Что такое site specific театр на примере «Времени роста деревьев»


В ближайший уикенд, 20 и 21 июля в Казани проходят последние в этом году показы site specific спектакля «Время роста деревьев» от Творческой лаборатории «Угол». Он разыгрывается вне театрального пространства — вместо того, чтобы собирать зрителей в привычном зале, их организованно вывозят на территорию военного городка посреди леса и одновременно показывают экскурсию и историю об утрате любви экскурсовода и его невесты.

Формат site specific только начинает распространяться на театральных площадках России и может быть не понят зрителем, который привык наблюдать за действием с места. Совместно с режиссером и автором текста спектакля «Время роста деревьев» Enter разобрался в специфике постановки и значении места.


Термин «site-specific art» был впервые сформулирован художником калифорнийцем Робертом Ирвином, но вошел в относительно широкое употребление только в половине 1970-х годов. В переводе с английского site-specific — одновременно и «определенное», и «особенное» место. Этот вид искусства отрицает возможность переноса творения в другую локацию, делая конкретное место единственной средой его существования. Фактический девиз site-specific art провозгласил Ричард Серра, когда власти намеревались перенести его работу Tilted Arc в место, где на нее удобнее было бы смотреть: «Переместить работу — разрушить работу».

Site-specific театр взаимодействует со смыслами, обретенными в конкретных условиях и в конкретном месте, поэтому такой спектакль может быть разыгран в месте, изначально не предназначенном для постановок — фактически в любой точке мира. Есть несколько вариаций site-specific: энвайронмент-театр, когда спектакль помещается в примерно ту же среду, где происходит действие (это как сыграть Гамлета в настоящем датском замке) и променадный театр, когда зрители могут следовать за исполнителями спектакля или вовсе выпасть из действия и изучать площадку самостоятельно.

«Один из основополагающих принципов site-specific спектакля — это тщательный анализ выбранного пространства с точки зрения множества аспектов, непосредственно влияющих на характер, тему и материал будущей постановки. Акустика, цветовая гамма всего окружающего пространства на протяжении всего маршрута, предварительная логистика следования зрителя по локации, звуки — органически существующие и искусственно возможные. Для меня при работе над site-specific спектаклем пространство — первично.

Вообще, site-specific спектакль может быть где угодно, у него нет пределов. Аэропорт, кладбище, торговый центр, парк, салон ногтевого сервиса, школа, авторынок, банк — все что угодно. Не исключено, что методом деструкции можно добиться совершенно неожиданных эффектов. Разрушив естественное предназначение городского пространства может возникнуть нечто совершенно новое», — говорит Регина Саттарова, режиссер «Времени роста деревьев».

Спектакль «Время роста деревьев» Творческой лаборатории «Угол» разыгрывается на территории «Военного городка 32» — здесь малоэтажные каменные дома соседствуют со старыми деревянными постройками, пришедшими в запустение со временем, складом припасов Главного разведывательного управления и стрельбищем. История спектакля «Время роста деревьев» никак не связана с военной тематикой, зато прекрасно вписывается в пейзаж, заполненный лесом и полянами.

«Атмосфера пространства диктует все — от текста до жеста. То есть — сначала надо “послушать” пространство. Ощутить его. Услышать его. Понять, о чем можно говорить, стоя здесь. Это не решение одного дня. Когда это решение найдено и принято, наступает следующий этап — конструктивный и структурный. Строиться поэтапно: текст, метод существования актеров, метод репетирования, визуально-стилистическое решение спектакля», — отмечает режиссер ВРД.

«Я помню, что мы думали с режиссером Региной Саттаровой над тем, что вообще это может быть. Я приезжал в Казань, смотрел какие-то места в городе. Потом мы ездили по городу и нашли одну локацию — Регина сказала, что ей хочется, чтобы по этим местам бежала невеста в свадебном платье. Это и было зацепкой, далее все обросло формой», — вспоминает Михаил Дурненков, автор текста ВРД.

В спектакль «Время роста деревьев» интегрированы сразу несколько историй. Первая — экскурсия, которую для зрителей по лесу ведут проводники с красными элементами одежды вместо героя спектакля Николая; вторая — история о состоянии утраты любви экскурсовода Николая и его невесты Жанны; третья — знакомство Николая и корейского туриста Джун Со. Также в спектакль вошли фрагменты книг «Укрась приусадебный участок сам» и «Загадки Маршалловых островов» — именно они усиливают и смысл присутствия деревьев, и чувство одиночества героев спектакля.

Действия-вспышки распределены по восьми локациям, причем в первой зрители общаются только с проводниками, задающими предустановку, а в последней зрители, проводники и герои сталкиваются в одной точке и становятся частью единого процесса. Никто не заставляет вас проходить с проводниками через все точки — вы можете свободно гулять по локациям в рамках очерченного пространства и вернуться к просмотру в любой момент.

«Прямого взаимодействия зрителей и актеров конкретно в спектакле “Время роста деревьев” нет. Мне близок прием включения реальности в ткань спектакля, это мы делаем в спектакле “В розовом”. Здесь же в ткань спектакля мы включали в первую очередь пространство. Тем не менее, каждый зритель на каждом спектаклей влияет на его ход. На любом спектакле, в любом театре в мире. Всегда стоит стараться смотреть спектакль с открытым сердцем, с готовностью к восприятию. Есть одно забавное театральное правило, я стараюсь его придерживаться: в театр нельзя приходить голодным и злым», — объясняет Регина Саттарова.

«Задача была сделать не интерактивную историю, — мы смотрим эту экскурсию и нам еще об этом рассказывают, — а создать наложение двух планов места и истории, чтобы пустоту между ними в своем воображении смог заполнить сам зритель. Он является таким же полноценным участником, как и актеры; может вмешаться в ход спектакля и рассказать свою историю, актерам остается только импровизировать по договоренности с режиссером.

«У спектаклей site specific есть такая особенность: ты никогда не можешь быть уверенным в том, что зритель ухватит все, и должен понимать, что кусок для зрителя может просто выпасть, так как он не привинчен к полу. Сам текст складывается по капле и может быть разложен в другом порядке, а в конце все равно история сходится. Чтобы не сбиться, нужно видеть спектакль глазами зрителя», — отмечает Михаил Дурненков.

«Время роста деревьев» в Казани 21 июля покажут в последний раз в этом году — затем он поедет в Санкт-Петербург на международный театральный фестиваль. Несмотря на то, что ВРД — site specific спектакль, место его показа изменится, но саму историю режиссер и команда актеров постараются максимально сохранить.

«Даже учитывая особенности site specific, переносить спектакль можно: так или иначе, есть некоторые параметры, понимание того, что тебе необходимо в пространстве: лес или свалка, или свалка в лесу. В новом месте он будет звучать по-новому, опять-таки, самое малое — разность акустики, мизансцены, крупности жеста и прочее», — комментирует режиссер ВРД.

«Спектакль site specific нельзя увидеть одними и теми же глазами, даже если смотришь его в том же месте: на восприятие влияют и погода, и настроение, и местные жители, если мы говорим о ВРД. При переносе площадки спектакль звучит совершенно по-новому — зритель из Санкт-Петербурга никогда не сможет увидеть то же, что и казанский, и наоборот. В этом и преимущество, и смысл site specific», — заключает Михаил Дурненков.

Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы