«Игра престолов» и психология: Дейнерис и Серсея через призму теории Юнга


Начало заключительного сезона культового сериала по романам Джорджа Р. Р. Мартина — отличный повод, чтобы разобраться в сложных образах героев и их взаимоотношениях. В «Альпине Паблишер» к премьере вышла книга «”Игра престолов” и психология: Душа темна и полна ужасов» под редакцией Трэвиса Лэнгли. В ней автор вместе с психологами разбирает, что привлекает фанатов саги и откуда берется та или иная манера поведения.

С разрешения издательства Enter публикует отрывок «Добрая мать и ужасная мать. Дейнерис и Серсея как два проявления юнгианского архетипа Великой Матери». Книгу можно купить онлайн на сайт издательства.


Мать — одно это слово вызывает почти инстинктивный отклик эмоционально насыщенных воспоминаний, образов и ощущений. Естественно, сразу можно подумать о своей матери, но концепция матери способна пробудить ассоциации с любой женской фигурой: бабушкой, няней, королевой или кхалиси. Неудивительно, что тема матери занимает важное место в психологических исследованиях. Вступительная фраза «Расскажите мне о вашей матери», часто приписываемая Фрейду, стала распространенным клише в расхожих представлениях о психотерапии — и совсем не зря. Взаимоотношения индивида с матерью, несомненно, играют фундаментальную роль в развитии личности. Карл Юнг, швейцарский психиатр и основатель аналитической психологии, считал, что человека формирует не только реальная персона его матери, но и архетипическая концепция, истоки которой лежат за пределами индивидуальной памяти. Юнг назвал ее Великой Матерью. В сериале и книгах Дейнерис Таргариен и Серсея Ланнистер — образцовый пример воплощения архетипа Великой Матери в ее крайних проявлениях.

Что такое архетип?

Юнг описал архетипы как универсальные проявления определенных паттернов поведения, мышления и чувства — паттернов, действующих в рамках человеческой психики и предположительно повторяющихся в человеческом опыте с начала времен. Согласно Юнгу, такие феномены, как мать, отец, жизнь и смерть, архетипичны и существуют в коллективном бессознательном. Хотя безграничный массив архетипов принципиально не может быть постигнут в полном объеме, они часто всплывают в нашем сознании как образы, знаки или символы, которые нас ограничивают, направляют и воздействуют на нас. Важными компонентами архетипа являются его динамика и символизм. Динамика (воздействие) архетипа относится к внутренним откликам, которые человек может испытать, столкнувшись с архетипом. Положительные и отрицательные эмоции, фантазии и проекции — все это часть динамической силы архетипа. Юнг говорил, что динамический аспект архетипа проявляется как в бессознательном, так и в сознании. Однако, чтобы сознание могло обработать динамический отклик, ему должен сопутствовать образ. Выражение архетипа в образе представляет собой символический компонент архетипа. Таким образом, Великая Мать может рассматриваться как образ или символ, соотнесенный с внутренним проявлением архетипа, описание которого в отсутствие образа невозможно.

Хотя в Вестеросе не используют термин «архетип», там явно известно его основное значение. Ведущая религия Семи Королевств — вера в Семерых богов, которые на самом деле суть семь ликов или аспектов единого божества. Эти семь ликов отражают архетипические проявления человеческого опыта: Отец, Матерь, Дева, Старица, Воин, Кузнец и Неведомый. Как и верующие Южного Вестероса, Юнг полагал, что такой набор символических фигур может служить мощным средством выражения и понимания глубины, сложности и тайны человеческого опыта.

Великая Мать

Увлечение Юнга концепцией Великой Матери, которую он рассматривал в ряде своих работ, отчасти обусловлено тем, насколько глубоко человеческий опыт связан именно с этим архетипом. Действительно, опыт феноменов матери и материнства поистине бесконечен. Юнг пришел к выводу, что архетип Великой Матери объединяет весь комплекс понятий, связанных с материнством, и «должен был проявляться бесчисленное количество раз в истории умственного развития человека». Известные нам рисунки первобытных людей изображают Великую Мать как божественное воздействие природы, овеществленное в таких символах, как деревья, плоды и плодородная почва. Образы Великой Матери менялись в процессе эволюции человеческого сознания, пока не приняли более привычную нам форму антропоморфного божества. Хотя символическое представление Великой Матери варьируется в разных культурах и в различные исторические моменты, динамика архетипа и присущие ему внутренние противоположности остаются прежними.

Самым заметным аспектом Великой Матери и, возможно, причиной ее постоянного влияния на человечество является двойственность ее природы. Ее составляют неразрывно связанные противоборствующие силы — добро и зло. Тайна Великой Матери заключается в ее двойственности: она — любящая и заботливая мать, которая в то же время пожирает и разрушает. Эта двойственность вдохновила Юнга описать архетип как «любящую и ужасную мать». Две самые яркие женские фигуры, сражающиеся за Железный трон, — любящая Дейнерис Таргариен и ужасная Серсея Ланнистер — прекрасно иллюстрируют противоположные грани архетипа Великой Матери.

Любящая мать

Во многих отношениях Дейнерис Таргариен воплощает все качества доброй и любящей матери. Юнг говорил, что благоприятные и положительные составляющие Великой Матери связаны с такими качествами, как «материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума… все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию».

Вначале Дейнерис более похожа на Деву, чем на Мать. В первых эпизодах сериала она предстает юной чистосердечной девушкой, с которой жестоко обращается и которой манипулирует брат. Неопытная и покорная, она вступает в организованный братом брак с кхалом Дрого. Ее восхождение к статусу матери начинается тогда, когда она осознает свою сексуальную силу. Вскоре она беременеет, и ее статус матери закрепляется.

Представление Юнга о духовной и интуитивной мудрости женственности, названной им «магическая власть», воплощается в дотракийской церемонии, которую проходит беременная Дейнерис. В окружении овдовевших матерей племени, имеющих высокое положение провидиц, кхалиси съедает сырое сердце жеребца и обретает эту магическую власть. Когда жертвенная кровь стекает по ее лицу и чреву, в котором пребывает ребенок, Дейнерис становится любящей стороной архетипа Великой Матери.

Этот архетип связан с циклом рождения, смерти и возрождения. Когда умирает кхал Дрого и погибает, не родившись, их сын, Дейнерис ступает в пламя погребального костра мужа. Огонь сам по себе часто рассматривается как символ духовной трансформации. Выйдя из пламени преображенной и возрожденной в качестве истинного воплощения любящей и доброй матери, Дейнерис больше не является матерью сына кхала. Она становится матерью трех драконов и своего народа. Теперь она божественная мать.

Любящая мать, согласно Юнгу, хранит и защищает своих детей, заботясь о них и удовлетворяя их потребности. Все эти качества есть в Дейнерис. С терпением и любовью, которая не требует ничего взамен, она учит своих непослушных драконов управлять огненным дыханием, чтобы приготовить мясо. Ее преданность драконам и стремление их защищать непоколебимы. Когда драконов крадут, она настаивает на спасении крылатых детей, несмотря ни на чьи предупреждения.

Вскоре Дейнерис обретает черты божественной матери своего народа. Этот аспект архетипа включает покровительство и защиту, которые распространяются особенно на людей, страдающих от притеснений со стороны богатых и могущественных. Став свидетельницей жестоких и бесчеловечных действий, потрясенная Дейнерис освобождает Безупречных, которые затем клянутся ей в верности; заботится о тех, кто на пороге смерти, — предлагает умирающему рабу глоток воды; чтит замученных — велит надлежащим образом похоронить тела распятых детей-рабов. Толпы начинают скандировать «Миса!», что значит «мать».

Ужасная мать

В юнгианской психологии свет не может существовать без тьмы, равно как наслаждение не может существовать без боли. Аналогичным образом добрые матери могут быть лучше поняты в сравнении со злыми матерями. Во многих отношениях Серсея Ланнистер воплощает все качества злой, ужасной матери. Юнг описывает негативные стороны Великой Матери как означающие «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых». Она поглощает, искушает и отравляет все живое, с чем сталкивается, она вселяет ужас и «неизбежна, как судьба». Для психолога Эриха Нойманна ужасная мать — «голодная земля, которая пожирает своих детей и питается их трупами». Злое начало Серсеи проявляется в ней еще в детстве, задолго до того, как она становится матерью. Тирион вспоминает, как в девять лет Серсея приказала жестоко избить девушку-служанку за кражу ожерелья — безжалостный поступок, который закладывает почву для дальнейшего зла.

Кровосмесительная связь с братом — еще один аспект ужасной матери, воплощенный в Серсее. Ее отношения с Джейме погружены во тьму: чудовищная тайна не должна раскрыться, и она не может рисковать. Да, это Джейме выкидывает Брана из окна, но он делает это по настоянию Серсеи. Ужасная мать обладает столь сильной властью, что тех, кто сталкивается с ней, ждут лишь смерть, увечья и болезни — ее разрушительная мощь превосходит все и всех. Когда волчица Арьи защищает девочку от Джоффри, Серсея требует смерти зверя. А когда его не могут найти, Серсея велит убить ни в чем не повинную волчицу Сансы. Ей безразлично, какой лютоволк в действительности укусил ее сына, ее подлинная цель — уничтожение и смерть. Чтобы навредить своему брату Тириону, Серсея устраивает похищение его любовницы Шаи, которую жестоко избивают.

Для ужасной матери любовь означает слабость. Серсея признает, что чувствует отвращение к любви, которую ей довелось испытать. Она предупреждает Сансу: «Чем больше людей ты любишь, тем ты слабее. Ты сделаешь ради них то, чего тебе явно не следует делать. Ты будешь совершать глупости ради их счастья, ради их безопасности. Не люби никого, кроме своих детей. В этом у матери все равно нет выбора». Для ужасной матери любовь не есть благословение; скорее, это помеха, стоящая на пути к абсолютной власти.

Единство противоположностей

Юнг пришел к выводу, что путь к психическому здоровью требует целостности, в которой ни один аспект своей личности не оставлен без внимания. Внутренний конфликт возникает, когда какие-то стороны архетипа игнорируются или подавляются. Решение, утверждает Юнг, заключается в объединении противоположностей. Чтобы достичь целостности, тьма должна принять свет, а свет — тьму. Каждая из женщин иногда проявляет проблески своей противоположности — того, что можно считать отрицаемым аспектом Великой Матери. Однако ни Дейнерис, ни Серсея в полной мере не демонстрируют «объединенную дуальность», которую Юнг рассматривает как необходимое условие психического здоровья. Как в символе инь-ян, в каждой из женщин присутствует часть ее противоположности.

Серсея на краткий миг проявляет сострадание, свойственное любящей матери, когда посещает Кейтилин Старк, чтобы выразить соболезнования по поводу увечья Брана. Со слезами на глазах — возможно, от горя, а возможно, от раскаяния — она рассказывает историю смерти своего первенца. Безусловная преданность и верность любящей матери видна в ее отношении к дочери, юной Мирцелле, особенно когда Серсея убита горем из-за ее предстоящего замужества. Несмотря на эти порывы, нежность Серсеи мимолетна. Она не может интегрировать аспекты хорошей матери в свою личность и, соответственно, не способна обрести целостность.

Так же и в Дейнерис проступают признаки ужасной матери. Она способна быть мстительной и беспощадной — особенно к тем, кто нанес вред ее близким. За гибель Дрого и их нерожденного сына Дейнерис расплачивается со знахаркой, что использовала магию крови. Ее привязывают к погребальному костру кхала, и Дейнерис с угрюмым удовлетворением наблюдает, как та кричит, сгорая заживо. Здесь воочию видны тьма и разрушительность, которые Юнг связывает с ипостасью ужасной матери. В отличие от Серсеи, Дейнерис готова понять и принять свою противоположность как часть себя. Принятие доброй матерью некоторых свойств ужасной матери — это именно то, что Юнг полагал непременной составляющей пути к психической целостности и объединенной дуальности.

Изображения: Рената Фогель 

Смотреть
все материалы