Битвы с экстрасенсами: Как фокусник Гудини разоблачал магов после своей смерти


В издательстве Individuum вышла книга австралийского журналиста Гэри Нанна «Битвы с экстрасенсами». В ней автор рассказывает о том, как пытался разобраться в индустрии магов, гадалок, провидцев и тарологов — а заодно выяснить, почему люди готовы отдавать огромные деньги взамен на их услуги и оправдывают ли себя эти траты.

С разрешения издательства Enter публикует отрывок о том, как известный иллюзионист Гарри Гудини разоблачал магов после своей смерти. Полную версию книги можно приобрести на сайте.


… С 1980 года австралийские скептики предлагают денежный приз любому, кто продемонстрирует паранормальные или экстрасенсорные способности, неизвестные науке.

Чтобы претендовать на приз, кандидаты должны «ясно и последовательно» изложить ответы на следующие вопросы:

Какова ваша заявленная способность?

При каких условиях вы можете продемонстрировать ее?Какой процент успеха вы ожидаете?

Эти вопросы сопровождаются примечанием, что скептики «помогут вам разработать эксперимент, который вы легко пройдете, если обладаете заявленной способностью».

До сего дня деньги остались невостребованными.

Экспериментальные проверки экстрасенсов случаются редко, но Ричард заверил меня, что, когда все-таки случаются, он «обеспечивает им самое справедливое испытание, какое только можно представить». Его цель не в том, чтобы поймать их с поличным, а в том, чтобы увидеть доказательства.

— Я хочу, чтобы они беспрепятственно продемонстрировали свои способности, — говорит он. — Может, экстрасенсы и существуют. Просто я их никогда не видел. Бремя доказательства лежит на них.

Идея призового чека возникла у самого известного в мире скептика, Джеймса Рэнди (1928–2020), прославившегося разоблачением магов, экстрасенсов и в целом заявлений о паранормальных явлениях, которые он считал лженаукой. Он настоящий герой движения скептиков. Их редко можно чем-то растрогать, но Джеймса Рэнди они обожают. Для них он своего рода пророк разума. Нельзя и десяти минут проговорить со скептиком, чтобы не всплыло имя Джеймса Рэнди.

Он начинал иллюзионистом под сценическим псевдонимом Удивительный Рэнди, а к 60 годам бросил свои занятия и решил посвятить остаток жизни расследованию паранормальных явлений и заявлений о сверхъестественных способностях. Он основал Образовательный фонд Джеймса Рэнди, который просвещает широкую публику и СМИ об опасности бездоказательных заявлений и поддерживает исследования, проверяющие паранормальные феномены с помощью научных экспериментов.

Под его же эгидой проводился знаменитый «Конкурс паранормальных явлений на миллион долларов» (One Million Dollar Paranormal Challenge). Со временем призовой фонд вырос: в 1964 году он составлял 1000 долларов, в 1982 году — уже 10 000. Чек на соответствующую сумму Рэнди везде носил с собой, он был выписан на предъявителя и «мог достаться любому человеку или группе людей, которые способны продемонстрировать любую паранормальную способность под наблюдением в правильных условиях». Чек так и не обналичили.

— Я не потратил ни цента из этих денег — более надежного способа сохранить их нельзя было и придумать, хотя многие пытались заполучить приз. На данный момент более 600 кандидатов захотели пройти тест, но только 55 соответствовали критериям допуска, — однажды сказал Рэнди.

Объявив конкурс, Рэнди продолжил традицию, начало которой положил еще 1920-х годах иллюзионист и фокусник Гарри Гудини. Часть своей карьеры он посвятил разоблачению медиумов, мистификаций и обманов с помощью трюков и фокусов. Некоторые из этих мистификаций вводили в заблуждение даже ученых.

Гудини был членом комитета журнала Scientific American и использовал славу, чтобы распространить информацию о денежном призе, который издание предлагало любому медиуму, способному доказать свои паранормальные способности. Но приз и ныне там.

В своей охоте на шарлатанов он был довольно жесток и коварен. Гудини приходил на сеансы инкогнито в сопровождении репортера и полицейского. Из-за этих разоблачений он даже поругался со своим другом, сэром Артуром Конан Дойлом, который твердо верил в сверхъестественное. Их ссора была очень драма- тичной. Конан Дойл, врач и создатель Шерлока Холмса, пришел к выводу, что сам Гудини — мощный и опасный медиум, притворяющийся скептиком, чтобы дискредитировать и вывести из игры конкурентов.

Жизнь Гудини была насыщенной: он выполнял трюки с побегами и освобождениями из оков, был одним из пионеров авиации и даже попытался сделать карьеру актера. Со своей женой Бесс он заключил довольно любопытный договор на случай его смерти, и она этот договор выполнила. Суть заключалась в том, что, если Гудини после смерти найдет способ связаться с Бесс (или, наоборот, если она умрет первой), он передаст ей тайное зашифрованное послание на основе их любимой песни. Всего два слова: «Поверь, Розабель». И если она получит такое послание, это будет означать, что жизнь после смерти существует. А если не получит — значит, ее нет. Бесс Гудини выгравировала эти слова на внутренней стороне своего обручального кольца, чтобы никто кроме нее их не узнал. Вот уж действительно проверка для медиумов.

Судя по всему, Гудини стал одержим связью с потусторонним миром, так и не оправившись после смерти любимой матери. Он беспрестанно обращался к медиумам в попытках выйти с ней на связь, и чем дальше, тем больше его раздражали шарлатаны, притворявшиеся, что вступили с ней в контакт. До боли напоминает поведение Тарен после смерти нашего отца.

Гудини умер, по жутковатому совпадению, на Хеллоуин 1926 года, через несколько дней после того, как его на спор ударили кулаком в живот в гримерке. В тот год, а также в течение десяти следующих лет Бесс проводила на Хеллоуин спиритический сеанс, ожидая получить зашифрованное послание от своего покойного мужа, прославленного разоблачителя медиумов.

На первых трех сеансах после его смерти ничего не произошло, словно в подтверждение того, что покойный не зря сомневался в медиумах. Экстрасенсы со всего света — от Италии до Америки — узнали о существовании тайного послания и заявляли, что получили его. Но его знала только Бесс — и внутренняя сторона ее обручального кольца. Она легко разоблачала их блеф. Этот код был не под силу даже «Энигме». Но на Хеллоуин 1929 года, в третью годовщину смерти Гарри, на сеансе произошло кое-что необычное.

Известный медиум по имени Артур Форд сказал, что кто-то из потустороннего мира просит Бесс снять обручальное кольцо. Бесс была обескуражена. Прежде чем она успела выполнить просьбу, медиум спросил ее:

— Что значит для вас слово «Розабель»?

Бесс была ошеломлена. Ее начало трясти от шока и волнения. Ее муж, непреклонный разоблачитель медиумов, кажется, передал ей тайное послание из мира мертвых — через медиума!

Сняв кольцо, Бесс начала напевать слабым, дрожащим от волнения голосом:

Rosabelle sweet Rosabelle

I love you more than I can tell

Over me your cast a spell

I love you, my Rosabelle.

Медиум, якобы передавая слова Гудини, произнес:

— Спасибо, дорогая. В первый раз ты пела эту песню на нашем первом совместном шоу, много лет назад.

Бесс, охваченная смятением, только кивнула.

На самом деле полный текст зашифрованного послания гласил: «Розабель — ответь — скажи — молись — ответь — смотри — скажи — ответь — ответь — скажи», и, согласно придуманному ими сложному шифру, каждое слово или пара слов обозначали одну из букв, которые складывались в слово «поверь».

Бесс опубликовала официальное заявление, гласившее, что она верит, что с ней связывался сам Гудини.

А потом разверзлись врата ада.

Иллюзионисты-скептики — друзья Гарри — поспешили «на помощь» Бесс, чтобы «защитить» ее от этого мошенника. Вокруг Артура Форда разгорелся скандал, его обвиняли в мошенничестве. В СМИ поднялась шумиха, газеты пестрели заголовками вроде: «Разоблачитель медиумов возвращается с того света!»

Высказывались предположения, что якобы Гудини сообщил секретный код кому-то помимо жены, но Бесс настаивала, что его никто не мог знать.

Некоторые предположения (порожденные главным образом сообществом скептиков, друзей Гудини), должно быть, убедили Бесс, что в ходе сеанса Форд применил технику, которая сейчас называется «горячим чтением». Она отказалась от своего заявления и объявила, что ее обманули и что все это оказалось мошенничеством.

Но надежду, видимо, не оставила.

Она продолжала проводить ежегодные сеансы на Хеллоуин еще семь лет. Возможно, ей больше хотелось доказать, что жизни после смерти не существует, чем действительно связаться с покойным. Однако поскольку тайный код был взломан и не осталось никаких способов убедиться в реальности послания, рассказать об этих сеансах практически нечего. Как бы там ни было, Бесс не бросала их вплоть до десятой годовщины смерти Гарри.

После десятого и последнего сеанса Бесс задула свечу, которая горела в честь ее покойного мужа в течение десяти лет, со словами: «Спокойной ночи, Гарри». И никогда больше к этому не возвращалась.

Она сказала, что «ждать мужчину десять лет — достаточно». Незадолго до собственной смерти Бесс сказала (и мне кажется, лучших последних слов не придумаешь): «Когда я уйду, я не стану пытаться вернуться».

Однако эти слова оказались не последними. В своей книге «Тайна шифра Гудини» («The Houdini Code Mystery») Уильям Раушер приводит слова людей, которые считают, что Бесс и медиум Артур Форд «состояли в сговоре» и вся эта история представляла собой «блестящий взаимовыгодный розыгрыш», который принес обоим участникам славу и влияние. Если так, то это акт мошенничества — именно то, против чего муж Бесс неустанно боролся при жизни.

Возможно, Бесс неспроста решилась на эту затею, тем более что она была знакома со всеми нужными приемами. Причина заключалась в том, что она хотела продлить славу Гудини: почти на всем продолжении их брака она оставалась его ассистенткой, его имя служило ей источником столь необходимого дохода после его смерти, и есть свидетельства, что она обсуждала с менеджером Гудини, как зарабатывать на его имени после его смерти.

А что касается ее познаний, то поговаривают, что, целуя мужа на прощание во время представлений, Бесс передавала Гудини спрятанный у нее во рту ключ, и благодаря этому он выполнял свои знаменитые трюки с побегами и освобождениями. Это было якобы опровергнуто тем фактом, что вышеупомянутый ключ имеет 6 дюймов в длину, но могу вас, кхм, заверить: уместить во рту объект длиной 15 сантиметров и при этом мило улыбаться вполне возможно.

Иллюстрации: marinaradio

Смотреть
все материалы