Промо-сообщество BNF. Путь от энтузиастов до флагманов андерграунд-сцены
В ноябре 2019-го промо-сообществу BNF исполнилось шесть лет. За эти годы оно стало одним из флагманов техно и хаус-музыки Казани, а также провело более 150 вечеринок и других мероприятий и освоило более 15-ти локаций города. Среди привозов проекта: хаус-королева Детройта Dj Minx, серый кардинал второй детройтской волны Titonton Duvante, Traxx из Чикаго, Yu Kawabata из Японии и многие другие.
Enter поговорил с основателем BNF о становлении проекта, вечеринках в тире и планах выпустить пластинку.
Вечеринка с участием проекта Horror Inc. Live, созданного франко-канадцем Марком Леклером, 2013 год. Это live-выступление в жанре глубокого сенсуального хауса
2013: появление промо-сообщества, открытие клуба «Бонифаций», запуск фирменных вечеринок «Питерский Экспресс» и House In Da House, а также флагманской серии Black Art.
2014: вечеринки с проектом PUSHKA 52 и перезапуск клуба «Бонифаций» под новым названием BNF.
2015: совместные проекты с командой «ДК 21» в Чернояровском Пассаже и вечеринки из серии «Шерсть», «Кожа», «Лен», «Брезент», «Мех» на «Фабрике Алафузова». Появление ярмарки винила с сетами коллекционеров Vinyl Corner.
2016: переезд на площадку тира на Горках, запуск фирменных серий «Московский бит», BNF Special Case, «8 girls x march 8», а также Secret Location.
2017: вечеринки на Нариманова, 59 — Underground Dogs, появление серии BNF Girls, запуск видео-каста WATCH BNF, старт фирменного двухтанцпольного концепта BNF LIVE & MIX c лайвами и сетами.
2018: пятилетие BNF с участием диджея из Японии Yu Kawabata. Юбилейный, десятый «Питерский Экспресс» с участием основателя омско-питерского техно-гиганта m_division и директора Gamma Festival.
2019: окончательный отказ от помещения на Кави Наджми 8, четвертое издание TEKNO-KULTURA by Re:Forms & BNF в тире. Вечеринки на площадке арт-пространства Werk.
Первые привозы и мечта о клубе
Появлению BNF предшествовала промо-команда Re:Forms. В нее входили продюсеры и диджеи, которые устраивали техно-вечеринки в Казани с 2010 года. Чуть позже к ним присоединился Вагиз Хусаинов — ему была близка и понятна идеология проекта. На двухлетие сообщества он предложил привезти в Jam Bar артиста из Ливана — тогда еще Morphosis (с 2013 года музыкант выступает под своим настоящий именем Rabih Beaini, а недавно выступил в московском Mutabor, — прим. Enter) с этно-экспериментальными пост-джазовыми мотивами. Так Вагиз влился в команду Re:Forms, вместе они провели еще несколько вечеринок в Jam Bar, пока руководство заведения не решило совсем отойти от техно.
Летом 2013-го Вагиз, Андрей Красиков (Andrey Fuji, — прим. Enter) и еще несколько партнеров, затем покинувших проект, решили открыть клуб. Подходящее помещение нашлось на Кави Наджми, 8 — небольшой трехэтажный дом в центре города. Правда, внутри он выглядел не очень.
Вечеринка Basement Jam, которая сочетает в себе традиции зарубежных андерграунд тусовок с мировой классикой хаус- и техно-музыки, 2014 год
Мы пришли в этот пустующий домик, и там действительно не было никакой активности. Третий этаж просто вау: разбросанные кирпичи, грязь, отсутствие отопления и чего-либо еще. Само помещение было настолько атмосферным и подходящим для техно-хаус-клуба, что мы решили попробовать свои силы.
Долго думали над названием, отвергали разные варианты и решили взять что-то из советского мультика. Так вспомнили про Бонифация, к тому же это имя носили еще и девять Римских Пап. Затем разработали логотип с мордочкой льва и шрифт.
14 сентября 2013 года площадка открыла свои двери в техническом режиме. Ремонт был далек от завершения настолько, что вместо дверей в туалетах висел полиэтилен. Зато сама вечеринка Re:Forms — Livestream Connection удалась. Ее транслировали в режиме онлайн. За ночь в стенах клуба побывали порядка 300 человек. Несмотря на недоделанный ремонт и прочие технические недоработки, было весело и всем очень понравилось.
Пока шла стройка, команда продолжала привозить знаковых для техно- и хаус-сцены музыкантов. При этом проект не имел громкого имени и опыта в промо. В стенах «Бонифация» появилась серия вечеринок «Питерский Экспресс», где играли диджеи из культурной столицы. Там же появилось и флагманское мероприятие сообщества — Black Art. В рамках серии вечеринок в Казани отыграли артисты со всего мира: хаус-королева Детройта Dj Minx, серый кардинал второй детройтской волны Titonton Duvante, живая легенда Чикаго — Traxx, уроженец Берега Слоновой Кости Mr Raoul K, а на пятом издании Roch Dadier — некогда резидент легендарного мюнхенского клуба Ultraschall и культового берлинского Tresor в первой локации.
Но к 2014 году финансовые проблемы все больше мешали площадке развиваться. В помещении до сих пор не было отопления — учредителям клуба приходилось использовать газовые баллоны. Это требовало больших вложений, но до конца помещения трехэтажного клуба все равно не прогревались. Так «Бонифаций» временно закрылся.
Первая для Казани трехтанцпольная вечеринка «Шерсть», 2015 год. За ночь на ней побывали 900 человек
Привозы в тире и 900 человек на вечеринке
В это же время в интернете появился паблик PUSHKA 52, который продвигал хаус-музыку. Со временем он трансформировался в промо-проект PUSHKA 52 из трех участников. После закрытия клуба они вышли на связь с Вагизом и предложили провести совместную вечеринку. Площадкой выбрали «Фабрику Алафузова» — тогда еще новое место, о котором практически никто не знал. Вечеринку назвали Basement Jam.
В лайнапе был заявлен сооснователь Re:Forms и BNF — Andrey Fuji, представитель PUSHKA 52 — Buwalda и основатель ижевского сообщества ABCD — Kstcn. За звук отвечала команда «Бонифация». Вечеринка получилась исконно рейвовой, во многом благодаря впечатляющей световой 3D mapping инсталляции от Watch Me Visuals, которые начали свой творческий и профессиональный путь в 2013-м как раз в стенах «Бонифация». Позже под флагом проекта PUSHKA 52 ребята решили реанимировать площадку на Кави Наджми, 8. На ее танцполе провели несколько музыкальных событий: «Бунт», «Рейв» и вечеринку в честь перезапуска клуба, который теперь назывался просто BNF, ровно как и промо-сообщество. Собственники здания обещали провести газ, но так и не сдержали слово. В итоге зимой 2015-го здесь снова стало тихо.
Лето 2015-го прошло для коммьюнити под знаком громких мероприятий: первая для Казани трехтанцпольная вечеринка «Шерсть» собрала на «Фабрике Алафузова» 900 человек. Далее последовали «Кожа», «Лен», «Брезент», «Мех», на которые тоже пришли сотни горожан. На одной из вечеринок в большом железном чане разожгли костер, чтобы создать атмосферу настоящего гетто.
Эмоции от вечеринок только положительные. Особенно когда все проходит успешно — шумно и весело. Но это зависит от людей, которые приходят на событие — мы ценим тех, благодаря кому возникает особая атмосфера. Как правило, они идут к нам за хорошей музыкой и создают ауру открытости, искренности и позитивного инакомыслия. На негативные моменты мы почти не обращаем внимания или просто быстро их забываем.
Вечеринка «Синдикат», 2016 год. За диджейским пультом она объединяет разные промо-группы города
Финансовые проблемы, переезд в тир и соседство с блинной
В 2015-м в доме на Кремлевской, 21 закрылся «Музей советских игровых автоматов». Пространство площадью 500 м² с подвалами и амфитеатром пришлось по душе основателям PUSHKA 52 и BNF. Они влились в команду нового проекта «ДК 21», в которую вошел и один из создателей Get Busy Марк Грибоедов. Здесь команда BNF дважды организовала «Питерский экспресс» и запустила Vinyl Corner. Там же появилась вечеринка «Синдикат», объединившая за диджейским пультом разные промо-группы города. А также совместная двухтацнпольная вечеринка BNF и ежегодного международного фестиваля брейкданса и стрит-арта COMBOnation.
Но «ДК 21» тоже не справился с затратами на аренду и в 2016-м прекратил существование. Вечеринки сообщества снова переехали на «Фабрику Алафузова». Там планировалось провести третий, трехтанцпольный «Синдикат» в честь трехлетия BNF, но и его пришлось перенести — у самого лофта начались проблемы с финансами.
Тогда один из участников BNF Антон Гордеев предложил обосноваться в подвальном помещении в тире на Горках — 800 м², большой бар, вентиляционная система, раздельные туалеты, минус второй этаж под комплексом «Олимп». Пространство максимально подошло под андеграунд-концепцию BNF. Здесь и отметили трехлетие промо-сообщества. Его участники задержались в этом месте почти на год и провели около 18 вечеринок. Часть из них появилась именно там — например, «8 girls x march 8», на которой за пультом стояли только девушки, или Special Case. Концепция последней в том, что открывают и закрывают вечеринку резиденты BNF, а остальные сеты играют гости из других городов. Это были диджеи из Берлина, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Самары, Нижнего Новгорода, Северодвинска и Ульяновска.
В 2017-м команда нашла помещение в Старо-Татарской слободе на Нариманова, 59. Маленький дом дореволюционной постройки превратился в место для экспериментов. Команда BNF представила площадку через сдвоенный концепт: Secret Location и BNF Girls. В первом случае о площадке организаторы сообщают за два часа до вечеринки, во втором — лайнап состоит только из девушек. Параллельно команда проводила вечеринки и в других локациях и несколько раз возвращалась в родные стены на Кави Наджми. На первом и втором этажах появился новый арендатор — блинная «Избушка». Третий этаж — танцпол «Бонифация» был по-прежнему в первозданном виде и пригодным для танцев до утра. К тому моменту промо-сообщество окончательно обросло своей тусовкой и резидентами.
Sunday Vibes, 2017 год. Это серия вечеринок, посвященная некоммерческой хаус-музыке
Пятилетие BNF, планы на релиз и влияние сообщества на город
В 2018-м BNF исполнилось пять лет. На юбилей пригласили диджея из Японии Yu Kawabata, но на страну восходящего солнца обрушился тайфун. Визит отложили, а лайнап составили из авангардного состава резидентов. Поздравить команду в эту ночь пришли порядка 500 человек. Повторить праздник решили через полгода и на этот раз с участием Yu Kawabata. Вечеринка «5/5» к тому же стала красивой точкой в отношениях между зданием на Кави Наджми, 8 и BNF. Там до сих пор стоит большой диджейский стол, который спроектировал и построил Андрей Fuji — его можно вынести, только распилив на части.
В прошлом году BNF продолжило привозить артистов из-за рубежа: в Казани выступил диджей из Парижа Antoine Seamus, глава лейбла Imported Paris. Но в целом вечеринок стало меньше. Серия мероприятий с прослушиванием винила осталась неизменной, сменилась только локация — сейчас пластинки ставят в чайной Guru. До конца года сообщество планирует провести еще несколько событий: третий «Синдикат», вечеринку на шестилетие BNF с участием Mr Raoul K, который приезжал еще на заре существования проекта в рамках Black Art. На следующую пятилетку четкого плана нет, но есть задачи: запустить виниловый лейбл и уйти в более камерный формат. Сейчас в проект входят более 20 резидентов.
Вагиз считает, что сообщество BNF подарило Казани имидж столицы, в которой есть качественный электронный андерграунд. О нем знают и в других крупных городах страны. Его миссия заключается не только в личной узнаваемости, но еще и в коллаборациях с другими промо-группами, командами, независимыми диджеями и продюсерами. Так появляются новые проекты, а музыкальный ландшафт города становится разнообразнее. BNF часто оказывает организационную и пиар-поддержку ветеранам казанского андерграунда: SomeOne, pH, Lenar и Pogodin из Lazy People Organization, а коммьюнити диджеев и просто любителей винила называет «старшими братьями, близкими по духу».
Для команды брейк-данс танцоров и организаторов ежегодного международного фестиваля COMBOnation сообщество несколько раз проводило афтепати и помогало с промо-партнерами. А видео-каст WATCH BNF выходил с участием представителей проектов KZNDNB, ЭХО, МИР, Playhard. В этом Вагиз и видит одну из целей сообщества — объединять и объединяться, чтобы в Казани было как можно больше классных команд и музыкантов, делающих местную культуру неординарной и прогрессивной.
Вечеринка «8 girls x march 8», 2018 год. За диджейским пультом — только девушки
Мы никак себя не позиционируем, просто существуем в свое удовольствие. Проводим мероприятия и играем музыку, которую сами хотим — так было всегда. Своим появлением мы заполнили некое пустующее музыкальное пространство Казани, и благодаря серии вечеринок «Синдикат» выполнили интеграционную миссию для местных музыкантов. С точки зрения того, чем мы занимаемся, BNF никак не получится загнать в рамки определенного жанра. Мы просто продолжаем наслаждаться статусом и положением «бродячих музыкантов» и любим разные форматы нашей активности — от камерных вечеров и ярмарок пластинок до двух- и трехтанцпольных масштабных рейвов.
В целом BNF можно назвать лейблом или брендом андеграунд-вечеринок. Сейчас хотим попробовать новые концептуальные вещи вроде чего-то экспериментально-академического в области музыки. Но это пока только в мыслях.
Фото: vk.com
все материалы