Химия на кончиках пальцев: как наука помогает фокусникам творить «чудеса»


Открытый лекторий «Казаньоргсинтеза» снова распахнул свои двери. В этот раз спикером выступил менталист Николай Фомушин, который рассказал о взаимосвязи химии с фокусами и экстрасенсорными навыками. Лекция прошла в амфитеатре СИБУР РТ рядом с производственной территорией.

Редакция Enter делится основными тезисами лекции и рассказывает, на чем строится большинство популярных фокусов, почему не стоит доверять иллюзионистам и существует ли магия на самом деле.


Николай Фомушин

Фокусы как инструмент обучения: как работают иллюзионисты

Многие фокусы, которые кажутся нам магией, на самом деле легко объясняются с точки зрения науки. Иллюзионисты используют законы физики, химии, психологию и ловкость рук, чтобы создать эффект волшебства. Большинство якобы сверхъестественных явлений имеют рациональные объяснения.

Например, иллюзия управления металлом и популярный трюк по сгибанию вилки. На первый взгляд, она изгибается под воздействием «энергии» фокусника. На самом деле это объясняется использованием металлов с памятью формы, таких как нитинол — сплав никеля и титана, который способен изменять форму при нагреве или внешнем воздействии. Такой же трюк использовал известный иллюзионист Ури Геллер, чтобы убедить публику в своих «сверхспособностях».

Еще один яркий пример — пирокинез или управление огнем. Фокусники с XIX века используют химические вещества для создания огненных эффектов. Например, нитроцеллюлоза, из которой делается «пиробумага», позволяет воспроизводить вспышки без остатка и дыма. Этот материал изначально был изобретен химиками, но быстро нашел применение в иллюзионном искусстве, и часто упоминался в советских журналах, например, «Юном химике».

Химия как основа иллюзий

Фокусы, создающие ощущение магии, часто имеют под собой прочный фундамент химических реакций. Именно химия позволяет иллюзионистам добиваться зрелищных эффектов, таких как мгновенное воспламенение, исчезновение предметов или изменение цвета веществ. Эти реакции остаются за кулисами, а зрители видят лишь «волшебство».

Среди них выделяют самовоспламенение веществ. Смесь перманганата калия и глицерина вызывает бурную реакцию с выделением тепла. Добавление серы усиливает эффект, позволяя дистанционно поджигать свечи или бумагу.

Одним из эффектов, которые выдаются за сверхъестественные, считаются ожоги, возникающие при прикосновении к коже. Это достигается использованием токсинов, таких как яд медузы, которые вызывают сильные реакции.

Еще одним примером использования химии в фокусах выступает трюк с «очищением» воды. Сначала в воду добавляется соль мора (сульфат железа), а затем — органическая кислота, которая меняет цвет воды. Этот эффект часто используется при демонстрации ритуалов «снятия порчи».

Когнитивные ошибки: почему мы верим в магию

Когнитивные искажения приводят к ложной вере в чудеса. Люди склонны связывать события, которые происходят одновременно или последовательно, даже если между ними нет связи. Мы часто ошибочно считаем, что вероятность противоположного исхода возрастает после серии одинаковых событий — это называют ложным выводом Монте-Карло. Например, после пяти выпадений «орла» на монете кажется, что следующей выпадет «решка», хотя вероятность остается 50/50.

Люди склонны замечать только те события, которые подтверждают их ожидания, игнорируя остальную информацию. Например, экстрасенс может угадать одно или два события, и их выделяют как доказательство его «дара», а ошибки просто не учитывают.

История разоблачений: от Гарри Гудини до современных экспериментов

Разоблачение псевдонаучных феноменов на протяжении веков сочетает в себе элементы науки, скептицизма и искусства иллюзии. С момента, когда первые фокусники и медиумы начали убеждать публику в существовании сверхъестественных способностей, находились те, кто стремился выяснить, что скрывается за завесой магии. Такие усилия позволили не только раскрыть природу многих загадочных явлений, но и укрепить научный подход к исследованию реальности.

Среди ярких примеров, конечно же, — Гарри Гудини. Известный иллюзионист активно разоблачал медиумов, которые якобы общались с духами. В одном из случаев Гудини попросил медиума связаться с его матерью, но тот заговорил с ним на английском, тогда как его мать знала только немецкий.

Кстати, в России есть премия Гарри Гудини, где организаторы предлагают три миллиона рублей любому, кто докажет наличие сверхъестественных способностей. За время существования премии ни один из претендентов (а их было более 80) не смог продемонстрировать что-либо необычное в условиях научного эксперимента.

Проект Альфа (1979 год) — в рамках этого эксперимента два фокусника, Майк Эдвардс и Стив Шоу, успешно выдавали себя за экстрасенсов в течение двух лет. Они демонстрировали телекинез и телепатию, пока их не спросили, как они это делают. Ответ был прост: «Мы жульничаем».

«Битва экстрасенсов» — формат, созданный в Великобритании, получил особую популярность в России, где вышло уже более 25 сезонов. Интересно, что ни в одной другой стране шоу не имело такого успеха. Это объясняется особенностями восприятия и культурной склонностью к вере в чудеса.

Еще один яркий пример — история Ванги. Болгарская целительница стала известной благодаря легендам, хотя многие ее «предсказания» были мифами. Журналисты выяснили, что часть информации Ванга могла получать от информаторов, а деятельность женщины способствовала значительному доходу для страны.

Как разоблачить иллюзионистов

Если вдруг вы оказались перед иллюзионистом и вам хочется его разоблачить, в первую очередь, обратите внимание на детали. Если во время фокуса выделяется дым, появляется необычный запах или происходят резкие изменения цвета, это, скорее всего, результат химической реакции. Например, появление яркого пламени может быть связано с использованием порошков, таких как магний или алюминий, которые дают интенсивное свечение при горении. А изменение цвета жидкости часто объясняется использованием химических индикаторов вроде фенолфталеина, который становится ярко-розовым в щелочной среде.

Кроме того, многие иллюзионисты используют заранее подготовленные реагенты, чтобы произвести эффектный результат. Так, «исчезающие» чернила делаются на основе аммиака, который испаряется, оставляя поверхность чистой. А трюки с самовоспламеняющимися предметами часто выполняются с помощью перманганата калия, который воспламеняется при смешивании с глицерином.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Предоставлены «Казаньоргсинтезом»

Смотреть
все материалы