Что покажут на Beat Weekend-2019


С 9 по 13 октября в Казани пройдет Beat Weekend — краткая версия московского Beat Film Festival. Это международный фестиваль документального кино о современной культуре. В программе этого года — фильмы о наследии Баухауса и грузинской рейв-революции, истории немецких фейсконтрольщиков и завсегдатаев нью-йоркской «Студии 54», а еще — премьера альманаха «33 слова о дизайне», где Лебедев, Покрас Лампас и другие рассуждают о специфике российского дизайна. Колумнист Enter Антон Хитров изучил программу и рассказывает, какие документальные фильмы мы будем смотреть на следующей неделе.


Кадр из фильма «Студия 54»

33 слова о дизайне

В прошлом году российская онлайн-школа дизайна и иллюстрации Bang Bang Education выпустила фильм-альманах «Сто лет дизайна»: 20 лидеров индустрии рассказывали, как, шаг за шагом, мировая визуальная культура начала прошлого века превратилась в современную. «33 слова о дизайне» — сиквел о России: 33 героя — по числу букв в русской кириллице — пытаются сформулировать суть отечественного дизайна. Это не сборник интервью, а скорее, цикл видеоэссе со свободным форматом. Среди спикеров — Артемий Лебедев, Покрас Лампас и другие звезды цеха.

Студия 54

Американский документалист Мэтт Тирнаур расспрашивает очевидцев о легендарном нью-йоркском клубе Studio 54, собиравшем самые безумные тусовки 70-х — с настоящим кокаиновым дождем, оргиями, вычурными нарядами и беспрецедентной по тем временам толерантностью: «Студия» была местом, свободным от гомофобии, трансфобии и тому подобных предрассудков. Пройти фейс-контроль было целой проблемой, и все же клуб привечал не только знаменитостей типа Энди Уорхола, но и простых нью-йоркцев — вроде героев Тирнаура.

Берлинский фейсконтрольщик

Американский немец Дэвид Дитль наблюдает за буднями трех вышибал, охраняющих лучшие клубы Берлина — Свена Марквардта, Смайли Болдуина и Фрэнка Кюнстера. Эти фейсконтрольщики со стажем были среди тех, кто, по сути, придумал ночной Берлин конца 90-х: отбор гостей — задача не менее важная, чем отбор музыки. Картина Дитля о том, почему вышибалы скучают по прежним клубам, как они ведут себя днем, в обычной жизни, и что меняется в них вечером, когда они возвращаются на свои посты.

Дух Баухауса

Нет, это не гуманитарный научпоп о самом влиятельном архитектурном вузе прошлого века (хотя и это тоже). Немецкие режиссеры Нильс Болбринкер и Томас Тильш ищут именно что дух — следы влияния школы в современном дизайне, архитектуре и градостроительстве. Баухаус — это не только дома без украшений и геометричная мебель, это прежде всего попытка изменить жизнь, изменив среду обитания: улицы, здания, вещи, что нас окружают. Авторы фильма рассказывают о людях, следующих этому принципу сегодня.

PJ Harvey: A Dog Called Money

В начале нулевых звезда британского рока Пи Джей Харви отправилась в путешествие по не самым, мягко говоря, туристическим местам планеты — Афганистан, Косово, неблагополучные районы Вашингтона — в компании Шеймуса Мерфи, военного фотографа из Ирландии. Харви привезла из поездки сюжеты песен для альбома The Hope Six Demolition Project, а Мерфи — видеоматериалы, которые в итоге стали фильмом. Это история о том, как художник перерабатывает мировую боль в искусство — что-то вроде «Танца Дели» Ивана Вырыпаева, только в реальной жизни и с меньшим пафосом.

Everybody in the place: рейв как забастовка

Английский художник, куратор и режиссер-документалист Джереми Деллер пришел в обычную школу, чтобы прочитать старшеклассникам лекцию об эйсид-хаусе и подпольных рейвах 80-х. А точнее, о том, как эта культура вписывалась в британскую общественную жизнь времен Маргарет Тэтчер, что общего у хауса с религией и в чем заключается политический смысл рейва. Документация лекции — Деллер на ней не только говорит, но и показывает архивные съемки — и стала фильмом Everybody in the place.

Raving Riot

Грузинский рейв глазами молодого российского документалиста Степана Поливанова, который совершенно случайно стал свидетелем молодежного протеста в Тбилиси. В прошлом году полиция устроила рейды в двух столичных клубах — в том числе в «Бассиани», главной техно-площадке страны. В ответ грузинские миллениалы вышли к парламенту и закатили вечеринку на двое суток. Участники рейва-демонстрации рассказывают режиссеру, как техно-вечеринки превратились из эскапистского развлечения в политическую программу молодых горожан.

Изображения: Предоставлены организаторами

Смотреть
все материалы