«Говорит Трумен Капоте» и еще пять фильмов о писателях XX века
С 14 по 18 октября в Казани в восьмой раз пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend — региональная версия московского Beat Film Festival. В этом году показы пройдут не только в офлайн, но и в онлайн-формате. Также в рамках мероприятия ожидается образовательная программа: некоторые из фильмов будут сопровождаться лекциями.
Одна из самых ярких картин BW — «Говорит Трумен Капоте», история взлета и падения великого и противоречивого американского писателя. По просьбе Enter студент Санкт-Петербургской школы нового кино Павел Гильдебрандт составил подборку еще пяти не самых очевидных документальных фильмов о писателях XX века.
Говорит Трумен Капоте
Документальная картина о сверхпопулярном американском писателе, дерзко ворвавшимся из захолустья Алабамы в закрытые круги нью-йоркского высшего общества. Капоте — персонаж с яркой, но сложной судьбой, чей внешний образ острослова, вечного тусовщика и любимчика светских львиц сильно контрастирует (или наоборот, сочетается) с его внутренними травмами и комплексами.
Отправной точкой фильма об авторе «Завтрака у Тиффани» и «Хладнокровного убийства» становятся недавно обнаруженные записи интервью, которые соучредитель The Paris Review Джордж Плимптон провел с друзьями Капоте после его смерти. На основе этих записей режиссер Эбс Берноу и выстраивает биографию неоднозначного писателя, который, пресытившись славой и богемными тусовками, самодовольно и осознанно плюет в колодец, из которого пил всю жизнь.
Москва-Петушки
Павел Павликовский, который станет широко известен лишь после выхода оскароносной «Иды» в 2013 году, приезжает из Лондона в гипнотическую перестроечную Москву и находит там автора бессмертной поэмы «Москва-Петушки». Ерофеев уже серьезно болен раком гортани (он умрет в год выхода фильма) и поэтому разговаривает странным механическим голосом при помощи специального аппарата. Разговоры с писателем режиссер чередует с разыгранными сценами из поэмы, интерьерами подмосковных электричек и кадрами московских люмпенов. Конечно, Павликовскому можно поставить в упрек, что в фильме чересчур педалируется тема алкоголя, будто бы это единственный портал Ерофеева в вечность. Однако, ради сновидческой атмосферы, которая получается на выходе, это можно и простить.
Лавкрафт: Страх неизведанного
Крепкий и обстоятельный док о жизни и творчестве одного из родоначальников современного хоррора. Нил Гейман, Гильермо дель Торо, Джон Карпентер и другие почитатели таланта Лавкрафта рассказывают биографию писателя, слава к которому пришла уже после его смерти. Невротик, затворник и жуткий ксенофоб — образ Лавкрафта как человека здесь любопытно сочетается с мощью им написанного. Стоит заметить, что параллельно с биографией писателя в фильме хронологически анализируются его произведения — поклонникам как минимум будет интересно, а у начинающих сложится картина лавкрафтовской вселенной.
Узел. Беседы с Солженицыным
Большой русский режиссер проводит несколько дней с большим русским писателем в загородном доме в Подмосковье — чтобы создать монументальный образ автора «Архипелага ГУЛАГ», большего Сокурову не требуется. Солженицын здесь интересует режиссера скорее своими взглядами, мыслями и нынешней жизнью, нежели легендарным прошлым. В этом трехчасовом, никуда не спешащем разговоре мы очень близко подбираемся к внутреннему миру автора, тогда как его внешний мир виден лишь через несколько визуальных ландшафтов: парк, кабинет, библиотеку и комнату, в которой работает жена писателя.
История Джона Рональда Руэла Толкина
Полноценных и больших документальных фильмов об авторе вселенной Средиземья на удивление немного, тем интереснее эта находка. В классической с точки зрения формы документальной картине о Толкине с теплотой рассказывают его дети, друзья и почитатели, а закадровый текст читает культовая британская актриса Джуди Денч. Особенно интересно, что фильм вышел за пять лет до всплеска популярности писателя в связи с экранизацией «Властелина Колец, поэтому есть чувство, что нам представляется возможность познакомиться с мирами Толкина более непосредственно, на время отодвинув фигуру Питера Джексона.
102 года в сердце Европы
Удивительно, но «102 года» в названии фильма — не что иное, как возраст человека, который сидит перед нами и вполне бодро рассказывает о вселенских вещах, при этом не брезгуя сигаретой. Эрнст Юнгер — немецкий писатель, философ и офицер, человек-эпоха, обладатель какой-то необычайной жизненной силы. Он родился еще в позапрошлом столетии, прошел две мировые войны, общался с Пикассо, Селином, Кокто. Его почитателем был Адольф Гитлер, несмотря на то, что сам Юнгер к фюреру относился отрицательно и всячески избегал встреч с ним. Неторопливый разговор с писателем перебивается уникальными архивными пленками, а перед нами меньше чем за час проносится весь XX век.
все материалы