Творчество или бизнес: 15 глупых вопросов о креативных индустриях


Творчество постепенно становится прибыльной сферой и занимает лидирующие позиции. После долгих разговоров о том, что лучше бы всем пойти на завод, в России взяли курс на развитие креативных индустрий. Но все еще остается вопрос, что именно скрывается за этим термином.

Enter попросил CEO арт-резиденции RE’ACTOR Олега Федорова ответить на 15 вопросов и объяснить, откуда взялись креативные индустрии, какая от них польза и есть ли у них будущее.


Когда впервые стали говорить о креативных индустриях?

Впервые о креативных индустриях как о новом секторе экономики заговорили в Великобритании в конце 1990-х — и сразу же признали их на государственном уровне. Термин стал использоваться благодаря члену Консультационного Совета по креативной экономике ООН Джону Хокинсу, а в 2000 году BusinessWeek впервые написал о понятии «креативная экономика». В статье велись рассуждения о том, как современный бизнес будет адаптироваться к новым условиям креативной экономики, основанной на интеллектуальной собственности.

Общепризнанного определения креативным индустриям до сих пор нет. Например, в той же Великобритании определение креативных индустрий звучит как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места посредством производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». В Германии — стране-лидере по вкладу креативных индустрий в ВВП страны — Федеральное министерство экономики и энергетики определяет креативные индустрии как экономику культуры и креативную экономику, которые объединяют все предприятия, главным образом ориентированные на рынок и занимающиеся созданием, производством и/или распространением информации о товарах и услугах в сфере культуры и творчества.

Обобщая, можно сказать, что креативные индустрии — это новый сектор экономики, в основе которого лежит творчество, базирующееся на интеллектуальной деятельности с высокой долей внедрения инновационных технологий. Итогом этого творчества является создание уникального продукта или услуги.

Когда креативные индустрии появились в России и в Татарстане?

Бизнес начал формироваться в креативные кластеры с середины 2000-х: одним из первых в России был московский Artplay, позже появились «Винзавод», «Флакон», «Заря» и другие. Хотя на федеральном уровне понятие «креативные индустрии» закрепилось в 2014 году, а подвижки со стороны государства начались только в последние два-три года.

В Татарстане о креативных индустриях заговорили в 2015 году с момента проведения Calvert Forum и открытия резиденции креативных индустрий «Штаб», которая начала формировать вокруг себя новые креативные бизнесы. В том же году запустилась Президентская программа развития общественных пространств Республики Татарстан.

Что именно относится к креативным индустриям?

Единого списка сфер, которые входят в креативные индустрии, не существует. В целом креативными индустриями можно считать эти направления деятельности:

  • Изобразительное искусство (сейчас чаще используют понятие современное искусство или визуальное искусство)
  • Исполнительское искусство (театр, хореография, перформанс)
  • Музыка
  • Дизайн и мода
  • Декоративно-прикладное искусство и ремесла
  • Кинематограф
  • Фотография и производство видеоконтента
  • Медиаискусство
  • IT (а именно производство игр и программного обеспечения, NFTC-проекты, криптоарт и так далее)
  • Литература и поэзия
  • Архитектура
  • Art&science
  • Маркетинг и реклама
  • Издательства, печатные и онлайн-медиа
  • Деятельность музеев, галерей, библиотек, креативных кластеров
  • Гастрономия
  • Новое образование

Есть ли различия креативных индустрий в разных странах и регионах?

В каждой стране есть преобладающие направления креативных индустрий. Например, в Германии это производство игр и программного обеспечения, дизайн, реклама, архитектура, а с недавних времен вперед начала врываться музыка. В Великобритании среди развитых сфер креативных индустрий можно выделить IT, издательское дело, музыку, визуальное искусство и кинематограф.

Развитие креативных индустрий в России во многом зависит от регионов и городов, поскольку каждый субъект федерации уникален. Условно, в Якутии передовым может быть ювелирное дело, в Калининграде — информационные технологии, в Татарстане — визуальное искусство, и так далее.

Существует индекс креативного капитала городов, который создали фонд Calvert 22 и сеть компаний PwC в России. В основу индекса легла концепция трех «Т»: таланта, технологий и толерантности — и «Глобальный рейтинг креативности» 2015 года за авторством Ричарда Флориды, создателя теории креативного класса.Рейтинг показывает вклад 139 стран в креативную экономику, а также определяет преобладающие направления. Calvert 22 и PwC добавили к в критерии пять составляющих: люди, город, бизнес, власть и бренды. Их индекс позволяет сравнить потенциал городов России с точки зрения перспектив развития креативной экономики.

В чем особенность развития креативных индустрий в Татарстане?

Татарстан уникален национальным колоритом и культурным разнообразием, на основе которого развиваются креативные индустрии. Уже сейчас усилиями Правительства Республики Татарстан Казань заняла третье место в индексе креативного капитала городов. Регион является одним из лидеров в IT-отрасли, помимо этого в республике развивается легкая промышленность, создается инфраструктура для творчества и бизнеса, открываются новые общественные пространства. Одними из задач Татарстана сейчас являются сохранение и переосмысление национальной идентичности, чтобы сделать производимые на ее основе продукты и услуги современными, актуальными и конкурентоспособными на мировой арене.

Как четко определить, когда креативные индустрии развиты, а когда — не очень?

По вкладу в ВВП страны. В развитых странах он может достигать 9%, в России доля креативных индустрий составляет не более 3-5% — такую цифру приводят некоторые российские организации. Проценты отличаются, потому что креативные индустрии в разных странах охватывают разные сферы.

Как креативные индустрии влияют на экономику?

Они способствуют переходу от сырьевой экономики к инновационной, а также развитию малого и среднего бизнеса. Значительный вклад в экономику стран вносит экспорт креативных продуктов и услуг. Большой медиа-охват привлекает креативную экономику новых игроков. Таким образом креативные индустрии способствуют развитию привлекательности городов как для нового бизнеса, так и для туристов.

Какую пользу несут креативные индустрии человечеству, и в частности горожанам?

Во многих странах бизнес приспосабливает бывшие промышленные кварталы и заводы под креативные кластеры, оживляя «погибшие» пространства. Благодаря этому создаются новые рабочие места и появляются точки притяжения для развития творчества и креативного бизнеса. Процесс ревитализации (воссоздания и оживления городского пространства, ― прим. Enter) в России чаще всего наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Казанские примеры ― арт-пространство Werk, «Фабрика Алафузова» и Национальная библиотека РТ в здании бывшего НКЦ «Казань».

Как и любой другой сектор экономики, креативные индустрии привносят в нашу жизнь инновации. Они дают синергетический эффект, так как влияют на все сферы деятельности человека.

Креативность — самое важное качество для этой индустрии?

Креативный бизнес включает в себя несколько взаимосвязанных критериев. Креативность — действительно самое важное качество, поскольку оно позволяет привнести уникальность, без которой творческий продукт не будет иметь ценности. Дополняющими критериями являются инновационность, самоокупаемость, клиентоориентированность, гибкость, мультижанровость, предпринимательская и маркетинговая составляющие. Это все помогает создать уникальный продукт и довести его до пользователя без посредников.

В креативных индустриях работают только творческие люди?

Нет, поскольку в любом бизнесе или проекте креативных индустрий члены команд выполняют разные роли, не обязательно связанные с творчеством. Например, в списке личностей и команд, которые сегодня формируют креативный сектор экономики России, есть не только режиссеры, музыканты и дизайнеры, но и директоры и основатели проектов. Проект 100 Most Creative Russians показывает, что Россия конкурентоспособна на мировой арене и у нас имеются все предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора экономики. Исследование Tatarstan.100 Most Creative Russians в свою очередь демонстрирует лидеров, определяющих формирование креативной экономики региона сегодня.

Я думаю, что списки помогают изучить и оценить потенциал для дальнейшего развития, выявить проблемы креативного бизнеса и выработать меры поддержки начинающих предпринимателей. Да и в целом сформировать стратегию развития креативных индустрий Татарстана и России.

Можно ли получить специальное образование в сфере креативных индустрий?

Специальные направления обучения появились совсем недавно и есть как в государственных, так и частных вузах. Помимо этого открывается множество курсов, онлайн-школ и прочих образовательных организаций. Основное отличие образования в сфере креативных индустрий в том, что акцент делается на коммерциализацию творчества и предпринимательство. Классическое российское высшее образование подчинено обобщенным стандартам и менее прагматично.

Одним из популярных и известных университетов в сфере креативных индустрий в России является Universal University. У него большое количество оборудованных мастерских по различным направлениям и компаний-партнеров в различных секторах экономики, благодаря чему сокращается дистанция между реальными потребностями индустрии и творческим образованием.

Как пандемия изменила креативные индустрии?

Практически все сегменты отрасли оказались под ударом, но в то же время пандемия дала толчок к развитию: очень много компаний и без того переходили в онлайн, а после 2019 года процесс ускорился. Впрочем, многим пришлось закрыться или экстренно переформатироваться.

Отмечу, последние два года государство начало работать над законодательством в сфере креативных индустрий и оказывать помощь. Так, появился фонд культурных инициатив, который стал выделять гранты на развитие творческих проектов и креативного бизнеса.

За какой поддержкой можно обратиться в Татарстане?

Прежде чем что-то поддерживать, важно прощупать потенциал. Для этого и нужен список 100 лидеров креативных индустрий Татарстана, о котором я уже говорил ранее. По итогу будут сформированы рабочие группы по каждому направлению, в рамках которых выявят актуальные запросы представителей культуры и креативного бизнеса.

Но этого можно не дожидаться: грантовые конкурсы уже сейчас проводят Министерство по делам молодежи РТ, Министерство экономики РТ, Министерство культуры РТ, а также ПАО «Татнефть».

Внутри арт-резиденций RE’ACTOR в этом году мы запустили два пилотных акселератора: программу поддержки творческих людей и продюсерскую программу. Их участники за три месяца доработали свои идеи, узнали, как защищать авторские права, правильно презентовать и продвигать себя и свой продукт, научились грамотно выбирать между ИП и самозанятостью, встречались с экспертами и создавали коллаборации.

В 2021-м мы хотим углубиться в исследования и запустить образовательные акселерационные программы по отдельным направлениям совместно с творческими вузами, училищами и действующими креативными бизнесами. Плюс планируем полноценно запустить продюсерский центр для действующих и новых резидентов, проводить открытые лекции и продвигать RE’ACTOR за пределами региона. При этом мы по-прежнему будем уделять внимание развитию доступных творческих площадок в Казани и в муниципальных районах Татарстана, а позже анонсируем несколько коммерческих проектов, направленных на самореализацию творческих людей.

Что дает закрепление понятия «креативные индустрии» в законодательстве?

В сентябре 2021-го вышла Концепция развития творческих индустрий, которую подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Во-первых, это позволит создать необходимую инфраструктуру , так как появятся новые классификаторы экономической деятельности. Их деятельность станет шире, а специальные налоговые режимы, льготы и возможности государственно-частного партнерства способствуют развитию креативного бизнеса по всей стране. Во-вторых, интеллектуальная собственность будет иметь не только научную или культурную ценность, но и коммерческую.

Какое будущее у креативных индустрий?

В ближайшее время будет реализована программа ревитализации промышленных территорий c поддержкой государства и подключением частных инвестиций. Появится больше грантов, субсидий, налоговых преференций. Образование в креативных индустриях будет улучшаться за счет конкуренции. Думаю, с учетом новых ковидных реалий креативный бизнес станет более устойчив к внешним изменениям.

У многих стран ушли десятилетия, чтобы креативная экономика вырвалась на первый план. Путь России будет короче, поскольку многое уже исследовано, и нам осталось перенять опыт и механизмы развития.

Изображения: Саша Спи

Смотреть
все материалы