Восточный ветер крепчает: Как аниме стало популярным в России и объединило казанцев


Казанское аниме-сообщество начало формироваться на рубеже веков, когда несколько десятков фанатов кропотливо изучали японский из-за отсутствия субтитров и часами скачивали фильмы на жесткие диски. Сегодня любителей Азии в Казани — в сотни раз больше, но они по-прежнему считают себя семьей и стараются общаться вживую. 30 сентября в Нацбиблиотеке РТ прошел первый семейный фестиваль Yokai Matsuri, который объединил больше восьми тысяч посетителей и стал значимым событием для небольшой команды активистов, много лет продвигающих японскую поп-культуру в городе.

В связи с уникальным для Казани мероприятием журналист Enter Мария Наумова поговорила с основателями фестиваля Yokai Matsuri Тэймуром Галимовым и Данилом Чуприным и исследовательницей манги и аниме Юлией Тарасюк. Рассказываем, когда аниме-культура начала проникать в Россию, как манга развивает эмоциональный интеллект и в чем сила казанского сообщества.


Бог манги, советское аниме и эмпатия

Манга и аниме — часть японской поп-культуры, которая зародилась в начале прошлого века. В Азии для этих видов искусства нет специального названия: понятие «аниме» является сокращением английского слова animation, а «манга» — японским аналогом «комикса». Но по всему миру термины ассоциируются именно со страной восходящего солнца из-за ярко выраженных черт японского искусства. История развития манги берет начало в 1910-х и во многом похожа на появление переводных комиксов в России: первые рисованные истории публиковали в детских литературных журналах, — по этой причине до сих пор существует стереотип, что они рассчитаны только на детскую аудиторию.

Образ современного японского комикса сформировался в 1950-х благодаря писателю и аниматору Осаму Тэдзуке, которого называют богом манги. Он разработал формат рисованных историй, в основе которых — кинематографическое кадрирование, и придумал разветвленную систему жанров. Помимо этого Тэдзука изобрел до сих пор популярный подход к написанию манги, при котором автор работает вместе с ассистентами, те, в свою очередь, перенимают опыт и в дальнейшем тоже становятся мангаками. Наконец, Тэдзука создал аниме и первым экранизировал свой же комикс Astro Boy. Когда первое выросшее на работах Тэдзуки поколение повзрослело, то стало создавать новые жанры уже для взрослой аудитории.

В Японии мангу приняли не сразу: в 1950-1960-х ее отказывались считать искусством и называли низкосортным чтивом. Нередко комиксы сжигали в школах, а будущие писатели и мультипликаторы детьми читали их в тайне от родителей. Но к концу XX века манга и аниме все-таки были приняты обществом и стали неотъемлемой частью культуры страны.

Юлия Тарасюк

Куратор «Центра Манги и Комиксов» в Санкт-Петербурге, исследовательница манги и аниме

В манге уделяется большое внимание эмоциям, которые зачастую приходится передавать без слов, с помощью изображений. Я считаю, детям и взрослым полезно читать мангу для развития эмпатии и эмоционального интеллекта. Часто люди не понимают комиксы, потому что просто не умеют их читать и сравнивают с книгами. Но это неправильно, потому что искусство манги находится между литературой и кино. И чтобы понимать его, нужно считывать эмоции и атмосферу рисунка.

Российская аудитория познакомилась с аниме еще в период СССР. Среди первых японских мультфильмов, показанных на отечественных каналах, — «Кот в сапогах» и «Летающий корабль-призрак» 1969 года. Более того, Советский Союз и Япония создавали совместные проекты: в 1980-м вышел мультфильм «Двенадцать месяцев», в 1987-м — культовые «Приключения пингвиненка Лоло». А в 1989 году российский зритель познакомился с творчеством Хаяо Миядзаки: «Мой сосед Тоторо» стал первым мультфильмом автора, вышедшим в советский прокат. Расцвет аниме на российском телевидении наступил в конце 1990-х – начале 2000-х: тогда на телеканалах СТС, ТНТ и 2х2 начали показывать японские сериалы для подростков, аналогов которым на тот момент не было. «Роботек», «Сейлор Мун», «Покемон» и «Наруто» оказали огромное влияние на молодую аудиторию — и в 1996 году в Москве появился первый аниме-клуб RAnMA, а в начале 2000-х филиалы были уже во многих крупных городах России.

Связь с татарской культурой и российские мангаки

Российская аниме-индустрия сформировалась благодаря энтузиазму фанатов. В 2000-х достать диски с японскими мультфильмами было практически невозможно, а мангу не издавали. Доступ к информации был у владельцев компьютеров, при этом скорость интернета с трудом позволяла загружать даже комиксы, не то что мульфильмы. Люди встречались и часами скачивали друг у друга аниме на жесткие диски, обсуждали новинки, изучали особенности менталитета и разбирались с переводом. Многие специально учили язык, чтобы читать мангу в оригинале, а некоторые впоследствии даже переехали жить в Японию. Практически сразу у анимешников появилась потребность в организации мероприятий. Особую популярность получил формат театрализованного косплея, во время которого фанаты не только примеряют образы персонажей, но и разыгрывают сценки из манги и аниме. Интересно, что в самой Японии мероприятия такого формата практически не проводятся.

На рубеже веков в России начала развиваться отечественная манга. Авторы переносили действие в знакомую обстановку и добавляли локальные особенности, при этом придерживаясь канонов японского искусства. Сейчас их работы практически не отличить от произведений зарубежных писателей. Например, по азиатской традиции большинство отечественных комиксов делают черно-белыми и располагают изображения слева направо — как и текст в японских книгах. Кроме того, российские мангаки переняли у восточных коллег особое внимание к эмоциям.

Параллельно с развитием клуба RAnMA в Москве в Казани формировалось свое сообщество анимешников. В середине 2000-х центром притяжения любителей азиатской культуры был аниме-салон ZanZara на Кави Наджми, основанный Алиной Даре, — там продавали диски, мангу и атрибутику. В то время казанское сообщество состояло примерно из ста человек, было очень тесным. Фанаты аниме собирались на Черном озере, у НКЦ «Казань», в ДК Ленина и сами для себя устраивали квесты, игры и вечеринки. Постепенно небольшие музыкальные и танцевальные аниме-блоки начали интегрировать в городские мероприятия, в том числе в международный фестиваль любителей фантастики и ролевых игр «Зиланткон».

У сообщества был запрос на отдельный фестиваль, поэтому в 2007 году Алина Даре, Лена Джи, Александр Варлок и Нияз Ncy создали фестиваль визуальной и восточной культуры Fenix, который существует до сих пор. Параллельно начала формироваться казанская «Аниме Лаборатория» — инициативное сообщество фанатов японской культуры, ежегодно организующее сразу несколько мероприятий не только в Казани, но и в других городах России. А чуть позже, в 2011 году, Лилия Стрельникова запустила в Казани японский культурный центр «Хато», в котором обучают каллиграфии, рисованию манги, декоративно-прикладному искусству, японскому языку и даже азиатским настольным играм.

Тэймур Галимов

Директор клуба японской культуры «Аниме Лаборатория» и основатель аниме-фан шоу Yokai Matsuri

Мы были воспитаны на советских мультфильмах и увидели похожее в работах Хаяо Миядзаки и в аниме «Стальной алхимик», «Наруто». На фоне отсутствия отечественной продукции и наличия не очень качественной западной, мы обращались к аниме и видели в нем себя. Не менее важно, что аниме связано с культурой Татарстана через музыку — у нас та же пентатоника. Например, если послушать современный японский хардкор, можно отчетливо уловить в нем татарские мотивы.

Преемственность поколений и расширение границ

В 2010-х команда «Аниме Лаборатории» начала проводить разноформатные мероприятия для фанатов японского искусства: аниме-показы в Казанском Кремле, вечеринки в «Мастерской братьев Васильевых» и так далее. Первый мини-фестиваль за пределами Казани провели в Лениногорске, потом в Альметьевске, Нижнекамске и Зеленодольске. В 2014 году появилась идея делать аниме-фан шоу Yokai Matsuri: первое шествие организовали вокруг Казанского Кремля и завершили неформальным косплеем под эгидой одного из первых в Татарстане фестивалей костюма «Парикара». Постепенно Yokai Matsuri превратился в ключевое событие для казанского сообщества и вот уже десятый год проходит ко дню города. Его создатели умышленно отказались от коммерциализации и взяли курс на развитие молодежи.

Данил Чуприн

Основатель аниме-фан шоу Yokai Matsuri

Аниме фестивали дают молодежи возможность альтернативно проводить время. Кто-то играет в компьютер, а кто-то увлекается аниме и в частности косплеем. Кстати, это не так просто, как кажется. Фанаты покупают ткани для образа, делают 3D-печати, продумывают макияж, некоторые даже сами шьют костюмы. Просто уложить парик — уже целая история.

В 2023 году Yokai Matsuri превратился в полноценный фестиваль благодаря поддержке «Движения Первых». Проект стал первым семейным мероприятием для фанатов аниме-культуры и во многом помог преодолеть непонимание, возникающее между подростками-анимешниками и их родителями. Всего событие посетило больше восьми тысяч человек, а заявки на участие отправили 150 косплееров — и в итоге почти все смогли выступить.

Участники «Аниме Лаборатории» отмечают, что сила казанского аниме-сообщества заключается в преемственности поколений и открытости к новым людям. По этой причине Fenix и Yokai Matsuri «пережили» множество других фестивалей, чьи команды были закрыты и не принимали подрастающее поколение. За более чем 20-летнюю историю развития российского аниме-сообщества его возрастные границы сильно расширились: дети раньше знакомятся с японской культурой за счет доступности информации и одновременно поколение фанатов из нулевых становится старше и смещает верхнюю границу. При этом необходимость добывать информацию отпала, а общаться и встречаться — нет. Поэтому казанское аниме-сообщество продолжает расти и развиваться.

Текст: Мария Наумова
Иллюстрации: Sasha Spi

Смотреть
все материалы