«EXTENSION. Israel: Свечения»: Чем интересна новая выставка в «Смене»
11 февраля в Центре современной культуры «Смена» открылась выставка «EXTENSION. Israel: Свечения». Двенадцать художников экспозиции объединило не только израильское гражданство и работа в направлении современного искусства. Рой Бранд, куратор выставки, вдохновлялся Ханукой — еврейским праздником света, а потому особое «свечение» стало обязательной чертой всех представленных работ.
Enter поговорил с помощником куратора выставки Самантой Адлер и попытался разобраться, где находятся истоки израильского изобразительного искусства и какие темы волнуют авторов сегодня.
Израильское искусство — не искусство евреев
Существует большая разница между искусством еврейского народа и искусством Израиля. Первое понятие тесно связано с иудаизмом, а потому его стоит воспринимать в религиозном и историческом контексте. Согласно иудейским законам, создание визуальных образов животных и людей является идолопоклонством (аналогичные запреты существуют и в исламе, — прим. Enter), поэтому евреи не оставили миру большого наследия художественных работ. Гораздо большее влияние на культуру народа оказывали музыка и литература — более абстрактные, не имеющие визуальной составляющей направления искусства.
Совсем иначе обстоит ситуация, когда мы говорим об Израиле. Государство, основанное в 1948 году, еще на стадии своего формирования нуждалось в национальном искусстве: были необходимы символы, которые позволили бы людям почувствовать свою идентичность и вновь объединили нацию на новой территории. Позднее страна в желании развиваться начала изучать опыт ведущих столиц: Парижа, Лондона и Нью-Йорка. В 60-ых в Израиль пришло влияние поп-арта и экспрессивного абстрактного искусства — например, техник по изготовлению арт-объектов из любых подручных предметов. С приходом западных направлений закончилась эпоха исключительно национального искусства и началось освоение современных его форм.
Как смотреть выставку «Свечения»
У экспозиции нет строго последовательного нарратива — можно просто прогуливаться по выставке и наслаждаться работами, а сознание само дорисует сюжет и создаст между ними связь. Однако достаточно очевидна следующая прогрессия: ближе ко входу картины и инсталляции выполнены в черно-белых тонах, далее становятся более красочными и завершаются видеозаписью с ярким визуалом и музыкой.
Обратите внимание на видеоинсталляции. На выставке представлены два ролика с солнечным светом: у самого входа — фильм Дор Гез, и в противоположном конце зала — видео Даниэля Кикзалиса. На первом изображен закат в Яффе — городе на Западе, а второе снято во время заката на иерусалимской горе Скопус, которая расположилась на Востоке. Две стороны света, а все что между ними — собственный периферийный мир.
Согласно задумке куратора, «свечения» — это маленькие вспышки света, присущие искусству. Они производят не глобальные революции, а частные: в отдельных умах и небольших выставочных залах по всему миру, меняя его к лучшему.
Главное, что понадобится зрителю для просмотра — это время, готовность воспринимать и осмыслять увиденное. Выставка станет приятным эстетическим опытом: в экспозиции много цвета, текстур и незаурядных форм. Универсальный совет к изучению искусства: сперва посмотрите на объект, подумайте о нем, возможно он напомнит вам о чем-то из прошлого или создаст ассоциацию, и уже после прочтите путеводитель — постарайтесь совместить личный опыт с авторской задумкой.
Саманта Адлер, помощник куратора выставки
О чем говорят израильские художники
Глобализация сказывается на понимании искусства во всем мире: появился интернет, многие границы стали открытыми, а путешествия — доступными. Все это стирает рамки между своим — национальным и чужим — иноземным, облегчает понимание между людьми и образует международный универсальный язык искусства. Оказавшись в современной галерее Лондона или Берлина, вы примерно будете понимать, о чем хотел сказать художник, вне зависимости от его национальной принадлежности. В случае с Израилем сказывается миграция: в страну приезжают люди, часто уже сформированные другой культурой.
Тем не менее, на израильских художников повлияли исторический, социальный и политический контексты. Работы «Свечения» принадлежат авторам разных возрастов и религиозных убеждений, но даже в них можно проследить несколько важных направлений.
Первое — это ритуалы и религиозные обряды, а также попытка нерелигиозной части населения принять их. Одна из работ, имеющих прямое отношение к религии, установлена у самого входа экспозиции: «Рука Фатимы» (или «хамса» — защитный амулет в форме руки, — прим. Enter) — бетонная ладонь весом почти в пятьсот килограмм, на которой ежедневно зажигают свечи. Авторство принадлежит Бену Вадлеру. Под определенным углом экспонат напоминает руку, показывающую средний палец: насмешка не над зрителем, а над религиозными суевериями. В конце зала — видео-инсталляция художника и музыканта Даниэля Кикзалиса. Он стоит на горе Скопус и аккомпанирует мусульманской молитве, доносящейся из палестинской деревни у подножья горы. Происходит странное, но гармоничное смешение традиций, звучаний и культур: кто-то увидит попытку наладить диалог между народами, а кто-то воспримет как вторжение в чужую веру.
Израильтян волнует история страны — достаточно свежая и по-прежнему малоизученная. Фильм-инсталляция Дор Гез — рассказ бабушки автора о побеге из Яффы в 1948-м, когда 90% населения города решили покинуть город из-за войны, насилия и политического давления. Об этих событиях в Израиле до сих пор знают очень мало. А чтобы не уйти в сухое исследование, автор убирает из работы все вещественное и оставляет невесомое: закат и голос за кадром.
Еще одна тема, более сложная для понимания и определения — это граница между фантазией и реальностью. «Сама идея создания Израиля, новой страны, которая станет безопасным пристанищем, местом воссоединения всех евреев, была красивой фантазией, напоминающей сказку об Эльдорадо», — рассказывает Саманта. «Но ее воплощение оказалось не таким простым, как кому-то могло показаться. Обратите внимание на работы Эйтана Бен Моше (инсталляции из лайтбоксов в центре зала, — прим. Enter): мы видим красивую картину, завораживающую, полную глубоких тонов, погружающих зрителя внутрь. Но обратная сторона инсталляции так же важна, как и фронтальная — зайдите за объект и вы обнаружите простые черные панели. Это некие порталы в мир желаний и мечт, которые в реальности оказываются пластиковыми коробками». Желание казаться чем-то другим в работах встречается не раз: инсталляция Керен Йеала-Голан на полу — тара с белой молочнообразной жидкостью, в которую проецируется видеоряд: девушка пытается нырнуть в эту массу, слиться с ней и очиститься, но из-за разницы материй и форм она не может этого сделать.
Выставка «EXTENSION. Israel: Свечения» организована при поддержке московской галереи современного искусства «Триумф» и продлится до 14 марта включительно. Экспозиция открыта ежедневно с 12:00 до 21:00. Билет для взрослого обойдется в 200 рублей, а льготный для школьников, студентов и пенсионеров — в 150.
Фото: Предоставлены ЦСК «Смена»
все материалы