«Чур, я — зеленый зилант»: Редакция Enter тестирует татарские настольные игры
В последние пару лет настольные игры вовсю набирают обороты, открывается множество специализированных магазинов, а всевозможные кафе и бары Казани предлагают своим гостям широкий ассортимент настолок для приятного времяпрепровождения. Айнур Ахметов и Наиль Шабанов задались целью — первыми создать игры с некоей татарской направленностью и стилистикой. Редакция Enter добралась до трех игр, созданных этими ребятами и взяла на себя ответственность первыми опробовать татарские настолки, выявив, что из себя представляют игры «Акыллы Көрәш», «Әкият» и «Хади Такташ».
Играли вместо работы:
Русана, фоторедактор
Арина, журналист
Лола, журналист
Паша, журналист
Русана: Может сходить за кофе? Кто-нибудь хочет кофе?
Паша: Если только для антуража. Но я попил растворимый.
Русана: Да я тоже попила, но все равно.
Лола: На меня бармен только что наорал! Капучино, говорит, всего две минуты живет, представляете?
Арина: Так, давайте пока с правилами разберемся, там есть спорные моменты. Кто-нибудь хочет быть ведущим?
Паша: Давай ты.
Арина: Хорошо, но имейте в виду, что я не очень хороша в роли ведущего. Смотрите, я сейчас буду задавать вам вопросы с карточек.
«Акыллы Көрәш» («Умная борьба»)
В комплекте:
— карточки с вопросами
— игровое поле для подсчета очков
— маркеры
— карточки для ответов
— фишки-зиланты
Правила игры:
Ведущий задает вопросы, ответить на которые можно только в числовом формате. После чего все участники выставляют карточки со своими ответами на всеобщее обозрение и начинают делать ставки с помощью фишек в виде «зилантов». Можно голосовать как за свой собственный ответ, так и за чужой. Участник, ответ которого был максимально близок к истине, — получает 1 балл, ровно, как и тот игрок, который поставил «зиланта» на верный ответ. Игра рассчитана на возраст от 10 лет, а одна партия длится 25 минут.
Арина: Итак, сколько сыновей было у Кубрат хана?
Паша: Допустим, что я написал 7, Русана — 3, а Лола написала 0. Так, смотрите: у меня желтый зилант, и я хочу поставить его на свою карточку.
Арина: Я просто вообще не понимаю самой схемы: выходит, если я считаю, что у этого хана было 8 сыновей, то я пишу «8» на карточке, а потом вижу чужие ответы и вдруг решаю, что чей-то ответ правильный, а мой нет. Так что ли? Непонятно. Ну, это, конечно, похоже на меня: до меня многое не сразу доходит, но, по-моему, это как-то странно всё же. Эти факты — совсем не то, что можно просто случайно вспомнить.
Русана: Я тут подумала, что можно вообще писать хоть 100 сыновей с полной уверенностью, а потом ставить зиланта на чужую карту и специально всех путать. Блефовать!
Паша: Слушай, а вот это крутая мысль!
Арина: А если правильный ответ «7», а двое из нас написали на бумажке «6» и «8», то есть, равноудаленные от правильного ответа числа, то кому в таком случае начисляются очки?
Паша: В правилах это не оговаривается, это спорный момент, видимо, нужно самим договориться об этом.
Паша: Ладно, давайте начнем. Ты играешь в итоге, Арин?
Арина: Да-да, играю. Кто какого цвета? Чур, я — зеленый зилант!
Паша: Я синий.
Лола: Я желтый.
Русана: Ну, а я серый тогда.
Арина: Ну что, начинаем?
Паша: Давай, поехали, читай вопрос.
Арина: В каком году монгольская империя окончательно завоевала Волжскую Булгарию?
Паша: Сложно, очень сложно. Но на самом деле эта игра крайне полезна с точки зрения знания татарской истории. И, если Иван Грозный взял Казань в 1500, то это событие было явно раньше 1500, гораздо раньше.
Арина: Ну, раскрываемся. Кто на что ставит?
Паша: Вы что? Какой 1421?
Арина: Я вообще наобум писала, говорю же, я не шарю. Внимание, ответ: 1239!
Лола: О, нет.
Русана: Паша был ближе всех, а Арина поставила фишку на его ответ, так что они оба получают по баллу. А, нет, Паша получает два, так как он был ближе всех и еще поставил на свой же ответ. И, если честно, мне не нравится эта игра.
Паша: А мне нравится, если бы еще кто-нибудь сидел тут и давал комментарии после того как мы ответили, было бы здорово. Нужна какая-то историческая справка интерактивная, мне кажется.
Арина: Да поняли мы, что тебе нравится. Кто-нибудь кроме Паши хочет высказаться вообще?
Русана: А мне, если честно, не очень, может, потому что я не очень люблю историю. Да и мне как будто не хватает какой-то интерактивности. Хочется хотя бы карты красивой или игрового поля интересного или еще чего-то. А тут как-то все просто.
Паша: Это же как рулетка: нужно просто назвать число и, кто знает, может быть, тебе повезет.
Русана: Ну, знаешь, было бы уже немного интереснее, будь в комплекте игры какое-то игровое поле или если бы нужно было как-то передвигать по нему «зилантов» хотя бы.
Паша: Ну да, сюда бы карту с какими-нибудь дополнительными условиями.
Лола: Мне, если честно, это все напоминает экзамен истории.
Арина: Вот да, кстати. Просто отвечаешь на вопросы, чувствуешь себя тупым, но больше эта игра ничего в себе не несет. Давайте следующий вопрос.
Арина: Следующий вопрос: сколько игр за сборную СССР провел великий вратарь Ринат Дасаев?
Русана: Пусть будет 18.
Паша: Это мало, Русан, очень мало.
Арина: Правильный ответ: 91!
Русана: Так, и кто в этот раз был ближе всех? Паша и его 120! Он получает два балла, а Лола получает 1. И, поздравляю, Паша, ты выиграл-таки в этой умной игре!
Паша: Книжечка с пояснениями не помешала бы.
Русана: Да, с такими короткими историческими справками. Все вопросы направлены на точные знания, тут сложно пытаться логически догадываться, причем знания эти достаточно специфичны.
Паша: Вы знаете, кто такой Айдар Галимов вообще? Спрашивают, сколько альбомов он выпустил? (Смеются, — прим. Enter)
Русана: Или: сколько библиотек работают на территории РТ?
Арина: О, а я могла бы это знать, я же училась на библиотекаря (Смеются, — прим. Enter). Мне не нравятся игры, где я чувствую себя глупой. То есть, почти все (Смеются, — прим. Enter).
«Әкият» («Сказка»)
В комплекте:
— карточки с изображениями
— фишки-зиланты
— карточки разных цветов для голосовании
— игровое поле
Правила игры:
Игра напоминает аналог известного многим «Имаджинариума». Каждому участнику раздается по 6 карт. Ведущий должен выбрать одну из своих картинок, загадать на нее ассоциацию и положить карту на стол рубашкой вверх. Причем ассоциацией может быть все, что угодно: от строки песни или стихотворения до непередаваемого набора звуков.
Паша: Раздавай по 6 карт. Кто так раздает вообще?
Арина: В смысле?
Паша: Тебе бы картежники за такое палец отрезали, наверное.
Арина: А «Бу бит кузге куренеп тора» — это что вообще значит? Что-то про глаза?
Паша: Ага, и про бит. (Смеются, — прим. Enter)
Арина: Так, я начинаю. Близнецы.
Остальные участники должны выбрать из числа своих карточек наиболее подходящую под объяснения ведущего карту и так же выложить ее рубашкой вверх. После чего ведущий перемешивает карты и раскладывает их уже открытыми. Теперь нужно пронумеровать картинки и постараться угадать карту ведущего. Стоит заметить, что сам ведущий в голосовании участия не принимает. Каждый выбирает фишку для голосования с номером карты, принадлежащей, по его мнению, ведущему, и кладет ее цифрой вниз перед собой. Свою карточку выбирать нельзя. После того, как все играющие определяются с выбором, жетоны переворачиваются и начинается подсчет очков.
Арина: Моя карта третья. Смотрите, вон близнецы.
Русана: Нифига, ты увидела!
Паша: Мои совушки — тоже близнецы. Сложно!
Русана: Да, я кстати, за твою карту проголосовала, Паш.
Арина: Я, если бы могла, сама бы проголосовала за совушек! (Смеются, — прим. Enter)
Русана: Арина получает два очка, потому что ее карту угадала Лола. И Паше достается одно очко, так как кто-то принял его карту за карту ведущего. Паш, загадывай!
Паша: Так. Время года.
Русана: Эта игра мне нравится. Я люблю «Имаджинариум», а тут все в принципе то же самое. И мне нравится качество исполнения изображений. Хорошо, что картинки здесь хоть сколько-нибудь татарские. Давайте дальше играть. Я сейчас? Мэр города.
Лола: У меня нет ни одного намека на мэра!
Паша: Я тут понял, в этой игре важно понимать, с кем играешь, надо, кажется, хорошо знать человека. Очень сложно сейчас понять, на какой из этих карточек мэр, кто вообще из всех этих персонажей может называться мэром. Так что, я, пожалуй, доверюсь интуиции.
Русана: Итак, а теперь раскрываемся! Кто выбрал карточку номер три — молодцы! Паша с Лолой получают по баллу, и я получаю еще один. Так, Лола сейчас загадывает.
Лола: Старый алкаш!
Арина: Картинки какие-то совершенно космические, конечно!
Русана: Мне кажется, это интересно в качестве сувенирной продукции на самом деле, если только так. О, смотрите, в коробке есть книжечка «Информация по художникам» — вот это реально круто и интересно, на мой взгляд. Вот такую же книжку надо было в первой игре
Лола: Как человеку, прежде не игравшему в «Имаджинариум», мне понравилось. Ребята молодцы и картинки хорошие.
Русана: Картинки — огонь, да!
«Хади Такташ»
Правила игры:
Ведущий раздает карты участникам: по одной на игрока. Каждая карта — обозначение игровой роли, которая всю игру должна держаться в тайне. Игровые роли делятся на неактивные и активные. К первому типу относятся мирные жители, а ко второму — мафия, доктор, комиссар, маньяк и проститутка. Весь игровой процесс делится на две основные части — день и ночь. По команде ведущего о наступлении ночи мирные жители «засыпают» — закрывают глаза, и просыпается мафия. Цель игры: найти и казнить всех мафиози. Казнь проводится днем при помощи голосования всех участников. Далее, после казни, наступает ночь и все закрывают глаза. По команде ведущего «просыпается» мафия и «убивает» одного из мирных жителей. С наступлением дня житель, выбранный мафией, исключается из игры. Таким образом, мирным жителям, теряющим по одному соратнику за ночь, необходимо как можно скорее выяснить, кто прячет в рукаве карту «мафии».
Русана: Забавно, конечно, что на карточке изображена газета «Нур» да и название «Хади Такташ», но в сущности-то от той самой «Мафия» глобально ничего не меняется.
Паша: Может, если бы здесь было что-то про девяностые Татарстана, про ОПГ и все в этом роде, то есть, если бы за этим скрывалась хоть какая-то татарская история, тогда это было бы интересно.
Послесловие
Лола: Я думаю, нам свою игру надо создать.
Русана: Первая игра была сильной достаточно, но не хватало в ней чего-то.
Арина: Как вам вообще «зилант» в качестве фишки, кстати?
Русана: Ну, такой, чисто татарский символ.
Паша: Какие еще символы могли бы быть?
Арина: Мне только ичиги в голову приходят почему-то.
Паша: Треугольники еще!
Русана: Да-а, такие маленькие треугольнички, очпочмачки!
Паша: Или Сююмбике тоже круто бы смотрелась! Или можно было бы сделать фишки в виде бутылочек «Бугульмы».
Русана: Да, кстати, а где-нибудь, кроме Татарстана вообще знают о ней? И продается ли она за пределами РТ?
Арина: В Москве точно да, но на порядок дороже, я покупала в сентябре, рублей 400 за 0,5 отдала.
Русана: А, ну, это еще нормально, в принципе, не так уж и много.
Айнур Ахметов и Наиль Шабанов, создатели игр:
Идея с настольными играми пришла к нам год назад. Мы сами играли, ходили в анти-кафе, собирались дома. Мы подумали, почему бы не создать такие же игры, но с татарской стилизацией. Идея нам понравилась, но мы не знали, что делать. Как игру собирать, из чего ее производить и т.п. Вопросов было много. Эти игры должны были стать мощным образовательным инструментом, поэтому мы начали работу. И шаг за шагом пришли к тому, что у нас появился первый прототип — коробка с внутренним наполнением. Это заняло у нас почти полгода. Мы вкладывались, искали поставщиков, рисовали, общались с художниками.
Сегодня молодежь уделяет мало внимания татарскому языку, все говорят на русском, играют в зарубежные настольные игры. Наша идея заключается в том, чтобы через игру мы могли популяризировать татарский язык, а также культуру и историю татарского народа.
Так на свет появилась игра «Экият», цель которой — рассказать о татарском изобразительном искусстве и его представителях. Эта игра направлена на развитие ассоциативного и абстрактного мышления, а также воображения. В ней собраны работы самых талантливых татарских художников, связанные с историей и культурой нашего народа. В буклете с правилами игры мы сделали полное описание к каждой картине. Оригиналы этих картин достаточно дорогие, некоторые экземпляры находятся в коллекциях частных коллекционеров России и зарубежья. Наша задача — подать татарскую культуру в современном формате, чтобы она была популярной среди молодежи. Мы начали сотрудничество с молодежным центром «Идель» и с их талантливыми детьми. Именно благодаря им мы смогли создать первую коробку, за что мы им очень благодарны. Игры, которые мы придумали, не являются играми только для татаро-говорящих людей, это игры для всех. Они сделаны на двух языках (русском/татарском).
Во второй игре «Акыллы Көрәш» мы собрали 360 фактов из истории и культуры Татарстана и его народа. А известную игру «Мафия» мы стилизовали под мафию Хади Такташа — самого известного татарского мафиози. Но это не окончательный вариант игр, можно сказать, это демо-версия; все они будут дорабатываться, доводиться до ума.
Первый раз мы презентовали игры на Днях Татарской Молодежи и Всемирном Форуме Татарской Молодежи. У посетителей форума был большой интерес к ним. Кроме этого, наш проект был в числе лидеров, мы презентовали его председателю государственного Совета Республики Татарстан — Мухамметшину Фариту Хайрулловичу, после чего нас пригласил к себе Энгель Фаттахов, министр образования и науки РТ. После этого мы поняли, что это надо развивать, бросили все в Питере и переехали в Казань.
Теперь наша цель — массовое производство игр. Мы хотим, чтобы игры были в каждом доме, школе, кафе. Мы хотим, чтобы о татарском изобразительном искусстве узнало как можно больше людей. Наша генеральная идея (в будущем) — открытие музея современного татарского искусства. В качестве примера мы берем питерскую «Эрарту».
Редакция Enter выражает благодарность в подготовке материала кофейне «Нефть»
Текст: Арина Добродеева
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы