Автозамена, ритм и лирика чисел: Как современная поэзия ищет новые формы


Русская поэзия не закончилась на Есенине или Блоке — на смену классической лирике пришли новые формы. Но современная поэзия, как и все современное искусство, вызывает смешанные чувства — многие считают ее примитивной и странной. Подобные стереотипы помогают сломать поэтические слэмы — на них появляются новые авторы, а публика через творчество становится более лояльной к «неклассической» поэзии.

Редакция Enter поговорила с создателем и продюсером программы поддержки современной поэзии «Слэм» Региной Ахметовой, а также журналистом и поэтом Игорем Тишиным. Рассказываем, как технологии влияют на поэзию, почему тексты рэперов тоже можно считать стихотворениями и как фестиваль «Слэм» формирует новое комьюнити поэтов в Казани и не только.


Живее всех живых — почему поэзия не умерла в прошлом веке

Человек знакомится с поэзией еще в детстве, но беда в том, что со школьной скамьи все читают в основном классиков. И зачастую эта привычка остается на всю жизнь. Мало кто знает хороших современных авторов, ходит на поэтические вечера, считая их скучными и «фриковатыми», понимает новую поэзию и тем более читает такие стихотворения. Из-за этого в обществе постепенно складывается стереотип, что поэзия уже давно умерла либо стала примитивной и однообразной. Но это лишь большое заблуждение.

За последние 20 лет в мире поэзии произошли значительные изменения — технологии не оставили без влияния и эту сферу. Автозамена, поисковики, нейросети и прочие инструменты — авторы выбирают самые различные способы создавать. Именно такой подход к творчеству и дает возможность открытия новых форм. Если сто лет назад все уповали на простоту акмеизма и необычность футуризма, то сейчас востребованы более смелые формы — видео- и аудиопоэзия, цифровая поэзия и другие. Поэзия не стоит на месте и тем более не умирает, как многие ошибочно полагают, она меняется и подстраивается под современные реалии, приобретая новые формы.

Технологии помогают юным поэтам не только создавать новое, но и продвигать себя. Если раньше начинающие авторы долго писали в стол, то сейчас интернет и соцсети позволяют быстрее найти свою аудиторию. Это вдохновляет большее количество людей творить — в наше время написание стихотворений доступно не только «избранным». И чем больше авторов заявляет о себе, тем выше вероятность, что среди них найдется «солнце новой русской поэзии».

Регина Ахметова

создатель и продюсер программы поддержки современной поэзии «Слэм»

Если говорить про восприятие поэзии аудиторией, то сейчас этот вид творчества как самостоятельная единица уже не так востребован. Это связано с тем, что каждый год появляется очень много разных форматов в этой сфере. И со временем стихотворения стали восприниматься как что-то прикладное — теперь их можно замэтчить с музыкой или с чем-то еще. Это важная характеристика современной поэзии на протяжении прошедших 20 лет. Но, судя по повышенному вниманию к поэтическим мероприятиям в последнее время, сейчас будто бы снова появляется запрос на какие-то новые формы поэзии

Более того, современная поэзия вполне может со временем стать бессмертной классикой. Потому что такое творчество — своеобразный маркер нашего поколения. Стихотворения поэтов или тексты сонграйтеров отражают все то, что происходит в наше время. Также через них передаются чувства и эмоции людей, живущих сейчас. Конечно, не все имена дойдут до наших детей или внуков, но некоторые авторы и их произведения навсегда останутся в истории.

По словам казанского журналиста и поэта Игоря Тишина, до нас дошло гораздо меньше поэтов, чем было по факту — в том же самом золотом или серебряном веках было куда больше талантливых и интересных авторов. Например, поэт Георгий Иванов, о котором, к сожалению, мало кто знает. На деле, писали многие, но почти все канули в лету. То же самое произойдет и с нынешними авторами. В искусстве есть такое негласное правило: 90% того, что создается, в итоге забывается. И лишь 10% от всего действительно остается в истории.

Found poetry, цифровая поэзия и танкетка — что пришло на смену привычных форм

Современные формы в поэзии отвечают на современные запросы — авторы стараются использовать все возможности технологического развития в творчестве. Так формируются новые жанры и формы. Среди всех течений поэзии нашего времени можно выделить семь особо ярких:

  • Сетевая поэзия — к этому формату относятся все произведения, выложенные в сеть;
  • Видеопоэзия — прием совмещения видеоряда и текста, чтобы лучше передать суть стихотворения;
  • Аудиопоэзия — произведения, опубликованные не в виде текста, а в виде аудиозаписи;
  • Танкетка — стихотворения из 5 слов, 2 строк и 6 слогов, написанные без знаков препинания;
  • Цифровая поэзия — стихотворение, написанное с использованием только цифр;
  • Найденная поэзия (found poetry) — произведение создается путем заимствования слов, фраз, а иногда и целых отрывков текста из уже существующих источников;
  • Поэзия Т9 — стихотворения, написанные с помощью слов, которые предлагает автозамена на телефоне;

Регина Ахметова, основательница поэтического «Слэма», особенно выделяет из этого списка «найденную поэзию». Суть формата в том, чтобы создать стихотворение из других текстов — ими может быть как полноценное произведение, так и оставленная мамой записка. Один из способов работы в нем — автор вооружается карандашом или ручкой и начинает вычеркивать все слова из предложений в исходном тексте кроме одного или двух, а после составляет из них стихотворение. «Ты никогда до конца не знаешь, что у тебя получится, но мозг работает таким образом, что цепляется именно за те слова, которые тебе нужны. Для меня эта концепция очень интересна», — рассказывает Регина.

Также к современной поэзии можно отнести и русский рэп. Дело в том, что некоторые тексты рэперов без бита или музыки выглядят и звучат как полноценные стихотворения. Более того, в таких произведениях зачастую встречаются интересные рифмы или игра слов. Попробуйте на досуге открыть текст песни Oxxxymiron’а или Noize Mc и прочитать их так, будто это стихотворения, заданные на дом. И «Где нас нет» или «Вселенная бесконечна» заиграют для вас новыми красками.

Новые герои — как поэтические слэмы помогают поэтам в регионах

У современных поэтов две основные проблемы — неумение качественно продвигать себя и отсутствие площадок для выступления. Из-за этого многие авторы прячут голову в песок и продолжают писать в стол. На помощь авторам приходят различные поэтические фестивали и слэмы.

Существует международная система слэмов — Андрей Родионов и Екатерина Троепольская отбирают людей из регионов путем конкурса и отправляют лучших дальше соревноваться в Красноярск. Победитель финального этапа уже едет в Париж, где и проводится международный поэтический слэм. Кстати, в этом году казанский поэтический слэм также проведет отбор на всероссийский конкурс — пройдет он 24 сентября.

Участвуя в подобных мероприятиях, поэты получают возможность заявить о себе, выступить на сцене и улучшить качество своих произведений путем изучения творчества других авторов. Также поэтический слэм формирует определенное сообщество поэтов — творить легче, зная, что ты не один. Благодаря таким условиям рождаются новые звезды в Казани. Среди них стоит вспомнить Алсу Садриеву, выигравшую поэтический слэм в 18 лет, Полину Кузьмину, поэтессу с чувственными стихотворениями, и Василя Сафаргалеева (под псевдонимом «Деепричастие» — прим. Enter), который пробует свои силы и на московскую публику.

Фестиваль «Слэм» дает возможность авторам прокачать свой скилл выступления на сцене. Многие стихотворения могут не так хорошо смотреться на бумаге или экране, но при хорошем чтении вслух они словно меняются. Выступая перед аудиторией, поэт слышит свое творчество со стороны и начинает больше работать на качество восприятия. Таким образом, «Слэм» работает в две стороны — он помогает зрителям повышать собственную начитанность, чтобы лучше понимать современную поэзию, а поэтам больше работать и совершенствоваться.

Регина Ахметова

создатель и продюсер программы поддержки современной поэзии «Слэм»

Я считаю, если человек не понимает современную поэзию, то ему сначала нужно разобраться, зачем он хочет ее понять. Это больше про ощущения — если тебе это нравится, то ты интуитивно понимаешь, о чем написано. Не надо стремиться искать какие-то дополнительные смыслы, которые ты не видишь и не ощущаешь. Если ты не уловил этого в моменте, то это тебе не нужно. Зачем раскапывать метафоры?

Но если хочется разобраться именно в стиховедении и понять какие-то конструкции — есть книги, учебники, статьи в интернете. Например, учебник «Поэзия» (Азарова, Корчагин, Кузьмин), который советовали спикеры недавно завершившейся образовательной программы «Факультет современной поэзии». Есть онлайн-курсы — курс для тех, кто хочет лучше понимать поэзию, от «Синхронизации» или литературные онлайн-курсы от Creative Writing School.

Всероссийский фестиваль современной поэзии «Слэм» в этом году пройдет 27 августа в парке «Черное Озеро». На нем выступят поэты и лауреаты литературных премий со всей России.

Гости фестиваля смогут самостоятельно узнать, насколько разной может быть современная поэзия. Они смогут послушать поэтов, посмотреть перфомансы и спектакль, а также поучаствовать в открытом микрофоне. Событие начнется в 14:00 и продлится весь день. На фестивале выступят поэты Джамиль Нилов, Владимир Понкин, музыкант Сережа Драгни и другие артисты. Вход на фестиваль по свободной регистрации.

Изображения: Sasha Spi

Смотреть
все материалы