Зрители «Рудника» — о европейской киношколе и уютном Свияжске


28 июля завершился третий Международный фестиваль дебютного документального кино в Свияжске. На протяжении недели гости смотрели конкурсную программу, слушали лекции и участвовали в мастер-классах. Enter поговорил со зрителями «Рудника» о преимуществах документального кино и узнал их мнение о локации фестиваля.


Вера, 20 лет

студентка

Мой отец работает на острове, и я подумала, что это хорошая возможность совместить приятное с полезным: провести время с семьей и больше узнать о том, что происходит в мире кино. В силу возраста мне ближе работы молодых людей. Я в принципе интересуюсь темой кино: смотрю все подряд, правда, чаще старые и немассовые картины. К тому же мои друзья учатся в московской киношколе, поэтому какие-то знания в этой сфере у меня уже есть.

Больше всего меня впечатлила образовательная программа. Сегодня, например, был мастер-класс про использование архивных съемок и звуков, который вел польский режиссер Мацей Дрыгас. Ничего не слышала о нем раньше, но теперь думаю изучить и работы и биографию. Еще понравилась лекция об анимации, где показывали отрывки из фильмов, рассказывали о формах и методах повествования.

Безусловно, самая интересная часть фестиваля — это школа документального кино и особенно школа документальной анимации. Это не очень понятное явление как для меня, так и для других. «Рудник» — это еще и полезное событие: ребята из школ получают бесценный опыт, а те, кто просто ходит на показы — могут взглянуть на киноискусство с другой стороны. Например, моя сестра снимает фильмы, но приехала на фестиваль как зритель, чтобы познакомиться с коллегами и посмотреть, как работают европейские режиссеры.

Соня, 23 года

кинорежиссер

Я занимаюсь режиссурой, монтажом и написанием сценариев для игрового кино, поэтому стараюсь смотреть кучу фильмов — везде есть чем вдохновиться или есть что украсть. Единственное, не люблю фантастические фильмы, как те, что снимает Marvel, например. На «Руднике» хочу понаблюдать, как устроен процесс создания фильмов в другом жанре. Это интересный опыт, который расширяет понимание как киноискусства, так и мира в целом.

Вчера я смотрела тут короткометражный польский фильм «Образование». Он про то, как дети в польской школе разбирают стихотворение со своими родителями. Мне не очень понравилось, как он снят: оператор слишком часто использовал статичные кадры. Да и сюжет показался больше милым, чем интересным. Еще смотрела полнометражный фильм про девушку-футболистку, у которой мама сидит в тюрьме, а девчонка вынуждена самостоятельно воспитывать братика и сестренку. Я ожидала, что это будет банально и мне захочется уйти, но кроме постсоветской чернухи режиссеру удалось показать много юмора. Это всегда симпатизирует, поэтому фильм оставил только хорошее впечатление.

Когда-то я задумывалась над вопросом, что труднее делать: игровое или документальное кино. Но в итоге пришла к выводу, что их просто нельзя сравнивать. Везде есть свои сложности: в документальном — монтаж, к которому нужно относиться даже серьезнее, чем к созданию сюжета. В игровом же тебе вечно не хватает бюджета, а снимать на собственные средства совсем тяжело. Плюс сложно собрать команду, участники которой преследовали бы не только собственные интересы, но и всегда могли помочь или потерпеть некоторые неудобства.

Всегда классно, когда в Свияжске что-то происходит: сложно заставить себя приехать на остров как турист, поэтому совместить посещение фестиваля и прогулки — хорошая идея. Ну и смотреть документальное кино в здании бывшей водонапорной башни — в этом есть какое-то свое очарование.

Ира, 26 лет

педагог

Мне нравится немассовая культура, и это во многом сформировало мои предпочтения в кино. Я смотрю в основном сложные фильмы, где ярко выражен психологизм — на «Рудник» приехала как раз за этим. К тому же в силу своей профессии я интересуюсь абсолютно всеми культурными событиями.

Никогда раньше не бывала на подобных фестивалях, но много слышала именно про этот. Не могу назвать его массовым, но, кажется, в этом его плюс: сюда приезжают только те, кому правда интересно кино, и те, кто хочет узнать о нем больше. Еще до фестиваля я смотрела «Сердце мира», который показывали в день открытия «Рудника». Он заставил задуматься о роли маленького человека — образе, известном нам из русской литературы. Смотрела и думала: «Герой поступает плохо, не потому что он плохой, а потому что мир вокруг него не позволяет жить иначе». Мне всегда нравится разбираться в мыслях и мотивах персонажей — смотреть на них через призму авторского восприятия. Еще я всегда выстраиваю альтернативные варианты развития событий — возможно, тоже могла бы снимать кино.

Катя, 18 лет

студентка

Мой интерес к документальному кино начался с прошлогодней поездки на «Рудник». Конечно, я смотрю разное, но документалистика захватывает намного чаще. Сегодня слушала лекцию польского режиссера Мацея Дрыгаса и после нее стали понятны многие вещи, которые не могла сформулировать раньше. До этого в голове все было довольно сумбурно, я не понимала даже, что игровое и документальное кино — это совсем разные вещи.

Вообще, я только первый день на фестивале и пока успела посмотреть всего две работы. Тема фильма «Рогалик» показалась мне знакомой, но режиссеру удалось показать ее с другой стороны. На мой взгляд, документальные картины смотреть сложнее, потому что ты должен следить не только за сюжетом, как в игровом кино, но и улавливать каждую деталь.

Даша, 21 год

художница

Не могу сказать, что действительно интересуюсь кино, считаю себя поверхностной в этом вопросе. Однако не смотрю совсем попсовые фильмы, больше предпочитая альтернативу, например, Тарковского.

Сегодня была на польском фильме «Рогалик» — сильная работа. Во-первых, местность в кадре напоминает Россию, даже трудно поверить, что это Польша. Во-вторых, отметила то, как снят фильм: камера «ходит» по домам и комнатам, сквозь окна и стеклянные двери, поэтому создается впечатление замкнутости или даже воронки.

При просмотре документального кино всегда трудно поверить, что все рассказанное — правда. Это сложнее для восприятия, но зато ты видишь неподдельные эмоции и проникаешься увиденным. Например, в «Рогалике» в одной из сцен мальчик смотрел в камеру, и я не могла понять, как можно снять так, чтобы ребенок вообще не видел камеры. Еще утром удалось захватить кусочек лекции Мацея Дрыгаса о том, как он собирает материал. Удивительно, как серьезно и дотошно человек подходит к этому вопросу. Представьте: к каждой архивной видеозаписи он отдельно ищет по миру звуковую дорожку, подходящую не только по дате, но и по территориальному признаку. Я бы так точно не смогла и поэтому испытала глубокое уважение к его труду.

Я приехала из Тольятти и подобных мероприятий там не проводят совсем. Особенно мне понравилась локация события: Свияжск — очень красивый остров с потрясающей атмосферой. Думаю приехать сюда еще разок, уже после «Рудника».

Катя, 20 лет

студентка

Мы с семьей приехали из Москвы в Казань как туристы. Во время прогулки зашли в «Смену» и узнали, что тут, в Свияжске, проходит фестиваль документального кино. Стало интересно, потому что сейчас в Москве как раз прокатилась волна интереса к документалистике: открылся центр документального кино, проводят фестивали документалок на различные темы, например, о музыке, как Beat Film Festival.Не могу сказать, что я сильно увлечена документальным кино, но смотря такие фильмы, очень сложно поверить, что на экране не постановочная история. После этого игровое кажется искусственным — ты невольно видишь фальшь.

Идея проводить фестиваль в Свияжске — классная: во-первых, тут совсем другая атмосфера, другая жизнь: есть экскурсионная зона, а есть простые дома, которых давно не увидишь ни в Москве, ни в других городах. А еще тут можно открыть для себя новые режиссерские имена, задать экспертам любые вопросы во время кинопоказов и лекций.

Юля, 33 года

театральный режиссер

В силу своей профессии я постоянно изучаю документальное кино и драматургию. Безусловно, я здесь не только из профессионального интереса, но еще и потому, что просто люблю этот жанр, мне любопытно, как работают европейские режиссеры.

Сейчас, например, посмотрела два польских фильма и решила, что у Лодзинской киношколы есть пара общих черт: постановка кадра и работа со звуком. Лейтмотивом истории всегда выступает именно звуковая дорожка — она создает настроение картины. Еще мне показалось, что обе работы сняты учениками одного мастера: их выдают крупные планы и похожее аудиосопровождение. Возможно, это было курсовое задание, для которого студентам раздали чек-лист — отсюда работы получились немного похожими.

Так сложилось, что я не воспринимаю кино эмоционально, смотрю как профессионал: оцениваю композицию, работу со светом, звуком и другие нюансы. Мне интересно, почему многие используют именно такой кадр, именно такой звук. Вообще, я смотрю всякое кино, но чаще что-то мрачное, так называемую чернуху: документальную или основанную на реальных событиях. Как видите, мне совсем не интересна фантазия режиссера. Не хочется посвящать два часа своей жизни честолюбию незнакомого человека. А в документальном кино ты не чувствуешь присутствия автора — видишь только реальную жизнь и реальные эмоции.

Александра, 20 лет

фотограф

На мой взгляд, документальное и игровое кино нельзя сравнивать. В первом трудно поддерживать историю и вовремя подвести к финалу — у автора нет сценария, он не знает, чем все может закончиться. Но зато не нужно переживать, что картинка выглядит не по-настоящему.

Больше всего меня интересуют остросоциальные темы, которые заставляют немного уйти в себя. Люблю, когда фильм двигает что-то внутри. Каждый год я приезжаю на «Рудник» именно за таким кино. Например, вчера смотрела «Брюс Ли и разбойник» — фильм о жизни преступной банды под землей. Главарь, Брюс Ли, собрал вокруг себя мальчишек — для них он отец. Но ребята не осознают, что у них может быть другая жизнь над землей. Режиссер картины практически жил в этой среде на протяжении шести лет — показал происходящее настолько реалистично, насколько мог. Он, кстати, приезжал на обсуждение картины и мне удалось от первого лица услышать, как этот опыт повлиял не жизнь автора и персонажей картины. Оказалось, режиссер до сих пор поддерживает связь с главным героем. Это показалось мне очень трогательным и даже оставило некоторую надежду на счастливое будущее мальчика.

Еще вчера показывали фильм «Домашние игры» про девушку, которой пришлось воспитывать младшего брата и сестру. Обычно в таких историях ты не надеешься на хороший финал, но тут автор показал, как несколько лет спустя главная героиня живет со своей девушкой, оформила опеку над детьми и все так же мечтает о футбольной карьере.

В двух упомянутых мной фильмах есть общая черта, благодаря которой они мне и понравились: авторы оставляют надежду на хороший финал. Визуально мне понравились «Охотники» и «Четвертое царство». Последний был очень длинным, видимо, режиссер хотел, чтобы зритель ощутил, как медленно протекает жизнь его персонажей. Картину сняли на свалке, но каждый кадр выглядел настолько художественно, что казалось, будто бы кучи мусора вокруг насыпали специально.

Мне интересно смотреть дебютные работы режиссеров, а потом следить за тем, как они развиваются: растет автор после или исчерпал себя в самом начале. Иногда тоже задумываюсь снимать что-то свое, но пока не нашла ту самую болевую точку, которая могла бы заставить меня начать.

Надя, 23 года

студентка

Интересная идея проводить «Рудник» именно тут, потому что, как мне известно, раньше на острове находились колония и центр помощи душевнобольным — то есть это место с очень сильной энергетикой. Ну и всегда интересно почувствовать себя туристом в родной республике. Я живу в Германии пять лет и должна заметить, что организация «Рудника» не сильно отличается от подобных событий в там. Единственное — в Германии кинопоказы собирают намного больше людей. В прошлом году на набережной Кабана тоже показывали подобные фильмы, и я видела, как люди просто встают и уходят. В Европе к этому немного другое отношение. Например, фестиваль короткометражного кино в Висбадене посещают люди всех возрастов и меня поразило, сколько человек приходит на каждый показ. Хотя сегодня тоже был полный автобус людей и, возможно, я ошибаюсь в своих выводах.

После просмотра внеконкурсной программы больше всего запомнился «Лай собак вдалеке» о жизни на Донбассе. В нем показаны ужасные события, о которых мы совсем ничего не знаем: в немецких новостях говорят одно, а в российских совсем другое. Картина снята глазами детей, которые там живут, и после просмотра понимаешь — не обязательно читать новости, чтобы понять происходящее, достаточно увидеть один такой фильм и война больше не будет казаться чем-то романтизированным.

Мне кажется, нужно давать возможность молодым режиссерам высказаться, помогать им развиваться. Если честно, не считаю, что для хорошей картины нужно много опыта, скорее необходим энтузиазм.

Римма, 21 год

студентка

До этого я не была на «Руднике», но много о нем слышала. Мне нравятся мероприятия, которые проводит «Смена», поэтому сомнений касаемо поездки не было. Несмотря на то, что я интересуюсь документальным кино, я не очень много знаю об этом жанре. В основном смотрю артхаус в духе Бертолуччи: фильмы, где мало сюжета, но много визуально красивых кадров.

Я, конечно, далека от создания документального кино, но на мастер-классе Мацея Дрыгаса мне все равно было интересно. Он очень харизматичный, умеет правильно подать материал и донести его до каждого слушателя. Его выступление оказалось настолько цепляющим, что захотелось как можно скорее изучить его фильмографию. Он на примерах объяснил особенности съемки, которые теперь я буду замечать при просмотре кино: как автор использует звук, монтаж и архивные кадры. Больше всего впечатлил рассказ о его будущем проекте про поезда. Он даже попросил присутствующих помочь ему со сбором материала для фильма — надеюсь, кто-то откликнется.

Фото: Кирилл Михайлов

Смотреть
все материалы