Познакомьтесь с людьми, которые делают фестиваль «НУР»
С 10 по 12 сентября в Казани пройдет международный фестиваль «НУР» — первое городское событие, полностью посвященное медиаискусству. Его организует концепт-студия FORMATE и компания INNOSTAGE. В течение трех дней на городских площадках пройдут выставки, инсталляции, лекции, хореографический и аудиовизуальные перформансы. Часть программы можно будет увидеть бесплатно в Национальной библиотеке, на медиафасаде «Ак Барс Арены», в ТЦ «ГУМ» и в городских парках, но чтобы насладиться полным лайнапом, советуем купить билет.
Команде фестиваля удалось организовать большое событие без финансовой поддержки, снять документальный фильм о СКБ «Прометей» и собрать медиахудожников из 15 стран. В рамках рубрики «Состав» рассказываем о людях, благодаря которым «НУР» стал возможен.
Идея фестиваля «НУР» появилась в 2019 году, когда его основатель Рашид Османов попал на фестивали медиаискусства в Берлине и Праге. К тому времени его концепт-студия FORMATE несколько лет разрабатывала мультимедийные шоу и аудиовизуальные перформансы для WorldSkills и других крупных мероприятий, и Рашиду давно хотелось отойти от коммерции и посвятить всего себя искусству. По возвращении в Казань он сразу же рассказал о задумке сделать фестиваль команде студии и коллегам из индустрии. Идея отложить на время коммерческие проекты и организовать большое событие, посвященное медиаарту, понравилась всем.
Проект «НУРа» был готов к лету 2020-го, но из-за антиковидных ограничений фестиваль решили провести в следующем году. К активной работе вернулись уже в декабре. С тех пор команда начала детально прорабатывать лайнап, договариваться с площадками и собирать единомышленников. Фокус решили сделать на художниках, еще не получивших массовую известность. Их отбирали двумя способами — напрямую и посредством опенкола, по итогам которого за три недели получили 107 заявок из разных стран мира: от Америки до Японии. Творческие объединения и художники со всего мира легко шли на контакт, и переговоры практически не затягивались.
Слева направо: Гузалия Зайнетдинова, Йусуф Бикчантаев, Гулюса Кавиева, Дидар Оразов, Рашид Османов, Николай Красильников, Альбина Усманова, Динар Ярми, Полина Петрова, Денис Innapau, Альбина Закируллин, Александр Силкин
Некоторые сами вносили предложения по программе. Так, для выставки, которую организовывает команда фестиваля и экстрим-парка «УРАМ», стамбульская платформа цифрового искусства De Artium привезет селектив из работ семи художников. В общей сложности на фестивале представят больше 100 артистов. Их работы разместят в Доме Баратынского, ЦСК «Смена», в Национальной библиотеке, на Казанской Ярмарке, на швейной фабрике «Адонис» и театральных площадках MOÑ и «Угол».
Чтобы объяснить горожанам, что такое медиаарт, команда «НУРа» устроила летом несколько мероприятий-тизеров. В театре Камала и на набережной озера Кабан провели открытый концерт симфонического оркестра «Яңа» и презентацию этнического альбома группы KRAPIVA. Оба выступления сопровождал перформанс художника Innapau, основанный на генеративной графике. В Национальной библиотеке организовали лекцию Антонио Джеузы, — одного из главных исследователей российского медиаарта. Около двадцати лет Антонио исследует работы СКБ «Прометей», и на своем выступлении он рассказал о том, как люди и машины вместе создают искусство.
«НУР» станет ярким примером того, как коммерческие компании, локальные сообщества и отдельные художники объединяются без поддержки государства для создания крупных творческих проектов. Большинство участников помогают команде на безвозмездной основе. Значительную часть расходов компания FORMATE взяла на себя — пришлось потратить накопления, собранные за несколько лет работы. Компания INNOSTAGE помогает финансово и устанавливает технику сразу на нескольких площадках. Дело в том, что технические работы — самая дорогая часть проекта, которую FORMATE не осилил бы сам. Предоставить оборудование для большинства локаций и помочь с монтажом согласились казанские компании RMS group и ShowTime. Весь графический дизайн взяла на себя студия Ultimaterra: они разрабатывают брендинг фестиваля, администрируют сайт и создают материалы для социальных сетей. Организацию AV-перфомансов на своей площадке проспонсировал экстрим-парк «УРАМ».
Рашид Османов,
основатель и куратор фестиваля
Чтобы составить лайнап, Рашид просмотрел несколько сотен заявок от художников со всего мира — отказывать талантливым артистам было сложно, но пришлось учитывать бюджет на создание инсталляций. Основатель «НУРа» ежедневно включен в работу по любым возникающим вопросам, но все же ключевая задача Рашида — это коммуникация. Его способность донести идею, собрать единомышленников и договориться со всеми обо всем сделали фестиваль возможным.
Дидар Оразов,
режиссер и продюсер фильма «Прометей. Поэма Казанского огня»
Дидар узнал о фестивале одним из первых, поскольку является сооснователем FORMATE и близким другом Рашида. Долгое время он не мог найти свою нишу в команде, и весной решил снять фильм об СКБ «Прометей» — культовом конструкторском бюро, которое появилось в Казани в 1960-х. Дидар, интересовавшийся «Прометеем» со студенческих времен, проникся историей и провел большую исследовательскую работу.
Через интервью с Надиром Альмеевым, Рустамом Сайфуллиным, Геннадием Прониным, Антонио Джеуза, Анастасии Максимовой и другими участниками и исследователями «Прометея», команда FORMATE попыталась прикоснуться к культовому явлению, за которым во второй половине XX века наблюдал весь интеллектуальный мир. Работу презентуют в первый день фестиваля — так организаторы отдают дань иконам медиаарта родом из Казани.
Вадим Булычков,
соорганизатор фестиваля
Вадим вписался в проект «из любви к искусству и технике». Он всегда хотел реализовать потенциал технического оборудования и считает, что обычно вся «мультимедийка» используется очень просто и плоско, хотя это огромный функциональный инструмент в руках настоящего художника.
Компания Вадима INNOSTAGE выступала техническим подрядчиком почти на всех крупных городских событиях: от 1000-летия Казани до Кубка мира по синхронному плаванию FINA. Во время работы над эстафетой флага WorldSkills в Мадриде он познакомился Рашидом и продолжил сотрудничать в некоторых проектах. На фестивале INNOSTAGE выполняет технические работы на некоторых локациях: монтирует инсталляции, выставляет свет, звук и устанавливает экраны, и делит с FORMATE основные расходы. Сам же Вадим курирует организационные вопросы: привозит и расселяет артистов, следит за их комфортным пребыванием в городе и обеспечением райдеров.
Полина Петрова,
исполнительный продюсер
Полина координирует художников, технических специалистов, администраторов площадок и следит, чтобы каждый знал свой адрес и время начала перформанса. Иногда в работе возникают неожиданные задачи — например, найти и привезти в срок 300 килограммов речной гальки для оформления инсталляций.
Оценить приметные масштаб проекта, его структуру и бюджет Полина смогла, когда оформляла заявку на грант для фестиваля. Деньги получить не удалось, а потому стало очевидно, что команде не обойтись без помощи волонтеров. Их поиском она с командой администраторов занимается накануне фестиваля.
Денис Innapau,
технический директор
В далеком 2014 году Денис помогал с организацией тусовок лейбла Get Busy и позднее встал у истоков OMOC29 — команды, которая делала вечеринки и занималась привозами артистов в Казань. Когда промо-объединение перестало существовать, на смену ему пришла «Изолента». В ее составе Денис стал курировать монтажи, приложил руку к работам Watch Me благодаря знакомству с Ильей Файнбергом, а в дальнейшем открывал Werk в качестве технического директора. Сейчас Innapau работает специалистом мультимедиа и интерактивных систем в компании Show Time и генерирует визуалы для Klotho и Yung Acid.
На площадках фестиваля художник организовывает бесперебойную работу всего сценического оборудования. Он ищет подрядчиков, собирает команду техников, следит за выполнением райдеров, проводит технические расчеты, курирует монтажи и решает общие вопросы.
Альбина Закируллина,
директор по продвижению
После переезда в Казань из Москвы Альбина работала PR-директором иммерсивного шоу «Анна Каренина», творческой лаборатории «Угол», фонда поддержки современного искусства «Живой город», фестивалей новой культуры Kursiv и Tat Cult Fest, музыкальной резиденции OneBeat, музыкальной и медиаарт-лаборатории Tat Cult Lab. До работы над «НУРом» она была главным редактором документального медиа-проекта «Кайтам» о людях, вернувшихся в Татарстан.
На фестивале Альбина ответственна за продажи билетов и тексты на всех платформах: занимается всем, что связано с социальными сетями, PR и маркетингом — оформляет и публикует посты, занимается сайтом, общается с журналистами, придумывает коллаборации и промо-активности. Вдобавок к этому она участвует в переговорах с площадками.
Йусуф Бикчантаев,
саунд-дизайнер фестиваля
Сменив работу актера и ассистента режиссера в театре Камала, Йусуф попал в FORMATE, где стал композитором и саунд-дизайнером. Он отвечает за аудиосопровождение «НУРа», создает музыку для промороликов и некоторых перформансов. Еще Йусуф помогал Дидару в работе над фильмом «Прометей. Поэма казанского огня» — он выступил сценаристом, подобрал саундтрек и взял на себя музыкальное оформление.
Николай Красильников,
куратор выставок цифрового искусства
Николай курирует диджитал-выставки на Казанской ярмарке и на медиафасаде «Ак Барс Арены». Последняя станет одной из самых больших экранных выставок медиаискусства в мире. Помимо работы куратора Николай помогает с продвижением: придумывает рекламные ролики, тизеры и промо. Одна из его идей — создание лазерного луча с логотипом фестиваля, с которым команда проехалась по ночному городу, подсвечивая фасады зданий и общественные площадки.
Фото: Анна Соколова
все материалы