Чувство единения и сказочный панк: Как симфонические шоу продвигают классику и собирают тысячи зрителей


Еще несколько лет назад на симфонические концерты ходили только истинные любители классики, а оркестры исполняли культовые симфонии, но никак не музыку из «Интерстеллара». Все изменилось, когда в России начали набирать популярность симфонические шоу. В октябре тысячи казанцев собрались на концерте саундтреков Cinema Medley, а 8 декабря оркестр Imperial Orchestra покажет в городе новое шоу — панк-сказку «Король и Шут». Постановка создана совместно с Яндекс Афишей и «Плюс Студией», работавшей над одноименным сериалом.

Журналистка Enter Мария Наумова поговорила с пианистом и художественным руководителем оркестра Александром Дулиным. Музыкант рассказал, как формат симфонических шоу стал популярен в России, что общего у «КиШа» и Петра Чайковского и на что пошли артисты-классики ради новой необычной постановки.


Музыка на месте боев без правил и симфонический драм-н-бейс

Проект Cinema Medley возник три года назад и стал логичным продолжением камерных программ концертного агентства Imperial Orchestra. Мы захотели выходить на большую сцену и обратились к жанру medley (попурри, — прим. Александра), в котором различные темы соединяются в единые музыкальные сюиты. Решили заняться саундтреками, потому что посчитали их хорошим материалом для привлечения молодой аудитории и знакомства зрителей с симфонической музыкой. Постепенно начали формировать оркестр и создали цикл программ Cinema Medley.

Шоу запустили в разгар пандемии — было очень тяжело из-за множества ограничений, тем не менее проект зашел на ура и у нас сразу были солд-ауты. Первый концерт провели в «М-1 Арене» в Санкт-Петербурге (сейчас она называется «МТС Live Холл», — прим. Александра). В свое время на площадке проходили бои без правил, а мы взяли и сделали там музыкальное шоу. Начинали с залов в 1,5-2 тысячи зрителей, а недавно поставили рекорд на выступлении в Минске — собрали 14,5 тысяч на огромной арене. Бум популярности произошел в последний год, когда команда стала выходить на масштабные площадки: концерты посещает больше зрителей, которые, в свою очередь, рассказывают о нас друзьям и коллегам.

Возраст нашей аудитории от 15 до 35 лет, и через шоу мы хотим привлекать к классическому искусству как можно больше молодежи. Иногда хронометраж произведений превышает 10 минут — столкнувшись с инструментальным исполнением на классическом концерте, неподготовленный зритель, скорее всего, растеряется, но в формате шоу все воспринимается легче.

В интернете можно найти множество видеозаписей шоу, связанных с музыкой из фильмов или творчеством конкретных исполнителей. Наша задача — подойти к постановкам профессионально и создавать музыкальные шоу, которые охватывают весь спектр звучания выбранной темы. Не каждый жанр хорошо ложится на симфоническое исполнение: к примеру, в хип-хопе это кажется неуместным, зато драм-н-бейс в инструментальной версии может звучать более эпично.

Чувство единения и выход из скорлупы

Imperial Orchestra работает по принципу фестивального оркестра: мы набираем музыкантов из разных коллективов и формируем большую базу артистов. Сейчас в наших шоу задействовано больше 500 профессионалов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. Коллектив все время репетирует в разных комбинациях, и такое разнообразие артистов каждый раз дает оркестру новое звучание и рождает уникальный зрительский опыт.

Для исполнения саундтреков требуется большая музыкальная масса. Например, во время создания музыки к фильму «Властелин колец» композитор имел доступ более чем к 300 инструментам, и их можно было записать отдельно. На живом выступлении звучание сразу должно быть идеальным — в этом и сложность. Поэтому мы постоянно расширяем состав музыкантов и экспериментируем с тембрами. В саундтреках обычно много синтетических звуков — для их исполнения у нас есть синтезатор и цифровой орган. Кроме этого, мы стараемся разнообразить музыкальную палитру фольклорными инструментами, типа дудука.

Создание концерта — длительный процесс, который зависит от хронометража постановки. Трехчасовое шоу саундтреков мы готовили в течение девяти месяцев, при этом финальная версия представления, как правило, формируется только после нескольких показов. Программа Cinema Medley 2 менялась, наверное, раз шесть. За премьерой следует подробный анализ: мы все время исследуем аудиторию и используем внутреннее понятие «мурашкометр» — нужно, чтобы он зашкаливал, и зритель испытывал самые разные эмоции.

Мурашки могут появится, только когда вы слушаете оркестр вживую и ощущаете все вибрации. Прослушивание музыки в наушниках можно сравнить с заказом еды на дом, а посещение шоу с походом в ресторан: вкусно поесть можно и дома, но поход в заведение — это событие. Плюс у каждого есть возможность стать частью представления: включить фонарик на телефоне, вместе со всеми спеть песню, почувствовать единение. Я всегда призываю выходить из скорлупы и испытывать эмоции на живом выступлении.

Формат шоу намного больше погружает в атмосферу, чем классические концерты. Мы используем огромное количество светового оборудования, дополняем историю визуальными эффектами и 3D-маппингом. Наш оркестр часто выступает в формате «360 градусов» — музыканты находится центре зала, а зрители располагаются вокруг. Кроме этого, мы стараемся разнообразить программу и использовать не только музыку из фильмов — например, в новом шоу обратились к творчеству «Короля и Шута». В этой постановке впервые используем 3D-анимацию: шут с логотипа группы оживает, ведет концерт и взаимодействует со зрителями.

Дирижер-анархист и самый большой кавер-бэнд «Короля и Шута»

Симфоническая панк-сказка «Король и Шут» — наш первый проект с Яндекс Афишей и «Плюс Студией», которая занималась производством одноименного сериала. Каждая песня группы имеет не только характерный ритмический рисунок и гармонию, свойственную жанру, но и мелодию, с которой интересно работать композиторам-аранжировщикам. Например, песня «Воспоминания о былой любви» — это буквально цитата из музыки Чайковского. Мы сразу представили, как мелодия может звучать в симфоническом составе, что может сыграть виолончель, а что исполнят духовые инструменты.

Во время подготовки внутри коллектива возник рок-бэнд с электрическими гитарами и ударной секцией, отвечающий за панк-звучание. А еще мы задействовали инструменты, которых не было в оригинальном исполнении, — например, скрипку, орган и рояль. Включение новых инструментов в существующую мелодию — сложный процесс. В случае с органом мы брали за основу гармонию, опирались на центральную тему и писали импровизацию, стараясь показать мощь инструмента и использовать его мистическое звучание, при этом сохраняя узнаваемость треков. Часто на подобных шоу люди хотят услышать песни в оригинале. Но будем честны — в случае с группой «КиШ» это невозможно хотя бы потому, что одного из главных солистов уже нет в живых.

Мы вдохновлялись сериалом «Король и Шут», где есть биографическая и фантазийная линия. Формат панк-сказки оказался хорошим способом объединить историю и музыку, ведь музыка — это тоже своеобразная фантазия. Зритель попадет не на обычный концерт самого большого кавер-бенда «КиШа», а на постановку с единым повествованием. Весь оркестр перевоплотится в персонажей вселенной Андрея Князева и Михаила Горшенева: будут и русалки, и лешии, и мясники, и лютые доктора… Из меня сделали настоящего панка, хотя я играю на рояле, а дирижер вышел на сцену в образе мертвого анархиста — у него специальная прическа, светящийся в темноте грим и кожаный плащ, хорошо знакомый всем любителям творчества «КиШа».

Кстати, на новом шоу мы впервые решились на танцпол — стоячий партер. Ну как можно сидеть под такую музыку? Сначала было страшно: мы недавно окончили консерваторию, а тут панки, рокеры — к такому жизнь нас не готовила. На днях на премьере в Санкт-Петербурге мы увидели, что именно благодаря этому решению у зрителей произошло полное единение. Мы не стали делать жесткое панк-шоу для агрессивной аудитории, а постарались сохранить ощущение доброты в песнях группы. Ведь на самом деле в них нет никакого хоррор-оттенка — скорее, это просто страшилки. Как раз поэтому у группы огромная подростковая аудитория: в юном возрасте хочется больше взаимодействовать с фэнтези-миром.

Текст: Мария Наумова
Изображения: Sasha Spi / на основе фото, предоставленных пресс-службой Яндекс Афиши

Смотреть
все материалы