Познакомьтесь с людьми, которые работают на театральной площадке MOÑ


Театральная площадка MOÑ — один из самых ярких проектов, развивающих современное искусство в городе. За три года она познакомила казанцев с десятками кросс-жанровых постановок на русском и татарском языках и дала возможность погрузиться в творческий процесс в формате театра соучастия.

Редакция Enter решила познакомить вас с командой проекта в рубрике «Состав». Рассказываем, кто превращает «черную коробку» в место рождения театральных форм, развивает локальное сообщество художников и зрителей и помогает горожанам быть услышанными.


Во многом театральная площадка MOÑ появилась благодаря переезду Национальной библиотеки РТ в здание бывшего НКЦ «Казань» на Пушкина, 86. После обновления место стало не только библиотекой, но и многофункциональным культурным центром с несколькими зонами, включая закрытую универсальную площадку — блэкбокс. Ее смысловое наполнение доверили Фонду «Живой город», у которого уже был опыт создания творческой лаборатории «Угол» в аналогичной «черной коробке». Команда с энтузиазмом взялась за новый проект и решила объединить в нем национальный театр, современный танец, искусство на стыке двух языков, инклюзивные спектакли и театр соучастия. Место, аналогов которому нет в городе, открылось 7 ноября 2020 года премьерным показом одноименного спектакля «Моң».

В рамках проекта сформировалась система независимых резидентов — они могут использовать площадку для создания и показов своих постановок. Так, на ее базе работает творческое объединение «Алиф», исследующее татарскую культуру через перфомансы на стыке театра, танца, поэзии и музыки. Еще часть постановок в новое пространство перенесла лаборатория «Угол». В целом афишу MOÑ первое время составляли спектакли, «переехавшие» с других сцен, но постепенно коллективы начали создавать работы с учетом технических особенностей именно этой площадки. Сейчас в репертуаре MOÑ больше 20 спектаклей, которые резиденты и Фонд делают независимо друг от друга или совместно.

На фото: (слева-направо) в верхнем ряду Марьяна Куртякова, Айгуль Ахметова; в среднем ряду Инна Яркова, Анжела Фатхуллина, Анастасия Радвогина, Алена Батулла, Диана Сафарова, Никита Мингазов, Артем Силкин; в нижнем ряду Максим Саранцев, Алсу Мансурова, Диана Куватова

Каждый сезон программа обновляется несколькими способами: команда MOÑ сама инициирует проекты, с идеями приходят «Угол» или «Алиф», некоторые постановки создают участники лабораторий. Площадка открыта к сотрудничеству и часто принимает гостей, поэтому примерно 20-30% программы занимают события, напрямую не связанные с театром. В том числе MOÑ часто выступает партнером крупных городских проектов. Плюс на сайте есть специальная форма для тех, кто хочет предложить идею.

За три года деятельность MOÑ значительно расширились, но цель осталась прежней — развивать современный национальный театр. Параллельно на базе MOÑ «Живой город» продвигает важное направление — театр соучастия. Включение в творческий процесс не только дает горожанам шанс быть услышанными, но и подталкивает к диалогу людей разных национальностей, культур, возрастов и взглядов. В 2023 году Фонд расширил географию до республиканского уровня и на площадке MOÑ прошли спектакли, которые под руководством наставников создали школьники из сел и деревень Татарстана.

Диана Сафарова
соучредитель Фонда «Живой город» и театральной площадки MOÑ, режиссер

Как соруководитель Диана старается поддерживать горизонтальную структуру управления и выступает за дипломатию в коллективе. Вместе с командой она определяет направление развития площадки — обсуждает планы на сезон, год и несколько лет, занимается творческими вопросами.

Помимо этого, Диана с коллегами принимает решение по поступающим идеям и заявкам на партнерство. Прежде чем новый спектакль покажут зрителям, соучередительница отсматривает его и дает обратную связь, как можно улучшить постановку.


Инна Яркова
соучредитель Фонда «Живой город» и театральной площадки MOÑ

Инна относится к офису, как ко второму дому. Поэтому здесь у нее есть мягкие тапочки, под ногами расстелен коврик, рядом со столом стоит большое комнатное растение, а на диване лежит плед.

Все операционные задачи Инна доверяет команде, при этом сама занимается координацией рабочих процессов между Фондом и театральной площадкой, вместе с коллективом определяет направления развития, следит за формированием репертуара, решает финансовые вопросы. В общем, делает так, чтобы все звенья длинной цепочки работали исправно.


Артем Силкин
соучредитель Фонда «Живой город» и театральной площадки MOÑ

Соучередитель проекта называет себя «персонажем за ширмой», в то время как команда зовет его особенно уважительно — Артемом Николаевичем. В работе площадки он выполняет идеологическую функцию и доверяет ее развитие художественному и административному коллективу со сложившейся системой самоуправления.

Несмотря на минимальное вмешательство в деятельность команды, Артем представляет важный «совещательный орган» проекта: вместе с Инной Ярковой и Дианой Сафаровой он оценивает выполненную работу и решает, что делать дальше — а чего, наоборот, не делать.


Анжелика Фатхуллина
главный администратор, помощница режиссера

Как и многие в команде, Анжелика пришла в MOÑ из «Угла». В основном она работает со зрителями: встречает гостей на входе, общается с ними, занимается рассадкой. У Анжелики есть бессменный рабочий телефон, на который вот уже восемь лет почти каждый день все звонят с вопросами.

Когда на театральной площадке ставят новые спектакли, Анжелика выступает в роли помощницы режиссера: до премьеры берет на себя организационные моменты и работу с творческой группой, а после — курирует репетиции и включение спектакля в афишу.


Алена Батулла
куратор проектов, помощница режиссера

Алена начала работать в MOÑ как резидент объединения «Алиф», и со временем под ее кураторство перешли все проекты площадки, связанные с национальной культурой и современным танцем. При подготовке спектаклей она занимается сбором команды и выстраиванием внутренних процессов — от проведения репетиций до монтажа декораций. А еще старается использовать свои навыки пиарщика и налаживает коммуникацию с журналистами.

Параллельно Алена отвечает за проект «Кич» и организует серию перформативных вечеров: определяет тему события, объявляет open call и отбирает участников, затем организует репетиции и вместе со звукорежиссером и оператором по свету прорабатывает структуру мероприятия.


Айгуль Ахметова
администратор, помощница режиссера, актриса

До работы в MOÑ девушка принимала участие в спектаклях и читках в «Углу», а в новый проект ее пригласила Инна Яркова. Часть времени Айгуль работает актрисой, в остальное — выполняет задачи по обратную сторону сцены и помогает ставить новые спектакли. Плюс к этому снимает рилсы для аккаунта площадки.

Успевать все Айгуль мотивирует любовь к MOÑ и команда, которая постоянно загорается новыми идеями. Каждый раз ей вместе с коллегами хочется заразить зрителя своим видением — это и не дает стоять на месте.


Анастасия Радвогина
Режиссер, репертуарная актриса MOÑ

Для Анастасии работа в MOÑ — логическое продолжение деятельности в «Углу». Еще в 2015 году ее пригласили возглавить в лаборатории центр современной драматургии и режиссуры «Центр.Первый», постепенно к этому добавились обязанности администратора, а потом и актрисы.

Новая театральная площадка помогла Анастасии сконцентрироваться на актерской карьере — сейчас она является единственной репертуарной актрисой MOÑ и некоторые спектакли исполняет уже почти пять лет. Правда, теперь периодически занимается еще и оформлением постановок. Например, визуальное наполнение спектакля-игры «Децентрализация» — полностью ее заслуга.


Диана Куватова
специалист отдела маркетинга

В коллективе Диану негласно называют королевой коммуникаций, ведь именно она взаимодействует с блогерами, продюсирует коллаборации и создает контент. С большим количеством быстро меняющихся задач ей помогает справляться любовь к людям и понимание того, что MOÑ действительно делает мир лучше.

Специалистка отлично знает не только тонкости своей работы, но и весь репертуар театральной площадки. А на некоторые спектакли приходит вместе с шестилетней дочкой — старается знакомить ее с разным театром и расширять восприятие, не делая акцент на сюжете.


Марьяна Куртякова
специалист отдела маркетинга

По образованию Марьяна — режиссер театрализованных представлений, и на должность маркетолога в MOÑ она попала после участия в спектакле проекта «Театр горожан». Тогда девушка только закончила вуз, пыталась выйти во взрослую жизнь и выбраться из «ямы» между учебой и работой. В итоге нужные смыслы нашла именно здесь.

В отделе маркетинга сотрудники многофункциональны и взаимозаменяемы. Марьяна чаще всего делает посты для соцсетей и работает над коллаборациями. Специалистку мотивирует не результат, а процесс. Ее цель — не столько повысить продажи, сколько выстроить близкий контакт с аудиторией.


Алсу Мансурова,
SMM-специалист

Алсу пришла в коллектив недавно — в сентябре 2023 года, — но до этого часто пересекалась с командой театральной площадки, будучи сотрудницей Yummy Music. Проекты сотрудничают и образуют в пространстве Нацбиблиотеки творческую тусовку, в которой все друг друга знают. Вот ей и предложили стать SMM-специалистом еще и в MOÑ.

Больше всего в команде Алсу ценит ее «экологичность» и то, что каждый находится на подхвате у другого. Она же в основном занимается «татарским SMM» — пишет посты и взаимодействует с татароговорящими инфлюенсерами.


Максим Саранцев
технический специалист по звуку

Максим ответственный за звуковое оформление спектаклей: он подключает оборудование, настраивает аппаратуру и превращает кашу-малашу в музыку. Кроме этого, отвечает за видеосопровождение, может починить ноутбук и решить все проблемы с проводами и техникой.

Для Максима главное — постоянно пробовать что-то новое. Когда спектакль показывают в шестой раз, он начинает меньше концентрироваться на работе и его мозг «засыпает», поэтому каждый раз специалист старается незаметно усложнять и изменять какие-то элементы.


 Никита Мингазов
технический специалист по свету

У Никиты нет образования художника по свету — он случайно попал на работу в «Угол» и всему научился на практике, «методом тыка». Зато сейчас ни одно мероприятие на площадке не проходит без его технического сопровождения.

Специалист заранее прописывает световую партитуру, выстраивает декорации и во время каждого спектакля следит за световым сопровождением из специальной техточки сбоку от трибуны — так называемой пультовой.


Надежда Болдырева
дизайнер сайтов, еmail-маркетолог

Надежда живет в Самаре и работает удаленно. Еще до открытия площадки она несколько раз приезжала в Казань, чтобы познакомиться с проектами «Город Арт-Подготовка» и «Свияжск АРТель». Потом увидела вакансию помощника PR-директора Фонда и решила рискнуть — так и попала сначала в «Живой город», а потом в MOÑ.

Девушка делает все, чтобы, зайдя на сайт проекта, человек сразу понял, почему ему надо пойти в MOÑ: следит за актуальностью информации, верстает страницы под новые проекты, собирает и пишет тексты, выбирает фотографии, придумывает и перепридумывает структуру.

Текст: Мария Наумова
Фото: Даниил Шведов

Смотреть
все материалы