Преподавая искусство: Кураторы RE’ACTOR о творчестве, участниках проекта и фестивале креативных индустрий
Программа поддержки творческих деятелей от арт-резиденции RE’ACTOR подошла к концу. В этом году участники работали в пяти направлениях: фото, мода и дизайн, современное и пластическое искусство, а также медиа. Те, кто дошел до финала, поделятся результатами на Всероссийском фестивале креативных индустрий «Город — RE’ACTOR» 23 и 24 сентября.
Мы поговорили с кураторами направлений. Рассказываем, кто учил хореографов-постановщиков искусству балетмейстера, зачем делать инсталляции из сахара и что происходит с современной медиаиндустрией. Предупреждаем: лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Поэтому регистрируйте по ссылке, и встретимся на фестивале.
Каждый фотограф решает сам, зачем учиться искусству фотографировать. Для одних это творчество, для других — способ заработать. Коммерческую фотографию, у которой нет жизни, композиции, интересных приемов, я называю фотофиксацией. Этому, наверное, учиться необязательно. В остальных случаях придется почитать литературу, попрактиковаться.
Для резидентов RE’ACTOR мы подготовили крутую образовательную программу и провели ребят от идеи творческой съемки до ее реализации. Участники прослушали лекции десяти спикеров: криэйторов, режиссеров и операторов, визажистов, стилистов, сет-дизайнеров, предметных фотографов и маркетологов. До этого многие не занимались организацией съемок. Тем не менее на практической части ребята показали себя смело. Они сами договорились с брендами, моделями, локациями. Я почувствовала, насколько большой пласт знаний мы смогли дать. Это пригодится участникам в дальнейшем творчестве.
Для итоговой фотосъемки мы выбрали кампейны локальных брендов Татарстана. Мне кажется, что кампейны и творческие проекты — это то, что ближе всего. У брендов есть бюджет, модели и нет рамок: фотограф может придумать любую концепцию. Это как раз та история, когда артист может оставаться творцом и при этом заработать деньги.
Создавая только творческие съемки, фотограф работает вдолгую. Когда-нибудь потом бренд может заметить работы артиста и предложить сотрудничество. Или снимки можно продать журналу. Есть издания, которым для материалов не хватает визуала. Они находят подходящие снимки и покупают фотографию у автора. На творческих съемках можно заработать в Boosty, продавать билеты на свои выставки, печатать плакаты с работами — главное понять, сколько вы готовы ждать.
Кампейны объединяют творчество и заработок. Благодаря брендам участники смогли продумать идеи творческих съемок, реализовать их, посмотреть изнутри, как работает индустрия. Это мой первый сезон RE’ACTOR как куратора. И мне очень нравится, что получилось.
Фотовыставка резидентов RE’ACTOR пройдет в экстрим-парке «УРАМ». Посмотреть на творческие съемки участников можно будет 23 и 24 сентября. Кстати, казанские бренды, для которых фотографы разработали кампейны, будут представлены на маркете — теперь вы знаете, где купить джинсы с картинки. Вход бесплатный, по регистрации.
Катерина: Четкого определения, что такое современное искусство, нет — каждый сам пытается сформулировать его для себя. Для нас с Настей это смыслы и подтексты. Это направление, которое затрагивает историю, нарратив художника, его внутренние переживания.
Когда у художника есть история и репутация, он может позволить себе выставить акулу в формальдегиде или приклеить банан скотчем к стене. У артиста с бэкграундом за каждым объектом стоит легенда, которую считывают насмотренные и начитанные зрители. «Черный квадрат» Малевича был создан в определенное время, в определенный момент истории нашей страны. Суперидея работы была понятна и актуальна: живопись пришла к нулю. То же самое с кубизмом Пикассо. Сейчас идеи кажутся элементарными — тогда это было что-то новое и уникальное. Так что современное искусство тесно связано с технологиями и историей, которую считывают художники.
Анастасия: В заявке на резиденцию мы указали, что у участников должна быть страсть к экспериментам. Им придется пойти не по привычному пути, а по новому, попробовать что-то необычное для себя. Было 60 заявок от художников из разных городов России, и мы всех взяли. Постепенно они отсеивались, до защиты проектов дошли 35 человек. У каждого были интересные эксперименты и идеи, но мы выбрали 11 резидентов с самыми сильными и глубокими работами.
Темой стала фраза из рассказа Катерины Конюховой «В поисках счастья» «Окончательно растворив сумасшедшие звезды». Здесь и «конец», и «звезды», и «сумасшествие». Перед началом работы мы предложили участникам собрать майндмэп — карту ассоциаций. Получилось около ста слов, к которым художники нашли картинки. И таким образом они пришли к своим идеям и работам.
Катерина: Форматом выставки мы выбрали инсталляцию. Нам показалось, что такая форма расшевелит художника: если он работает в традиционных направлениях, инсталляция поможет переосмыслить творчество, начать думать по-другому. Когда мы работаем со своим медиумом, мы заложники шаблона и привычки. В инсталляции все иначе: здесь объем, своя методология.
Анастасия: У нас получилось замотивировать участников поработать с новыми техниками и материалами. Например, Ангелина Ушко уличный художник и тату-мастер. Работы в ее портфолио были связаны со стрит-артом и шрифтами. Во время образовательной программы выяснилось, что она давно хотела попробовать тафтинг. Ангелина освоила новую технику, и на выставке представлен первый ее проект в непривычной для тафтинга стилистике. Живописец из Москвы TATIY KOZO сделала работы из изомальта — заменителя сахара. Художница планирует повторить объект из стекла. Эти эксперименты удались благодаря смелости художников и резиденции.
Катерина: Хотя художники ушли от своего привычного исполнения, стиль каждого сохранился, он считывается. Это здорово. Еще из необычного — синтез искусств. У двух инсталляций есть саунд-дизайн, у одной — визуальная проекция. Звуковое и световое сопровождение участники делали сами, одной художнице помог саунд-дизайнер thunder6.
Анастасия: Мы с Катей участвуем в образовательной программе RE’ACTOR как кураторы впервые. Проанализировав опыт прошлых годов, мы поняли, что наша миссия — рассказать и показать путь художника от начала до конца. Так как наши участники — начинающие артисты, мы объяснили с азов, как создавать проекты, участвовать в резиденциях, составлять CV, презентовать себя и свое творчество. Нам важен был не результат, а процесс. Чтобы участники прошли путь художника и поняли, как он строится. В этом особенность этого года.
Посмотреть инсталляции из изомальта, попкорна, пластилина и других материалов можно в арт-пространстве Werk 21 сентября в 19:00, 23 сентября в 15:00 и 19:00. На закрытии выставки 24 сентября в 15:00 художники и кураторы Катерина Конюхова и Анастасия Морозова обсудят объекты резидентов, подробнее расскажут об этапах работы, современном искусстве и арт-индустрии Казани. Для участия нужна регистрация.
Нам не хотелось ограничивать участников на стадии опен-колла, поэтому мы назвали направление «Пластический спектакль». Трек включает танец, перформанс, движение — все, что откликается от слов «пластическое искусство».
Мы живем в эпоху междисциплинарности, просто танец не цепляет. В искусстве становится больше перформативности, артисты соединяют разные направления: музыку, современное искусство, изо. Главное преимущества нашего направления — свобода выражения. В театре есть законы. Понятно, что участники ставили номера по драматическим нормам, но в целом мы дали карт-бланш, свободу выражения и инструментов.
Я проанализировала индустрию и поняла, что для танцовщиков-исполнителей много проектов и мастер-классов. Для хореографов-постановщиков таких образовательных площадок очень мало. Есть вузы, где этому обучают, но не всем нужно высшее образование. Поэтому мы хотели поработать именно с постановщиками, найти новые имена и свежие взгляды.
Искусству хореографа и балетмейстера невозможно научиться, все приходит с практикой. Моя цель была в том, чтобы показать разные пути и подходы мастеров. Спикерами образовательной программы были и постановщики с академическим образованием, и хореографы, которые в 20 лет начали танцевать, а в 30 лет ставить. Были эксперты с опытом работы в кино, рекламе и постановках спектаклей. Все для того, чтобы показать: чтобы начать ставить, нужно начать ставить.
Когда мы перешли к практике, я переживала, что все участники выберут тренды современного танца и постановки будут похожи. Но все оказалось наоборот: у восьми хореографов восемь разных сложных тем. Например, Злата Письмакова ставит перформанс о наскальных рисунках. Она работает с символами и телом, рассуждает, что было раньше и что есть сейчас. Екатерина Дьякова рефлексирует на тему перехода из одного состояния в другое. Ксения Алексеева взяла тему становления и пробуждения через татарские обряды.
Я надеюсь, что участники резиденции поставили свои номера не на один раз, им удастся поучаствовать с ними на фестивалях и открытых показах. Мне хотелось бы, чтобы эти работы жили. Для этого ребятам нужно взять за них ответственность и продвигать свое творчество.
На вечере современной хореографии в «Доме культуры химиков» 24 сентября в 19:00 покажут пять пластических перформансов. Кроме резидентов RE’ACTOR на фестивале выступит приглашенный коллектив. Кто это будет, организаторы не раскрывают. Покупайте билет и приходите за подробностями в воскресенье.
В современной медиаиндустрии невозможно определить наверняка: медиа влияет на тебя или ты на медиа. Конечно, интернет и сопутствующие каналы коммуникации контролируют повестку, уведомляет людей о том, что происходит в мире. Но когда ты отдыхаешь и работаешь в сети, понять, ты создал тренд или какие-то тенденции вывели тебя, как в уравнении, на что-то новое и эксклюзивное, сложно. Поэтому можно сказать, что медиаиндустрия — это люди, наше взаимодействие и глобальная коммуникация, которая помогает осознавать контекст, в котором мы живем.
Несмотря на то, что массовое медиаполе переполнено, нам не хватает качественного проверенного контента. Так как мы пока не умеем, как нейросеть, оперативно обрабатывать сообщения, все, что нам остается, — скролить, получать огромный объем информации и пытаться в нем не захлебнуться, попутно играя в «Правду или ложь». Сейчас есть некая тенденция в создании визуально продуманного и мультимедийного контента, а он более сложен в реализации. Так что возможно со временем медиатрафик будет останавливаться в количественном показателе и переходить на более качественный — что не может не радовать.
Когда мы планировали образовательную программу RE’ACTOR, у нас было две задачи: понять срез индустрии у начинающих специалистов и выпустить людей, которые будут понимать, как работать с медиапродуктом. Для этого мы создали плотную емкую программу, охватившая большинство необходимых направлений — от пиара до цифрового контента.
Нам было важно научить участников создавать разный продукт. У всего есть своя аудитория: многие воспринимают информацию зрительно, кто-то на слух, кому-то нужно прочитать текст, чтобы понять, в чем месседж. Важно чувствовать свой контент и реализовывать его в подходящем формате. Если это крутой продукт, его будут смотреть, читать и слушать, а позже и копировать (копипаст, кстати, и создает тренды, так что не стоит к нему относиться пренебрежительно). Здесь мне импонирует высказывание Скриптонита в одном из интервью: «Стоящие вещи, они в любом случае до тебя долетят. Интерес сам пробудится». Качественный интересный контент дойдет до своей аудитории.
На фестивале креативных индустрий будет представлено три проекта. Все они о разном: «Милләт» посвящен истории и национальной идентичности татар, которые живут в разных странах и городах России. Видеопроект «Oh, цифровая гигиена» про взаимодействие в интернете, цифровую этику и буллинг в сети. Бытовые проблемы иронично подсвечены в анимационных рилсах «Грустнокубы». Резиденты программы получили много практических знаний от федеральных и локальных экспертов. Эти знания пригодятся в будущем и классных проектов станет больше.
Фото и аудиовыставка проекта «Милләт», презентация анимационного серии роликов о жизни в лицах грустнокубов и ролика «Оh, цифровая гигиена» пройдет в экстрим-парке «УРАМ». Вход свободный, по регистрации.
Текст: Ксения Монастырская
Изображения: marinaradio
все материалы