Группа Shanu выпустила первый полноформатный альбом «Taran var»
На лейбле Yummy Music вышел первый альбом группы Shanu. «Taran var», что в переводе означает «Глубокий овраг», состоит из восьми треков, включая обработки чувашских народных песен.
Как пишет сама группа, краски джаза в нем смешались с народной темой, образуя фиолетово-синий градиент как отражение неспокойных душ и умеренных амбиций. Enter публикует премьеру альбома и рассказывает, чем он привлекает внимание слушателей.
Группа Shanu образовалась в 2019 году. Ее направление отчасти определили интересы Веры Кожемановой — будущая вокалистка Shanu выросла в татаро-чувашской среде в Аксубаево и была хорошо знакома с национальной культурой. Именно она принесла пианисту Диме Лысову первые три песни, с которыми они позже выступили в «Старом рояле», а через полгода к коллективу присоединился небезызвестный барабанщик Андрей Казанцев. Кроме них над «Taran var» работали два бас-гитариста Даниэль Морено и Эльвира Аблиева и скрипач Арслан Сайфи, а с записью и мастерингом коллективу помог звукорежиссер Леонид Лабашов.
«Taran var» состоит из композиций, которые музыканты собирали в первый же год существования группы. Программа собиралась быстро, но запись альбома фактически заняла два года — за это время несколько треков пересобирали, корректируя их звучание. По словам Веры, некоторые называют музыку Shanu «димонической», потому что Дима Лысов, будучи композитором и аранжировщиком, оказывает на нее самое большое влияние.
Чувашские мотивы в обработке музыкантов звучат совсем не похоже на фольклорную музыку: зачастую «от народа» остается только тема, а то и ее вариация. Треки на альбоме скорее джазовые, чем этнические. Уже подзабывшаяся чувашами заглавная песня «Taran var», в которой очень важен ритм, зазвучала в традициях свинга; облеченная в балладную форму «Senker shel» стала похожа на «колыбельную взрослого человека», который на закате жизни грустит о ее скоротечности; в шаманической «Tevet» звучит выразительная барабанная партия, а «Urapa», несмотря на классическую скрипичную интродукцию, перерождается в джазовую композицию, ломая ритмы сложными размерами.
Больше всего музыкантам запомнилась работа над Selime — «гимн женского отомщенного самолюбования» несколько раз переписывали и вложили очень много сил и энергии, прежде чем презентовать слушателям. В итоговой версии Shanu совместили звучание органного пункта, характерного для музыки барокко, экспрессивных ритмов панк-рока и привычных для поклонников джазовых нот.
Композиторы и исполнители всегда проявляли интерес к народным песням. Это прослеживается и в классике — мы просто можем не знать, что тема в опере или симфонии может быть народной, что она не сочинена, а лишь обработана. Так, Александр Бородин дал развитие народному мотиву в «Хоре половецких девушек», который приобрел известность по всему миру и сейчас звучит в различных обработках.
Мы из тех, кто считает народную тему не музейным экспонатом, а материалом, которым можно воспользоваться и преобразовывать. Она по-прежнему является национальным достоянием, но обработка продлевает ее жизнь и освежает в памяти народа. У нас нет цели махать руками и гордо говорить, что мы оживили народные песни: мы просто берем понравившиеся темы, и если это как-то помогает культуре и привлекает интерес к языку даже не только у чуваш, это классно, но не является нашей глобальной целью. Чувашская музыка не является для нас единственным направлением — вполне возможно, что в дальнейшем мы поработаем с другими языками.
все материалы