Редакция Enter и психиатр ставят диагнозы героям татарских хитов


Имена авторов хитов татарской эстрады, как правило, хорошо известны всем, кто ею интересуется. Однако за перо иногда берутся и сами исполнители: редакция Enter совместно с психиатром Александром Граница разобралась с текстами шести татарских артистов и выяснила, о чем говорят состояния лирических героев.


Александр Граница

психиатр, психолог, автор книги «Безумие ли? Как психиатры выставляют диагноз?»

Грань между нормой и патологией очень тонка, особенно сложно ее разглядеть в случае творческих людей. Творчество — это всегда нестандартный образ мыслей, поэтому произведения искусства всегда притягивают наше внимание. Оценивать творческую личность с позиции привычных критериев психиатрии не получится, поскольку гении всегда ненормальны, но не в болезненном, а в продуктивном смысле.

Комментарии, которые я дал песням — это притянутые во многом за уши интерпретации переживаний лирических героев. Ни в коем случае не авторов. Но даже здесь мы видим, как метафоры, сравнения, глубокие переживания этих героев далеки от стандартного и привычного, что даже хочется назвать это помешательством. А любовь, которой посвящены в основном эти песни, и есть самое прекрасное сумасшествие из всех возможных.

Салават Фатхетдинов

Об артисте: Заставить трепетать женские сердца одной нотой уже несколько десятилетий подвластно Салавату Фатхетдинову. Кто-то может назвать его татарской версией Стаса Михайлова, но здесь можно возразить: наш сладкоголосый жырчы — единственный в своем роде.

О песне: «Лейсәнгә» — лиричная песня о большой и светлой любви разбавляет многочисленные зажигательные хиты Салавата. А уж тот, кто хоть раз испытывал любовные терзания, точно погрузится в глубокие пучины ностальгии.

Комментарий психиатра: Маниакальный синдром. Пациенты находятся в состоянии повышенного настроения. На этом фоне происходит переоценка себя, своих возможностей и талантов. Возникает некоторая беспечность и легковесность суждений. Они считают, что окружающие по-особому к ним относятся, любят их и восторгаются ими. В тексте лирический герой явно считает себя особенным, переоценивает свои способности, легковесен и чувствует восторженное отношение со стороны противоположного пола.

Радиф Кашапов

Об артисте: Появившись два десятилетия назад на сцене, Радиф Кашапов стал светом в конце тоннеля однообразия татарской поп-эстрады. Музыкант своими текстами то навевает легкую грусть, то заставляет задуматься о судьбе татарского народа.

О песне: Тут должна быть информация о тексте песни «Азатлык», но так как анализировать эти слова, полные символизма, самостоятельно — значит просто включить фантазию, лучше довериться профессионалу. Отметим, что сам Радиф поясняет — песня имеет привкус горечи после ситуации с отменой обязательного татарского в школах.

Комментарий психиатра: Сумеречное помрачение сознания — это синдром утраты сознания, который характеризуется сужением возможностей контакта с окружающим миром, погруженностью в переживания, крайне ограниченной возможностью ориентировки. Пациенты видят фрагментарные галлюцинации и высказывают отрывистые бредовые идеи. При этом они могут совершать привычные действия, рефлекторно отвечать на вопросы. Дромоманический вариант сумеречного помрачения, когда человек может сесть на поезд, уехать в другой город, а потом очнуться через несколько дней и не помнить, как он там оказался, что происходило все это время. Разговоры при этом крайне обрывисты, представляют собой ряд мало связанных предложений. В тексте герой говорит очень отрывистыми фразами, совершает автоматизированные действия  и стремится уехать на ночном поезде.

Альберт Нурминский

Об артисте: Балтасинский рэпер подобно вихрю ворвался в хип-хоп культуру Татарстана, с ходу потеснив мастеров татарской рифмы. От одного его взгляда татарки краснеют и стыдливо опускают глаза, а местные авторитеты всегда признают за своего.

О песне: Казалось бы, тексты рэпера из Балтаси должны состоять из рассказов о поездках на заниженной девятке и криминальных подвигах, но нет. Трек «Амин Асин Абез», например, — о жизни, смерти и необходимости радоваться настоящему.

Комментарий психиатра: Онейроидный эпилептический припадок. У пациентов с эпилепсией припадки не всегда реализуются как судороги конечностей. В некоторых случаях они проявляются как психические расстройства. Для пациентов с эпилепсией характерны видения религиозного содержания, которые вводят их в состояние экстаза (воодушевления и благодушия высокой силы). Существует предположение, что Жанна д’Арк страдала эпилепсией и переживала подобные состояния. Лирический герой в тексте переживает экстатические эмоции, которые часто связывают с религиозным чувством, формируется ощущение озарения, откровения.

Элвин Грей

Об артисте: На чьих концертах громче слышен визг девичьих голосов — Джастина Бибера или Элвина Грея можно спорить бесконечно. Но то, что татарин с английским псевдонимом из Башкортостана продолжает собирать стадионы и за пределами «туган як» — факт бесспорный.

О песне: В глубине души брутального Радика Юльякшина, примерившего псевдоним «Элвин Грей», явно скрывается ранимый романтик. По крайней мере, слова песни «Телепорт», которую написал сам артист, точно растопят сердце даже самой черствой татарки.

Комментарий психиатра: Корсаковский амнестический синдром. Включает в себя три формы нарушения памяти: амнезия (утрата воспоминаний), парамнезия (замещение утраченных воспоминаний вымышленными), амнестическая дезориентировка (когда пациент забывает где находится, какой сейчас год). Часто пациенты начинают что-то искать, куда-то идти, поддаваясь этим воспоминаниям. В тексте песни лирический герой занят поиском кого-то, забыл, где он сам находится, утратил воспоминания на текущие события, а также испытывает ложные воспоминания, считая, что объект поиска улетел.

Фирдус Тямаев

Об артисте: Татарский бард, в отличие от большинства современных коллег по ремеслу, песни пишет сам себе. А на своих концертах так весело подпрыгивает, что это уже стало визитной карточкой исполнителя.

О песне: От песни «Син мине эзләмә» Фирдуса Тямаева так и веет холодом угасшей любви и волчьей тоски. Осторожно: не рекомендуется слушать тем, кто страдает от свежих любовных ран, если только нет цели усугубить душевные терзания и основательно выплакаться.

Комментарий психиатра: Депрессивный синдром. Пациентов характеризует пессимистичный взгляд на будущее, они стремятся к одиночеству, высказывают идеи самоуничижения. Снижается способность получать удовольствие. Травматичное событие обычно переоценивается, переоцениваются его последствия — кажется, что уже ничего не исправить, не вернуть, что дальше будет только хуже. Меняется восприятие окружающего мира: он словно теряет краски, становится темным, мрачным, блеклым.

Гузель Уразова

Об артисте: Если Венера Ганеева на татарской эстраде — как Сириус на ночном небе, то Гузель Уразова из этой же плеяды самых ярких звезд. Как молодежные тусовки нельзя представить без песен Дорна, так и татарскую вечеринку — без ее хитов

О песне: Песня «Синсез яшәуләре» — настоящий хит татарских (и не только) свадеб уже несколько лет. Сложно подсчитать сколько пар под этот проникновенный текст сказали друг другу заветное «эйе».

Комментарий психиатра: Синдром навязчивых воспоминаний. В силу пережитых сильных эмоционально-окрашенных ситуаций у пациента непроизвольно в сознании всплывают воспоминания об этих ситуациях. Он пытается от них уйти, избавиться, но они все равно навязчиво его преследуют настолько сильно, что человек утрачивает контакт с окружающей жизнью, вновь и вновь погружаясь в них. И ему может ошибочно казаться, что он никогда не вернется из этой ситуации и не сможет жить дальше.

Благодарим редакцию интернет-журнала «Фракция» за идею материала

Смотреть
все материалы