится, что у него есть узнаваемый стиль: абстрактная геометричность и линейность с минимальным количеством цвета. Эдакий Dark Side Warrior, но с очень светлой душой.
Денис визуализировал звук Klotho и Yung Acid, его инсталляции можно было встретить в Werk. Вместе с нами в мае он создавал генеративный арт для программы «ЯҢА» обновленного оркестра театра Камала, а совсем недавно работал над пластическим перформансом NAFS в «MOÑ».
Эдуард Красильников начинал свой путь как программист. В 2019 году я посоветовал ему изучить язык визуального программирования TouchDesigner, что впоследствии принесло ему известность в сообществе генеративных художников как в России, так и за рубежом. Работы Ed.Creativecoder реагируют на музыку и движение. Они выставлялись в Нью-Йорке, Токио и, конечно же, на фестивале «НУР» в Казани. Также Эдуард принимал участие в фестивале Tat Cult Fest и в программе «ЯҢА».
Надя — представительница казанской школы медиаарта с очень большими перспективами. Ее глубоко проработанные объемные проекты поднимают важные темы и сочетают в себе интересные технологические решения. Например, на фестивале «НУР» была представлена работа, где через микроскоп зритель мог наблюдать процесс трансформации одной субстанции в другую. Эту картинку анализировал софт и выдавал через проектор интересные художественные паттерны.
В работах современной художницы из Казани отражен симбиоз различных жанров и техник. Она сотрудничала с Pandora Russia, Bonduelle, QRmedia, AliExpress Russia, МТС, «СберМаркетом», «Л’Этуаль» и занималась анимационными коллажами для выступления Манижи на Евровидении-2021. Вообще, у Алисы отличный вкус, и это привлекает меня сильнее всего. Она и фотографирует, и делает коллажи утонченно, в едином стиле.
Художник ищет ответы на социальные и философские вопросы, миксуя инструменты реального и диджитал-мира. Лично у меня его работы вызывают ощущение некоего сновидения. Фаяз принимал участие в выставке Disartive и в фестивале «НУР», а в коллаборации с Министерством по делам молодежи РТ создал NFT-анимацию мечети Кул Шариф, которую успешно продал на платформе Binance NFT.
Электронный музыкант и диджитал-художник, много работающий с технологией дополненной реальности. Он достаточно известен в тусовке NFT-художников, так как принимал участие в крупных коллаборациях: в соавторстве с ним была создана одна из самых дорогих серий NFT-картин на российском рынке.
3D-художник и моушн-дизайнер уделяет особое внимание реалистичности изображений, фокусируясь на детальной проработке текстур и мелочей. Постапокалиптические зарисовки в созданном им мире успешно продаются на рынке NFT.
Художница из Казани часто бывает в Москве, так как сотрудничает со столичным коммьюнити panterra. Кроме того, Вика отличный архитектор, что прослеживается и в ее работах. Из последних отмечу сценографию и мультимедийное решение в сотрудничестве с танцевальной компанией «Сад».
Изображения: Предоставлены художниками
все материалы