«Дуэлянт»: На темной стороне чести
Российское кино редко вызывает у зрителей диаметрально противоположные отзывы. Обычно вердикт выносится сразу и безапелляционно: круто или кошмар, третьего не дано. Но «Дуэлянт» уже в день премьеры разделил критиков на тех, кто пишет: «Наш кинематограф не заслуживает такого шедевра» и тех, кто от стыда за происходящее на экране мечтал спрятаться под ковролин. А значит, картина уже стоит того, чтобы ее увидеть.
Enter отправился на предпремьерный показ фильма и поделился своими впечатлениями о главной российской премьере этой осени.
Сюжет довольно нестандартный: в 1860 году в Петербург приезжает некий господин Яковлев (Петр Федоров). Он — профессиональный дуэлянт и зарабатывает на жизнь, участвуя в поединках за других людей. По сути, наемный убийца, который под прикрытием законов чести устраняет неугодных людей. За большие деньги, естественно. Он красив, молчалив, брутален — этакий Стэтхем в стиле стимпанк. Периодически он раздевается, что безумно радует представительниц женского пола: Федоров один из немногих российских актеров, который может похвастаться великолепной фигурой. И когда кажется, что все скатится в банальную лавстори простолюдина и княжны, начинаются сюрпризы. У питерского бретера вдруг обнаруживается шаманская татуировка во всю спину: его невероятную удачу объясняют не иначе, как магией алеутов, а тайну его происхождения скрывают почти до финальных титров.
Главный антагонист фильма, граф Беклемишев (Владимир Машков), в кои-то веки выглядит по-настоящему неприятным злодеем. Обычно обаяние Машкова компенсирует все, но здесь его смерти хочется почти так же, как Джоффри из «Игры престолов». Не менее интересна актерская работа Мартина Вуттке, который сумел показать на удивление многогранного персонажа и даже заставил проникнуться к нему симпатией. Это вообще очень мужское кино, где в каждом из героев за внешним лоском угадывается потенциальный убийца, способный застрелить человека за неосторожно брошенную фразу.
Такая маскулинность выдерживается во всем. Если уж зашивать пулевое ранение, то без морфина. Если уж бить шпицрутенами, то чтоб на них оставались ошметки кожи со спины героя. Ломать череп, так с хрустом. Петербург в этой картине выглядит мрачным и подчеркнуто неприветливым, полностью соответствуя заданной атмосфере. Тротуары после дождя утопают в грязи, улицы освещены слабо и по-старинке, город вовсю строится, каналы переполнены рыбацкими лодками. Ощущение, что фильм и правда снимали в Питере образца 150-летней давности. И то, как свободно дворяне говорят на любых европейских языках, только усиливает это впечатление. Еще приятнее, что стилистика русского языка тоже выдержана на достойном уровне. По крайней мере, кривиться от очевидно неуместных выражений не приходится.
Радует и то, что режиссер (он же сценарист) Алексей Мизгирев не стал романтизировать царскую Россию. Салтыков-Щедрин жил как раз во времена, когда происходит действие фильма. И его знаменитое: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу — пьют и воруют» как нельзя лучше нашло свое отражение в «Дуэлянте». Мы можем отменить крепостное право, победить фашизм и полететь в космос, но коррупция в нашей стране, похоже, будет жить вечно.
Безусловным шедевром картине не дают стать только откровенные недоработки. Их не так много, но они бесят. Вся концепция фильма строится на «Дуэльном кодексе Российской Империи», которого попросту не существовало. С кастингом тоже вышел настоящий провал. Потомков древних дворянских фамилий играют далеко не самые «породистые» артисты, а у великой княгини и вовсе руки прачки. Про то, что талии у аристократок сантиметров по восемьдесят, вместо обязательных в то время пятидесяти, я просто промолчу. С другой стороны, где ж ее взять-то, «породу»? Даже у Сергея Бондарчука была проблема с подбором актеров для «Войны и мира», хотя в те годы еще можно было найти чудом уцелевших внуков Шереметьевых или Юсуповых. Сейчас на это рассчитывать не приходится.
А вот оператора, художника по костюмам и гримера я предлагаю показательно повесить на березах. Вдоль дорог. Просто чтобы другим неповадно было. Серьезно, эти ребята испортили всю визуальную составляющую фильма. Особенно костюмер! Пластмассовые украшения для придворных дам он явно покупал в киоске «Союз Печать» на остановке. Платья самых богатых женщин империи смотрятся так, будто их взяли напрокат в провинциальном доме культуры. Но самое дикое, что под этим визуальным надругательством нет корсетов! Представить себе такую вольность в 1860 году решительно невозможно. Неужели нельзя было загуглить, как и что носили знатные дамы в XIX веке? А еще лучше, зайти в Эрмитаж и посмотреть прежде, чем браться за работу в историческом фильме.
Но первый приз на нелепость в этой картине заслуженно получает постельная сцена. Она всего одна, но претендует на звание самой глупой и несексуальной в истории мирового кино. Рассказывать бесполезно, это нужно видеть своими глазами.
Тем не менее, фильм оставляет прекрасное впечатление. Харизматичные главные герои, динамичное действие, флешбеки, интриги, дуэли, интерьеры — все это выводит кино на качественно другой уровень по сравнению с тем, чего мы обычно ждем от российского кинематографа. Потратить пятничный вечер на «Дуэлянта» совсем не жалко.
Текст: Ольга Гоголадзе
все материалы