Что посмотреть на выставке самарского искусства «Волга: Маршрут перестроен» в «Смене»
28 мая в «Смене» открылась выставка «Волга: Маршрут перестроен». Это один из первых совместных проектов с галереей «Виктория» в Самаре, который направлен на создание условий для культурного обмена между региональными сценами современного искусства. И даже параллельную программу выставки посвятили Волге как связующему звену между Казанью, Самарой и другими городами Поволжья в географическом и культурном планах.
На выставке в Казани представлены работы 19 художников и художниц. Редакция Enter выбрала семь из них и рассказывает, что они значат и как через них можно познакомиться с самарцами и лучше их понимать.
В галерее «Виктория» проходило много выставок, посвященных некой самарскости; тому, чем отличаемся от соседей в других регионах и вообще среди Среднерусской возвышенности. Мы, самарцы, всегда связывали это отличие с Волгой. Самара уникальна тем, что на другом берегу реки нет ни спального района, ни завода — ничего, потому что нет моста. Соответственно, на противоположной городу стороне находятся дикие берега и села, турбазы, протоки, острова, палаточные лагеря и даже какие-то [самодельные] домики. Учитывая, что Самара расположена на склонах, мы всегда имеем в виду, что рядом лес. 10-15 минут на катере или моторной лодке — и другой мир.
Все это вносит в самарский дух атмосферу свободы, желание постоянного, доброго беззакония с костром, шашлыками, нудистким пляжем, оупен-эйрами. Забыть про городские тревоги, не отвечать на телефонные звонки — это у нас легко и просто. Искусство тоже питается этой свободой, иронией природного человека над человеком городским. В нас живут два эти существа, одно из которых время от времени побеждает.
Елагин занимается цифровой эстетизацией повседневности. Среди его задач как художника — показать то, что невидимо без технологий, и совместить взгляд человека со взглядом машины.
В год, когда масок в Instagram (входит в компанию Meta, которую российский суд признал экстремистской, — прим. Enter) еще не было, Елагин сделал приложение с дополненной реальностью. Его суть очень простая: на видеозапись накладывается эффект, благодаря чему среди людей начинает танцевать скелет. В работе заложен традиционный средневековый мотив танца смерти, и люди в кадре, на которых проецируется «маска», перестают ее бояться и пробуют танцевать вместе с ней. Смерть может прийти в любое место в любой момент, поэтому площадки для съемки художник выбирал спонтанно. Как объясняет куратор, на выставке в «Смене» зрители видят только запись с экрана КПК, так что танец скелета среди людей становится настоящей реальностью, а фон города — ненастоящей. На этом контрасте и держится работа.
Вдохновение художница, как и многие авторы из Самары, черпает из реки. Обращение к этому образу объясняется еще и тем, что муж Виолетты — рыбак, поэтому Волга так или иначе является для нее частью повседневности.
На первый взгляд собрание точек, стрелок и линий создают хаос на холсте, но если внимательнее изучить холст и прочесть название, можно распознать скриншот. На нем — река; маршрут рыбацкой лодки; места где, была поймана рыба и дата улова с погодой в этот день. Все это составляет «рыбацкую гармонию», где важна каждая деталь.
Работы Виолетты отличаются тем, что масло никогда не заполняет весь холст. Благодаря чистому пространству густые, «пластилиновые» краски не утяжеляют картины, и цвет ложится, можно сказать, грациозными мазками. С одной стороны, зрители могут сами узнавать конкретные изображения и сюжеты среди клякс, с другой — понаблюдать за структурой и переливами масла, которое ясно передает и лица, и текучесть Волги.
Александр Филимонов работает с различными материалами и техниками. С помощью гипса, дерева, мозаики и графики художник обращается к темам, которые сражаются друг с другом: старое и новое, частное и историческое.
Его «Дао-бабушки» похожи на старые богородские игрушки, в которых фигурки из дерева приводит в движение элементарный механизм. Это одна из двух работ на выставке, которую можно и даже нужно потрогать, потому что таким образом проявляется миф о противоборстве двух сил — созидательной и разрушающей. Толкая брус, можно даже представить, насколько шумно бабки могут ругаться между собой, решая, как поступить с одинокой скамейкой.
На картине двух художников за тропическими разлапистыми растениями в сером пейзаже спрятались фигуры пяти мужчин. Они зрительно объединены общей целью, как бурлаки на Волге с полотна Репина; только в этом случае слово «бурлаки» происходит от глагола «бурлят». Есть ощущение, что сюжет происходит где-то на трассе между Самарой и Казанью — в целом он довольно типичный для придорожной России. Обращаясь к образам мужчин, «бурлящих» в лесу, Кадынцев и Емельянова высмеивают знакомые сцены, с которыми всем доводилось сталкиваться в пути.
При входе в пространство выставки от этой работы слышен гул. Нужно сделать круг по залу, пока не заметишь темную каморку с аудиоинсталляцией. Название ей дала мысль, которая среднестатистическому самарцу приходит в голову постоянно — или, по крайней мере, летом.
В получасовой доступности у горожан есть дикий берег, куда постоянно тянет устроить пикник с шашлыками. Часто отдыхающие берут с собой колонку и слушают громкую музыку из сабвуферов вместо природы. А автор решил, что здесь будет звучать Волга.
Саунд-продюсер Дмитрий Крылов собрал материал для работы на берегу реки. «В моем родном Тольятти ездят громко и с автозвуком, поэтому в работе сразу возникла идея включить бас волн через сабвуфер. Я просто пришел на набережную после работы, записал звуки волн на диктофон айфона, а затем понизил на несколько октав и преобразовал в ноты при помощи сайдчейна (этот метод позволяет привязать параметр одного инструмента к другому так, чтобы первый влиял на второй, — прим. Enter)», — объясняет он. Все предметы и песок в мангале собраны на набережной в Самаре, так что аудиоинсталляция воспроизводит «чистый» звук реки.
Все работы Кирилла Гурова, представленные на выставке, сделаны из настоящей почвы старейшего села Рождествено, которое находится на противоположном Самаре берегу. Художник провел детство на родительской даче и считает село своим сакральным местом и источником силы всех самарцев.
«Первобытные» фигуры из грязи представляют собой связь с детскими воспоминаниями. Эти абстрактные предметы в глине вполне можно было найти в толстом слое грязи, среди скелетов животных, остатков строительных материалов прочего испачканного хлама. Гуров воссоздается их буквально из той же самой чистой почвы, слепливая руками.
Объединение «Муха» образовалось в Самаре в 2017 году. Все его проекты, акции и перформансы всегда направлены во внешнюю среду, отсюда и взялась приставка. Представленный в «Смене» проект — по сути, документирование пешего путешествия из Самары в Казань. Прямо сейчас двое участников группы проходят 360 километров между городами, и их путь фиксируется на планшете в режиме реального времени, насколько позволяет связь. Следить за этим можно и через Telegram-канал.
Никита Кузнецов и Галина Зыбанова взяли с собой палатки, но их главная задача — испытать гостеприимство людей и попробовать напроситься на ночлег. Свой путь они начали в день открытия выставки и планируют закончить его в «Смене» в десятых числах июня. Авоськи на выставке постепенно будут заполняться записками и кадрами с полароида, которые путешественники сделают в дороге и отправят почтой из ближайшего населенного пункта.
Мы давно хотели представить самарскую художественную сцену в Казани. На протяжении более чем восьми лет существования «Смены» мы старались раз в год представить одну из региональных художественных сцен. За последние несколько лет мы организовывали выставки художников из Краснодара, Ростова на Дону, Нижнего Новгорода, Воронежа.
Надо сказать, что выставка «Волга: Маршрут перестроен» носит обменный характер: мы открыли выставку самарских художников в Казани, а в конце лета планируем представить казанских художников в галерее «Виктория» в Самаре. Это укладывается в последовательность событий, связанных с развитием и экспортом казанского современного искусства, о котором мы говорили в рамках выставки «Кажется, будет выставка в Казани». Такими мелкими шагами мы пытаемся показать здесь, что происходит в соседних городах, и что происходит в Казани — на других площадках.
У выставки будет образовательная программа, она коснется волжского контекста и того, что такое вода в целом. Обо всех предстоящих событиях мы будем рассказывать в новостях.
Текст: Камила Саитова
Фото предоставлены ЦСК «Смена»
все материалы