«Вечер и ночь — лицо города»: Что обсуждали на встрече представителей ночных креативных индустрий


В среду, 26 сентября в фотопространстве «Завод» на «Фабрике Алафузова» встретились представители ночных креативных индустрий и Министр по делам молодежи Татарстана Дамир Фаттахов. Мероприятие организовала Ночная мэрия Казани, а модератором встречи выступил глава инициативного сообщества — Артур Хосровян.

Собравшиеся обсудили, в каком состоянии находится индустрии в данный момент, каковы ее проблемы и задачи и влияет ли она на туристическую привлекательность региона. Enter посетил встречу и записал основные тезисы.


Министр по делам молодежи Татарстана Дамир Фаттахов и ночной мэр Артур Хосровян

Разрушение стереотипов о ночи и важность «третьего места»

Встреча началась с приветственного слова ночного мэра. «Мы хотим уйти от стереотипа о том, что вечерне-ночная жизнь связана только с загулом и выпивкой: это далеко не так», — отметил Артур Хосровян. По его словам, в обозначенный временной период могут быть актуальными не только бары и клубы, но и образовательное, креативное, театральное направления. Тут его подхватил Дамир Фаттахов, уверяя, что ночные мероприятия для индустрии развлечений являются не менее значимыми, чем дневные. Особенно с точки зрения туристической привлекательности республики.

С целью оспорить стереотип о том, что ночная жизнь — это только бары и клубы, выступил вице-президент Федерации легкой атлетики РТ и создатель «Казанского марафона» и забега «Ночная Казань». Он рассказал, что последний формат действительно пользуется спросом: в 2016-м в забеге приняли участие тысяча человек, в 2017-м — две тысячи. «Спрос во много раз превышает предложение, поэтому, я думаю, что в следующем году количество участников вырастет в полтора раза. Это еще один пример того, что ночная жизнь не ограничивается клубами, ресторанами. “Ночная Казань” — это отличный кейс, который можно в дальнейшем тиражировать и на другие виды спорта», — объяснил Вадим Янгиров.

Беседа не обошлась без излюбленного начинающими урбанистами «третьего места». Под этим термином понимается часть городского пространства, не связанная с домом — «первым местом» или с работой — «вторым местом». Примером такого места может стать кафе, клуб, парк, библиотека, иными словами, — что угодно. Хосровян утверждал, что любому горожанину необходимо иметь какое-то пространство, кроме квартиры и офиса.

«У нас нет никаких иллюзий по поводу того, что отдельно взятое Министерство молодежи само по себе может решить все проблемы. У нас просто-напросто нет таких инструментов и ресурсов. Наша задача — быть интегрированными в другие ведомства и четко формулировать инициативы, исходя из запроса молодого поколения», — отметил Дамир Фаттахов в заключение своего приветственного слова.

Ночь — время другой социальной идентификации

От приветственных слов участники встречи быстро перешли к делу и сходу обозначили первую задачу. Для создания эффективного и конструктивного диалога государству и представителям индустрии необходимо научиться говорить на одном языке. Этому могут препятствовать как предубеждения о ночной жизни, так и непонимание процессов, происходящих в этой сфере. Артур Хосровян от лица Ночной мэрии предложил выступить посредником в организации диалога между властью и индустрией.

Также спикер рассказал о мировом опыте в этой сфере, на который сообщество планирует ориентироваться. За семь лет работы берлинскому Club Commission удалось в разы увеличить количество креативных пространств и музыкальных площадок, а также сделать электронную музыку национальным достоянием. Также ночной мэр отметил, что на сегодняшний день более 30% туристов приезжают в Берлин ради ночной жизни.

Около 50 000 человек в будни проводит свое время за пределами квартир, а в выходные более 100 000 горожан покидают свой дом, чтобы встретиться друзьями и хорошо провести время. Причем основной костяк составляет именно молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. «Ночь — время другой социальной идентификации. Днем все горожане — работники или учащиеся, но с приходом вечера они вынуждены объединяться по совершенно иным признакам: музыкальным предпочтениям, интересам», — объяснил Артур Хосровян. Также он отметил, что вечер и ночь — лицо города, в том числе и для туристов. Достопримечательности и памятники архитектуры — это, без сомнения, здорово, но именно по состоянию ночной жизни можно понять, чем живет город, насколько широк спектр предпочтений его жителей и какова идеология пространства, где все это существует.

Отсутствие новых форматов и площадок

Следующим проблему обозначил главный редактор Enter Данил Губайдуллин: «Аудитория нашего интернет-журнала — молодые люди от 16 до 35 лет, готовые что-то менять в своем городе и равняться на опыт других регионов. Сейчас же молодежь уезжает на выходные в Москву или Нижний Новгород, чтобы провести время интереснее, чем в Казани. Это довольно грустно и нам не хочется это принимать, но приходится. При этом наша редакция рассматривает ночную жизнь города не только как тусовки, бары, концерты — этого как раз достаточно. Но кроме этого в последние годы в Казани не было классных ночных мероприятий. В соседних республиках и регионах — да, возможно, но не у нас», — заключил главред.

Генеральный продюсер компании ShowMakers Group Владимир Шавгулидзе ключевой проблемой индустрии считает недостаток площадок. «Мы занимаемся организацией крупных молодежных мероприятий в Казани. За последний год их посетило более 50 тысяч человек, и это при том, что все концерты имели коммерческую основу. Когда мы говорим о том, что люди едут за интересными мероприятиями в Москву или тот же Нижний, нужно понимать — у нас просто нет подходящих площадок. То есть нет и условий, на базе которых могут образовываться творческие кластеры или создаваться новые шоу».

Речь про необходимость переосмысления ночной жизни и создание новых форматов подхватила Инна Яркова, директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» и руководитель творческой лаборатории «Угол». «Сейчас театр представлен как некий институт, куда мы надеваем туфли, платья и идем, чтобы отдохнуть. Мне же он видится немного другим: в него можно прийти хоть в кроссовках, но при этом говорить о сложных вещах».

Инна Яркова также упомянула мировую практику: например, в Берлине или Авиньоне сутками идут большие театральные фестивали, в то время как в Казани ничего подобного не происходит. Что касается «Угла», то его аудиторией тоже считается молодежь. При этом Яркова отметила, что сейчас у людей наконец появляется привычка ходить в театры — такой способ проведения досуга становится модным. Но и здесь не обойтись без поддержки, причем руководитель творческой лаборатории сразу обозначила, что речь идет не о финансовой помощи. «Я имею в виду не деньги, а, скорее, организационную составляющую. Нужна помощь в выстраивании коммуникации между молодежными институциями. И вообще, было бы здорово создать платформу, где все могли как-то коммуницировать и быть полезными друг другу», — отметила директор фонда «Живой город».

Эпоха личного брендинга и трендсеттеров

Тем временем в стенах пространства дискуссия становилась по-настоящему оживленной: участники временами даже перебивали друг друга, в надежде получить ответы на свои вопросы. В обсуждения включались новые герои, например, один из основателей бара Bazzar Донат Мухаметшин обозначил еще одну проблему индустрии. «В клубах отсутствует восприятие артиста в обширных рамках. К примере, Уфу сейчас называют Атлантидой, из которой один за другим вылезают фрешмены. У нас же, в Татарстане, есть хорошо сформировавшаяся индустрия татарской сцены. Его участники понимают, как работает методология продажи и осознают, на какую аудиторию рассчитаны. А вот современная музыка у нас хромает. Поэтому мы сейчас на базе своего клуба пытаемся создать некие личные бренды».

Владимир Шавгулидзе предложил настроить эффективную коммуникацию с Министерством молодежи, а не просто приходить и просить о финансировании. По его мнению, необходимо создать пласт трендсеттеров в разных возрастных категориях, которые несли бы информацию о том, что в Казани проходит большое количество хороших мероприятий. «Нам нужны не просто инста-девочки, готовые разместить у себя в профиле афишу за два билета. Потому что сейчас такой рекламой завалены все каналы связи — мы тонем в этом потоке. Мы должны выбрать в качестве трендсеттеров людей, чье мнение действительно что-то значит», — обозначил свою позицию продюсер. К обсуждению подключился и Дамир Фаттахов: «Здорово, что вы не просто пришли просить деньги. Вами движет более важная миссия — формирование среды».

Экономическая составляющая ночи и удочка вместо рыбы

Говоря о вечерне-ночной индустрии, спикеры так или иначе рассматривали ее лишь с точки зрения потребителя — гостя заведения, посетителя кинопоказа, слушателя лекции или участника забега. «Мы забываем о том, что большинство из нас — в первую очередь работодатели. Вечерне-ночное время суток дает — это самая настоящая кладезь рабочих мест для студентов и молодежи в целом. Возьмем ту же индустрию кальянщиков — по сути, это одна из самых высокооплачиваемых работ для людей 25 лет без образования и без специальных навыков. 100 тысяч молодых людей идет вечером развлекаться, а 50 тысяч таких же ребят — работать. Не стоит забывать о том, что вечерне-ночная индустрия дает нам еще и рабочие места, а, следовательно, влияет на состояние экономики региона», — отметил Донат Мухаметшин.

«Мы готовы поддержать школу диджейства, отправлять на обучение ребят, которые хотят развивать свой навык. Это лучше, нежели просто дать денег на софинансирование какой-то одной вечеринки. Нам важно понимать, что наша совместная деятельность дает в конечном итоге, каков коэффициент полезного действия. Нам необходим системный процесс», — объяснил Дамир Фаттахов. Также он заметил, что сейчас, в 2018-м часть аудитории не понимает простейших культурных базисов и не знает, что ночь может проходить и без алкоголя. А значит нужно настроить информационный поток таким образом, чтобы это больше не было проблемой.

Встреча приближалась к концу, когда Инна Яркова заявила: «Нам необходимо организовать некое связующее звено между Министерством и сообществом, которое будет компетентна в вечерне-ночной индустрии». Фаттахов поддержал ее инициативу, добавив, что нужна организация, которая станет своего рода фильтром. Из зала последовал ответ: «Такая структура уже есть. Даже название ей уже придумали — “Ночная мэрия”».

Фото: Предоставлены пресс-службой Министерства по делам молодежи

Смотреть
все материалы