Спички и плюшевые мишки: коллекционеры Казани о своем хобби
В Москве в сентябре проходил Всероссийский Форум коллекционеров, на котором были представлены самые различные экспонаты, начиная от традиционных марок и монет, заканчивая, например, дореволюционными касками, причем, не только военными, но и пожарными. Этот форум стабильно проходит каждый год, и некоторым его участникам выпадает шанс показать свою коллекцию в рамках более крупного проекта — Международной выставки коллекционеров. Одним из участников форума стал Тагир Мухутдинов, казанец, с детства увлеченный филателией. Пользуясь случаем, редакция Enter встретилась с ним и еще двумя казанскими коллекционерами и узнала из первых уст о том, как эта разновидность хобби влияет на кругозор и как Теодор Рузвельт связан с миром плюшевых игрушек.
Тагир Мухутдинов, адвокат, коллекционирует филателистические материалы
В конце сентября в Москве проходил Российский Форум коллекционеров при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Экспонировалось множество человек с различными коллекциями: были представлены и монеты, и машины, и даже дореволюционные каски. В числе прочих коллекций было и 10-15 филателистических. Экспонат, который был представлен мной в рамках этой выставки — «История почты Казанской губернии с 1779 по 1917 год». Каждый экспонат оценивает жюри, и, если по мнению комиссии, он достойный, ему присуждается медаль, а если нет — выдается диплом участника выставки. Существует несколько разновидностей медалей: большое золото, золото, большая позолоченная, позолоченная, большое серебро, серебро. Получается, большая позолоченная медаль, которую я получил — это награда третьего ранга. И, что самое важное, она дает мне право на участие в Международной выставке коллекционеров. Например, в этом году она проходила в Нью-Йорке, мой товарищ ездил, и ему все очень понравилось. Говорит, это как универсиада филателистов, очень большое и серьезное событие, которое посещают тысячи людей. Я бы хотел, чтобы эти люди увидели хоть краем глаза, что есть на нашей планете такой город — Казань. Вот этот момент для меня очень важен. В Казани такие выставки почему-то не проводятся, в других регионах, например, в Перми или Ульяновске — это нередкое явление, а у нас нет. Поскольку новых филателистов достаточно мало, тех, кто экспонируется, — еще меньше. И если в СССР коллекционирование, как таковое, было массовым, то сейчас это мало кому интересно, а если и находятся такие, то, скорее всего, они, как и я, просто вспоминают былое, ностальгируют. Это нормальный процесс, в этом ничего страшного и удивительного. Времена изменились, да и мы уже давно не в СССР.
Я являюсь членом Союза филателистов России. Филателию, как таковую, условно можно подразделить на две части: сами марки и почта. Почта — это конверты и открытки, разумеется не видовая их часть, где какая-либо фотография или иллюстрация, а оборотная, где располагаются штемпеля, марки, почтовые пометки и тому подобное. Далее тоже следует некое разделение: марки можно собирать по тематике: к примеру, история, спорт или живопись, а можно по хронологии.
У меня самого интерес к маркам появился еще в детстве. Я в то время занимался спортом и начал коллекционировать марки по интересующим меня темам: олимпийские игры и футбол. Спустя какое-то время этот интерес понемногу стал угасать, была середина девяностых, неразбериха в стране, да и я повзрослел, нужно было больше времени уделять учебе в университете. Марки, конечно, никуда не делись, я даже периодически их просматривал. А в 2006 году я совершенно случайно наткнулся на интернет-аукцион Молоток.ру, увидел там множество марок, на меня нахлынули воспоминания, и я в этом странном порыве тогда очень много всего накупил. Помню, был очень довольный, когда наконец пришла посылка с марками. Ну, и, наверное, как раз с тех пор у меня возобновился интерес к филателии. Я собрал практически все марки советского периода с 1923 по 1991 год, нынешний период меня очень мало интересовал, ровно, как и сейчас. После у меня появился интерес к Российской Империи, и я уже начал присматриваться к истории почты, мне интересно было смотреть на то, как менялась сама система, прослеживать некую эволюцию. В Российской Империи все было более или менее статично в этом плане: мало изменений, даже тарифы редко менялись. Однако в регионах, после начала революции, творилась действительно какая-то неразбериха, если вообще не анархия. Многие регионы начали выпускать свои марки, а иногда и с собственными, взятыми непонятно откуда, тарифами.
Филателия, вопреки расхожему мнению, — не скучное занятие, а действительно очень эффективный метод расширять свой кругозор. Я считаю, что любой коллекционер, чем бы он ни занимался, — энциклопедист в своей области. Увлечения подобного рода заставляют не только собирать свою собственную коллекцию, но и читать какие-то сопутствующие материалы, книги. Благодаря этому я очень увлекся историей нашего края, когда в 2012 году начал коллекционировать почту Казанской Губернии и ТАССР. В Казани филателистическое движение очень слабое: выставки не проводятся, мероприятия не организовывают. К примеру, есть множество книг по истории почты с представлением части коллекции Саратова или Сызрани, а о Казани ничего такого нет — меня это страшно возмущает, ведь Казань — третья столица России. В связи с этим у меня самого появилась идея — издать книгу, потому что я хочу исправить сложившуюся ситуацию. Я уже и коллекцию собрал, и статьи готовлю.
В целом коллекционирование — занятие либо для достаточно обеспеченных людей, либо для чересчур увлеченных. Это явление не имеет никаких конкретных целей или задач, скорее, они появляются по ходу дела, ну, и хобби-то все равно должно у человека быть. Поэтому я считаю, что необходимо приобщать к коллекционированию подрастающее поколение, нужно нести культуру собирательства в массы и поощрять ребенка за его любознательность и интерес к какой-либо вещи. Кроме того, это совмещение приятного с полезным, где в роли приятного выступают полученные знания, а в роли полезного — тот факт, что это какое-никакое, но, в любом случае, сбережение своих средств. Благодаря филателии, во мне пробуждается и спортивный, и патриотический, и исторический интерес.
Эллина Рахимзянова, маркетолог, коллекционирует спичечные коробки
Все началось у бабушки, лет 12 назад, может, если не больше. У нее была генеральная уборка, она выбрасывала все подряд, и среди этого хлама было несколько спичечных коробков. То есть, это были даже не коробки, а такие маленькие бумажные конвертики, а внутри спички, по виду напоминающие заборчик, их надо было отламывать от основания. Для меня это было прямо-таки удивление, я первый раз увидела такие спички! Начала расспрашивать бабушку, мол, что это такое, почему вы это выкидываете. Ну, и мне сказали: «Хочешь? Забирай». В итоге я забрала 4 таких коробка, и, что самое интересное — это были спички не российского производства, они были немецкие. С этого случая все и началось. Первое время родители постоянно приносили мне спички из ресторанов, кафе, баров, поэтому у меня очень много коробков «Беломорканал», «Мальборо» и тому подобных. Потом друзья узнали об этом моем пристрастии и начали привозить мне спички из разных стран. Привозили с блошиных рынков Чехии, Вены, какие-то из Австралии даже. Коробки из заведений я, конечно, тоже храню, но особую ценность, разумеется, представляют какие-либо интересные экземпляры из других городов и стран. У меня даже есть градация — в одной коробке самые красивые и любимые, а в другой — как раз-таки те, обычные. Еще люблю свои маленькие спичечные коробочки, совсем крошечные, декоративные. И, несмотря на то, что они у меня нигде не разложены, я их действительно очень люблю! Иногда, несколько раз в год вытаскиваю их из коробки, пересматриваю, да и просто верчу в руках. Есть, конечно, желание как-то их куда-то положить, разложить, но, если честно, пока идей нет. Поэтому держу их в двух коробках пока. Наверное, если бы я действительно была каким-то фанатиком, скорее всего, я бы нашла место для своей коллекции, красиво бы разложила-расставила. А так, я даже иной раз сама забываю о том, что коллекционирую спички, но друзья напоминают и радуют.
Если честно, я настолько не фанатична в своем коллекционировании, что несколько раз даже пользовалась своими «экспонатами». Это, как правило, происходило на каких-нибудь домашних вечеринках, и когда кто-то спрашивал, есть ли зажигалка или спички, я показывала им свой «спичечный склад». (Смеется, — прим. Enter)
Одно время я действительно была помешана на спичках, а сейчас как-то поспокойнее стала. Привозят — очень рада. Да и сама покупаю коробки, в тех же путешествиях. Нет такого, что я целенаправленно иду за спичками в сувенирную лавку. Как правило, иду покупать сувениры близким, а потом вижу спички и, собственно, тут же покупаю. Но у меня нет какого-то маниакального желания их коллекционировать. Просто все спичечные коробки, что у меня есть, в любом случае хранят в себе что-то нематериальное, вроде воспоминаний о людях, местах или событиях.
Евгений Аладинский, создатель частного музея «Мишкин дом», коллекционирует медвежат ручной работы
Для меня все началось с посещения пермской тематической выставки — «Город медведей» и моего второго появления на Тишинском рынке в Москве, где каждый год проходит выставка Teddy Bear. Сильнее всего меня потрясло количество выставленных экземпляров — на трех этажах Тишинского рынка расположились тысячи медведей. Что интересно: этих мишек не купить, у ведущих мастеров фактически все уже зарезервировано под заказы или подарки. Да и цены там достаточно высоки, например, самый, скажем так, начальный, скромный вариант обойдется в 2000 рублей, а стоимость интересных, мастерских работ — начинается с 10-15 тысяч рублей.
Мишки Teddy — это не просто игрушки, это воплощение искусства. Мишка Teddy назван в честь Теодора Рузвельта. В 1902 году он пошел на охоту, но вместо того, чтобы вернуться с добычей, — приказал отпустить медвежонка, которого он должен был застрелить. Об этом благородном поступке написали во всех газетах, в том числе Вашингтон Пост. Одна женщина, Маргарет Штайф, была настолько воодушевлена и взбудоражена этой историей, что сшила игрушку — медвежонка и назвала его в честь Теодора Рузвельта — Teddy. Маргарет с самого детства была прикована к инвалидной коляске, и все, что она могла — немного двигать руками, чего было достаточно для шитья. Она, сама того не зная на тот момент, создала целую империю.
Вообще, меня огорчает тот факт, что люди в наше время отказываются делать что-либо своими руками, например, пилить, строгать, шить и так далее. Никто в этом не виноват, просто появилось огромное количество удобств и гаджетов, значительно упрощающих жизнь. Иными словами, технологический прогресс в каком-то роде поспособствовал человеческой лени.
Что касается нашей коллекции — в ней нет двух одинаковых медведей, мастера шьют каждую игрушку по уникальным лекалам. «Мишкин дом» — это крайне театральный формат, фантазия мастеров и художников-оформителей безгранична. Благодаря им каждый медвежонок обладает своей уникальной и неповторимой историей.
После возникновения идеи, я всерьез занялся сбором коллекции. В этом мне очень помогла Оксана Хорошкова, у нее и дома примерно такая же коллекция, если не больше. Спустя какое-то время уже сами мастера начали присылать свои работы. Таким образом, собралась достаточно внушительная коллекция. Да, бывало трудно, некоторые экземпляры стоили серьезных денег, да и сами мастера расставались со своими игрушками с большим трудом. А зря! Даже взрослые люди с удовольствием блуждают по музею два часа кряду, говорят, что им тут хорошо и комфортно. Возможно, виной тому детские воспоминания, так как мишка — самая популярная игрушка всех детей. Да и всем нравится наша атмосфера доброты и уюта, ведь даже девиз нашего музея гласит: «Будем добрее».
Само коллекционирование — это увлечение, хобби, это то, чем человек «горит» и то, к чему ему нравится прикасаться. А, ну, еще делиться, само собой. Коллекционирование, на мой взгляд, — это некое увлечение явлением, в котором заложено много смыслов. Взять даже нумизматику: любая монета может рассказать историю страны или государства, каждая завитушка и черточка на ней несет в себе огромный смысл. Про это хочется рассказывать. Когда ты маленький, тебя не интересуют ни музеи, ни кино, которое любят родители, потому что там не про тебя, не про твою жизнь, тебе просто-напросто скучно. А когда взрослеешь, у тебя появляется потребность в том, чтобы кому-то что-то рассказать, но уже некому. Всевозможные выставки для меня — это что-то сродни машине времени, благодаря которой ты можешь оказаться в 30х или 50х годах, — и это удивительно! Наверное, в этом и состоит основная задача коллекционеров, этих немного сумасшедших персонажей, — находить отклик в сердцах людей. Любой коллекционер — это миссионер, а его миссия — донести до нас то, чего мы не знаем, в интересной и яркой форме. Мне кажется, у нас это получается.
Текст: Арина Добродеева
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы