Переосмысление татарских традиций и работа с контекстом времени — финалисты программы RE’ACTOR о своих проектах
В этом году арт-резиденция RE’ACTOR запустила третью программу поддержки творческих деятелей. В течение нескольких месяцев участники создавали свои проекты по пяти направлениям: фотография, пластическое искусство, современное искусство, мода и дизайн, медиа. Итогом программы стал фестиваль «Город — RE’ACTOR», на котором ребята представили свои работы.
Редакция Enter поговорила с финалистами программы поддержки от арт-резиденции RE’ACTOR. Рассказываем, какие образы участники использовали в создании проектов, что вдохновило их на реализацию своих работ и как татарская культура отражается в кейсах финалистов.
Мода и дизайн
Я занимаюсь архитектурой и архитектурной графикой, увлекаюсь фотографией. И одним из этапов разработки архитектурного проекта является визуализация или архитектурный коллаж, а для масштабности и создания композиции используют стаффаж — людей, деревья, животных и другое. Обычно его скачивают из интернета, и в мире много сайтов с похожим контентом, но российских мало, а татарских вообще нет. Поэтому я решила его создать, RE’ACTOR мне в этом помог.
Проект tatarpeoplepng.ru включает в себя сайт с объектами для архитектурной графики, графического и веб-дизайна, в котором отражена татарская идентичность. Для меня это ценный проект, потому что я вижу его как некий «котел идей», место для обмена мыслями и творчеством, познания себя и своего творчества через другого. Еще одна причина, по которой мне это важно: когда я росла, мне не хватало образов в массовой культуре и рекламе, с которыми я бы могла себя ассоциировать. В процессе создания я отрисовывала людей в иллюстраторе, а основой были фотографии с праздника татарского национального костюма «Милли кием». Несколько векторных объектов повторяют образы брендов, развивающих современную татарскую моду — Your Yool и BURO BANU. В будущем этот проект станет платформой, где архитекторы, художники и дизайнеры, заинтересованные в развитии татарской идентичности, смогут монетизировать свой труд.
Я архитектор и дизайнер интерьеров. Сама живу в Тюмени, но не могу сказать, что мне далека тема татарской культуры. У нас в Тюмени много татар, исповедующих Ислам. Поэтому тема татарских мечетей ко мне относится не косвенно, а практически напрямую. В своем проекте мне захотелось осветить именно этот аспект национальной культуры
Дело в том, что я начала задумываться, что большое количество мечетей было утрачено и не восстановлено. В инсталляции я по-своему решила рассказать историю одной мечети. Используя определенные инструменты и свои навыки, я решила изобразить то, как она выглядела в свое время. Причем я создала не просто постамент, а полноценную инсталляцию, в которую можно зайти. Инсталляция окрашена в белый цвет и подсвечена изнутри, что является метафорой внутреннего света человека
Я архитектор. В профессиональной деятельности выступаю за проявление национального самосознания в архитектуре. Так, многие мои проекты основаны на исследовании идентичности татар. Моя виртуальная инсталляция — это мое художественное переосмысление культуры, менталитета и образа жизни предков. Для меня было важно выработать мой визуальный формальный язык татарского вернакуляра и проявить его в своей архитектуре. Я презентовала свой проект в очках виртуальной реальности, где можно было побывать в музейном пространстве и получить архитектурный опыт.
Основным материалом для реализации проекта послужила глина. Это также связано с историей. Наши предки жили в тесном контакте с природой и в строительстве использовали локальные материалы. А еще процесс создания глиняного изделия является особой частью строительного ритуала, который, по моему мнению, необходимо включать в процесс проектирования архитектуры. Это будет некой отсылкой к тому, как наши предки собственноручно возводили свои жилища.
Пластическое искусство
Я родилась в Анапе, но уже шесть лет живу в Казани. Преподаю современный танец, стараюсь создавать новые работы в этом направлении, а также являюсь со-руководителем хореографического коллектива. Год назад мне захотелось использовать тематику татарского фольклора, но я не могла прийти к чему то конкретному. И однажды я увидела статью о празднике (обряде) «Карга Боткасы» и углубилась в изучении. Так, мне захотелось попробовать поработать с этой темой
Основная концепция моей работы — процесс приближения весны через образы птиц. В хореографии сам процесс интерпретируется как вращение судеб, очищение от темных мыслей. Для меня задачей было окунуть зрителя в атмосферу прихода весны. А чтобы передать концепцию проекта, я использовала вращение между друг другом и по окружности, как символ каши для птиц и процесс очищения. Также для этого я подобрала костюмы, передающие атмосферу обряда, и живую музыку, которая дополнила образы и помогла собрать пластический перформанс.
Я профессиональный танцор, хореограф-постановщик, педагог, тренер и создатель танцевальной труппы из Казани «VOLOKNO». Сама идея создания танцевального перформанса «Стена» была соткана из многих факторов. А основной темой для проекта были выбраны наскальные рисунки. Наскальные рисунки — это то, что открыто для нас внешне, но сокрыто изнутри. Сам момент расшифровки рисунка — это то, что манило и цепляло меня.
«Стена» — это идея существования людей в пещере без возможности выхода, приводящая к появлению наскального рисунка на стене. Хореография демонстрирует сформированное замкнутое пространство, в котором фантазии людей о своих желаниях ищут путь осуществления. Происходящее в «пещере» оставляет след на стене. А исполнители — это ожившие образы рисунка. На сцене четыре профессиональных разноплановых танцора, которые через красоту, мощь, натуральность, силу своего тела и эмоции передают атмосферу, тем самым погружая в главные смыслы работы. Основными образами послужили пещера, животные и первобытность через параллели с современным миром. RE’ACTOR сделал вклад в формирование сильного окружения творческих людей из разных направлений, частью которого я с удовольствием стала как новый резидент!
Современное искусство
В своей художественной практике я занимаюсь вопросами небытия. Его форм, контакта человека с ним. Сейчас совместно со Сколковским институтом исследую дообъектное состояние человека и готовлю персональный проект, посвященный вопросам деперсонализации. Идея обращения к Великому случаю жила со мной последний год, а идея неконтролируемости и моего совершенного очарования случайностью, запечатленной в искусстве — всю жизнь. На RE’ACTOR я вышла в новый медиум, который через форму открыл новые смыслы.
Идея проекта транслируется через два уровня: смысл и форма. На уровне смысла инсталляция означает принятие человеком бесконечного количества вариантов Случая, которые могут с ним случится. И абсолютную беззащитность перед Великим Случаем.
На уровне формы я хотела сказать, что в микромире частица находится в нескольких параллельных состояниях одновременно, что не позволяет определить ее положение. Приступиться к описанию такого варианта смогли через вероятностно-волновое уравнение. Такой подход и лег в основу формы инсталляции. Пластическая масса выражает вероятностное поле, а монотонный ряд колец — наши попытки его описать. Итоговый проект — исключительно моя практика и мой диалог с Богом.
Фотография
Я из города Ульяновск, приехал в Казань учиться — сейчас обучаюсь в институте физики. Параллельно я работаю администратором фотостудии, преподаю детям фото- и видеопроизводство. Также выезжаю на различные киносъемки. В ходе программы мне предложили создать кампейн для бренда одежды. И было решено остановиться на Corner 17.
Наша задача состояла в том, чтобы полноценно организовать качественную съемку. Фактически, мы были не только фотографами, но и продюсерами. Мы искали моделей, ассистентов, оборудование, согласовывали все даты и вели коммуникацию с брендом. Через свой фото проект я хотел передать, что одежда от Corner 17 помогает человеку самовыражаться и быть свободным. Для этого я показал, что вещи можно легко сочетать друг с другом. И использовал только ту одежду, которая не очерчивала фигуры моделей, а комфортно сидела, оставляя девушке свободу действий.
Всю свою жизнь я создаю искусство в Санкт-Петербурге, звучит слишком претенциозно, но как не быть творцом в городе, который этому только потворствует. Идея создания фотопроекта, посвященного сказкам, давно пускала корни в моей душе — уж слишком я люблю тему фольклора. А когда попала на образовательную программу от RE’ACTOR, просто интерпретировала эту идею под национальный колорит. Мой проект не просто о Татарских легендах, это в первую очередь о личном самоощущении и сюрреалистичном представлении потустороннего мира.
Размышление о том, куда могли бы попасть души персонажей с такой трагической судьбой. Отсюда и название проекта — Limbus, что в переводе с латыни означает рубеж. Мир, где пребывают души тех, кто не заслужил Ада и вечных мук, но и не может попасть в рай по независящим от него причинам. Мир, где могла бы затеряться искалеченная душа Сююмбике, не желавшая подчиниться властному царю, или юной Зухры-Йылдыз, что до сих пор скитается в поисках покоя и долгожданного умиротворения.
Создание такого пограничного мира через призму фотографии и буквальное воскрешение татарских сказок и легенд — это заигрывание с теми же образами, к которым обращается бренд Your Yool. Поэтому у нас вышел такой гармоничный кампейн. Я использовала образы их татарских легенд: Сююмбике, Зухра-Йылдыз и Тырышмал хужа. И вдохновившись работами Доры Маар, сама делала звезды для съемки (они были объединяющей деталью серии), а для последней съемки еще и маски и часть костюмов. Локации тоже были выбраны мной не случайно: это были рутины старинного храма, огромная студия с песком и зал с парашютами, которые создавали внеземной эффект. RE’ACTOR свел меня с очень талантливыми и такими же вдохновленными как я, людьми, за что я благодарна организатором и команде, которые были со мной на связи все это время!
Я родилась и живу в Казани, На данный момент работаю в ивент-индустрии, иногда выступаю на открытых микрофонах и очень люблю фотографировать. В последнюю неделю программы, когда пришло время сдавать проект, перед участниками был выбор из девяти казанских брендов. Я генерировала много идей, но концепция съемки для песиков получилась самой интересной. Кстати, у меня самой собака.
Сегодня девиз жизни человека часто включает в себя слово «проЯвляйся». И концепция этой съемки построена на мысли: «Питомцы совсем не хотят уступать своим хозяевам».Четвероногие начинают ходить в кафе и рестораны, работать на фрилансе и даже заниматься арт-терапией. Если говорить об образах — я использовала шуточные сравнения, изучая темпераменты моих моделей. Корги, например, сообразительные подвижные собаки — ну, идеальные же офисные сотрудники. И так с другими породами собак. А инструменты для реализации проекта — это люди, которые окружали меня все это время. Спасибо команде RE’ACTOR за это!
Медиа
Вот уже четыре года я живу в Казани и несколько лет работаю креативным директором проектов РОО «Академия творческой молодежи Республики Татарстан». А в этом году я сместила фокус своей деятельности на сценариста-режиссера. Так и родился наш проект. В подростковом возрасте я столкнулась с жестким кибербуллингом. Эта личная встреча с проблемой отпечаталась в моей памяти и побудила действовать. И вот теперь, через проект «Oh, цифровая гигиена» я могу делиться важным знаниями о защите себя в интернете с широкой аудиторией. Благодаря этой программе поддержки, я смогла донести свои мысли до широкого круга людей и помочь им разобраться в этой теме.
Видео-лекции «Oh, цифровая гигиена» — это не про стандартные онлайн-уроки, это про дружеский диалог с каждым, кто хочет разобраться в сложных вопросах цифровой безопасности. Наш проект о развитии критического мышления при взаимодействии с цифровым контентом, выявлении и предотвращении киберугроз и о многом другом. Мы разрабатываем каждый сценарий с особой любовью, затем отдаем материал на проверку экспертам по кибербезопасности и добавляем в наше блюдо щепотку молодежного вайба, чтобы оставаться на «одной волне» со зрителями.
Я иллюстратор-мультипликатор. За свой достаточно ранний возраст уже успела попробоваться в самых разных сферах, но так как я творческий человек и рисую с детства, то и жизнь решила связать с диджитал искусством. Автор идеи нашего проекта — Иван Пичугин, вдохновитель-организатор проекта — Ярослав Лукоянов, а я ответственная за весь производственный процесс. Аниматором выступила Милана Багрецова, актером озвучки — Александр Суханов. Сейчас к команде уже присоединились аниматоры и актеры озвучки. Идея сама является отголосками нашего предыдущего опыта работы в креативных индустриях и эпохи удаленки.
Кубическая форма отражает упрямство нашего мира, а три героя: Злючин, Депрессо и Летяга были списаны с их «прародителей». Мы вдохновлялись зачинателями кубизма: Полем Сезанном и Робертом Делоне, а также авторами и сценаристами: Стэном Норденом и Джеймсом Миллером. Основная концепция — сатира на современную молодежь и нашу реальность. Сериал будет состоять из мультивселенных героев, говорящих на разных языках. С одним из них даже можно пообщаться через сообщения благодаря нейросети. Сейчас основная цель — это продвижение на русскоязычную аудиторию. Так, за месяц активности наши ролики уже собрали более миллиона просмотров, а в социальных сетях мы уже перешли отметку в 5 000 подписчиков.
Текст: Кристина Лешкова
Изображения: sashaspi
все материалы