Что смотреть на Beat Weekend-2020


С 14 по 18 октября в Казани уже традиционно пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend — отголосок московского Beat Film Festival. Показы пройдут не только в офлайн, но и в онлайн-формате. Также планируется образовательная программа: некоторые из фильмов будут сопровождаться лекциями.

В этом году до Казани среди прочих доехали истории о неуловимом Бэнкси, экстравагантном писателе Трумене Капоте и даже о лягушонке Пепе, всемирно известном интернет-меме. По просьбе Enter студент Санкт-Петербургской школы нового кино Павел Гильдебрандт рассказывает о каждом фильме программы.


Лягушонок, нарисованный обычным парнем Мэттом Фьюри 13 лет назад, эволюционировал из героя локального комикса в мем-икону и универсальный символ ненависти. Но на этом Пепе не остановился: он привел Трампа к президентству, был убит, а после воскрес и отправился поддерживать протестующих в Гонконге. В трактовке авторов фильма это своеобразное житие становится серией «Черного зеркала», происходящей на наших глазах, а сам Пепе — искренним отражением страхов современного человека перед миром, несущимся непонятно куда.

Практически образцовый дебютный док об одной из самых ярких звезд американской литературы прошлого века. Режиссер Эбс Берноу умело и ненавязчиво миксует самые разные архивные артефакты, чтобы понять, что скрывалось за ширмой бесконечных вечеринок, богатства и бешеной популярности. И если сначала кажется, что Капоте действительно чувствует себя среди нью-йоркских селебрити как рыба в воде, и никакого конфликта между ним и его окружением нет, то потом дело доходит до публикации нескольких глав последнего, так и не законченного (хотя кто знает) романа. «Услышанные молитвы» производят среди бомонда эффект разорвавшейся бомбы, а нам приоткрываются совершенно иные грани взглядов Капоте на людей, с которыми он провел практически всю жизнь.

В конце 70-х Нью-Йорк переживает серьезный упадок, а граффити становятся одним из самых ненавистных для властей его симптомов. В это же время фотограф New York Post Марта Купер, напротив, тесно общается с райтерами и тщательно документирует их работу. Так появится библия граффити — «Искусство подземки», а Марта превратится в живого классика уличной культуры. Спустя сорок лет она до сих пор не расстается с камерой и все еще несколько смущенно принимает почести на фестивалях, хотя втайне надеется обзавестись собственным дудлом. Фильм Селины Майлс в общем-то повествует о простой истине — о том, насколько безусловной гармонии можно достичь, если оставаться преданным любимому делу. А еще, кажется, и о том, что найти такое дело — большая удача.

Фильм начинается с известия о том, что спустя 20 лет непрерывной работы закрывается всемирно известное парижское место силы, объединившее в себе магазин одежды и галерею современного искусства. Colette принимал всех вместе и сразу — от городских подростков до звезд уровня Джастина Тимберлейка и Катрин Денев — и при этом парадоксально остался для посетителей удивительно уютным уголком. Режиссер Юг Лоусон-Боди снимает последние месяцы работы Colette: в любви к магазину признаются его работники вперемешку с Канье Уэстом и Фарреллом Уильямсом, а через все это сквозит светлая грусть по уходящей эпохе. «Colette, mon amour» — это прощальная вечеринка, куда все-все-все пришли проводить общего друга в добрый путь.

О главном мистификаторе XXI века непросто рассказывать как минимум из-за количества информации, ведь масштабы личности, деятельности и всех загадок, окружающих Бэнкси, конечно, гораздо шире стандартного хронометража документального фильма. Однако авторам удается с этим справиться: за час с небольшим мы узнаем об эволюции творчества художника, о «Депрессленде» и той самой истории с шредером, о политической мифологии его работ и о том, как эти работы можно даже присвоить себе. Ну и конечно, кино о Бэнкси не может обойтись без теорий о том, кто на самом деле скрывается за этим псевдонимом — солист Massive Attack Роберт Дель Ная, Джейми Хьюлетт из Gorillaz или обычный бристольский парень? Особенно любопытно то, что правда к нам близка как никогда ранее, ведь один из героев фильма лично знаком с художником.

Самый голливудский (как минимум, по составу героев) док из программы фестиваля выводит на авансцену звук — особое кинематографическое искусство, которое для рядового зрителя зачастую остается в тени. Фильм рассказывает историю появления, закрепления и триумфа звука в кинематографе, параллельно повествуя о таких реформаторах в этой области, как Уолтер Мёрч, Бен Бёртт или Барбра Стрейзанд. Происходящее на экране одновременно и познавательно и любопытно — вам покажут не только грандиозный звуковой сценарий «Апокалипсиса сегодня», но и, например, настоящего владельца голоса Чубакки.

Фильм Д.В. Янга погружает нас в мир редкостей, и редкие в этом фильме как книги, так и люди. Букинисты охотно рассказывают нам о своих сокровищах, о собственной одержимости, о характерных чертах индустрии — например, наследственности в профессии и гендерном дисбалансе. В их историях находится место и книге в обложке из человеческой кожи, и настоящей кэрроловской Алисе, и даже Биллу Гейтсу с Джеффом Безосом. Но главный вопрос, который здесь волнует практически всех — что станет с бумажной книгой в ближайшем будущем и выживет ли она в цифровом мире.

Смотреть
все материалы