Как понимать выставку «Хроника цветущих событий» в «Смене»


В Центре современной культуры «Смена» открылась выставка «Хроника цветущих событий», подготовленная московской галереей «Триумф» и нижегородской студией «Тихая». Проект-путеводитель показывает разные грани художественной жизни Нижнего Новгорода в двух пространствах — выставочном зале и новой «Смена Галерее».

Редакция Enter углубилась в изучение уличного искусства Нижнего Новгорода, чтобы рассказать об его истории и особенностях. Для этого мы поговорили с основателем «Тихой» Артёмом Филатовым, автором книги «Энциклопедия уличного искусства» Никитой Nomerz, соавтором журнала об истории граффити-культуры в Нижнем Новгороде Никитой Этогде и другими участниками выставки.


Уличное искусство в Нижнем Новгороде стало появляться в 1980-е благодаря крупному брейк-данс-фестивалю. Частью его визуальной эстетики были граффити, которые только начинали проникать в страну, и так в городе оказались первые советские райтеры. Локальные артисты и целые команды возникли под их влиянием уже позже, в середине 1990-х. По сравнению с другими городами сцена развивалась медленно, но симметрично тенденциям: художники предпочитали пустые пространства и бетонные стены и старались создать вау-эффект с помощью недорогих материалов. Как вспоминает художник Никита Этогде, изначально в Нижнем Новгороде и во многих городах России была мода на райтинг — «аккуратное детализированное рисование»: каждый подросток хотел нарисовать что-то реалистичное, напоминающее графический дизайн. Какое-то время Нижний негласно считался городом таких райтеров, но сейчас подобных работ почти нет.

Как и везде в то время, граффити было «хулиганским» занятием, идущим вразрез со всякими правилами, но в нулевые уличные художники вступили с городом в глубокий диалог. Фоном для этого были руины исторического центра с купеческими кварталами: одни дома частично или полностью опустели, другие сильно пострадали в пожарах, третьи и вовсе снесли. Такая «перепланировка» создала «островки», где все еще царил дух старого города, но как бы активисты ни боролись за отдельные здания, вопрос их реставрации и использования подвис.

Для художников эти территории стали новым полем для высказывания. У них не было цели «спасать» исторический Нижний: скорее, они воспользовались все теми же пустыми огромными пространствами, откуда их никто не будет гнать — по крайней мере, сразу. По словам художника, документалиста и исследователя Никиты Nomerz, это стало элементом подсвечивания проблемных уголков городской среды и открывало локации и маршруты: «Порой вокруг возникновения работы может начинаться некоторая маленькая жизнь».

Как рассказывается в «Краткой истории нижегородского уличного искусства», в середине 2010-х стрит-арту удалось зафиксировать баланс между собственной визуально-смысловой парадигмой и развалинами, а важной частью стратегии многих авторов стала работа с понятием «дом». Благодаря сотрудничеству с жителями руинированной части, которые охотно делились историями, из пустот произрастали краеведческие сюжеты, судьбы людей и социальные конфликты — получился своего рода «распределенный музей», в котором историческая память обрела предметную материальность. Как раз подчеркнутая локальность отличает уличное искусство Нижнего Новгорода от всех других городов России.

Фестивальная практика

В 2014 году художник, основатель и руководитель студии «Тихая» Артём Филатов придумал фестиваль «Новый Город»: через open call жители исторических зданий предлагали свои дома как пространства для произведений, делились историями и документами и помогали художникам. Личные истории перерастали в публичные — к ним потянулись сначала другие горожане, а потом СМИ и туристы. Через год Дмитрий Степанов снял документальный фильм о жителях исторической застройки Нижнего Новгорода, а в 2016 году фестиваль включил в свою структуру параллельную программу с экскурсиями и дискуссиями.

Художник Никита Этогде распространил идею работы с пространством на Артёмовские луга — один из последних сохранившихся участков естественной Волжской поймы. Активисты посвятили территории научно-популярный проект, чтобы воспрепятствовать застройке, и Никите показалось важным привлечь к проблеме больше внимания. Так в 2022 году зародился экофестиваль «АртЛуга», в программу которого был включен в том числе ленд-арт.

Еще одна важная точка в истории уличного искусства Нижнего Новгорода — знаменитый фестиваль «Место» Никиты Nomerz, возникший вокруг презентации его документального фильма «В открытую». Событие было посвящено исследованию уличного искусства в России в целом: Nomerz привез участников фильма, организовал создание уличных объектов, а затем появилась идея устроить образовательную часть. После успешного первого года фестиваль решили продолжить — и с тех пор по Нижнему появилось порядка 300 новых объектов от авторов из России и других стран. В 2022 году фестиваль полностью сконцентрировался на локальной сцене: работы вновь стали делать без согласования, поэтому масштабы уменьшились.

Последние годы нижегородские художники, представленные на выставке в «Смене», все чаще уходят с улиц в студии и мастерские. Никита Этогде связывает это с угасающей «модой» на быстрые интервенции в городскую среду, хотя периодически в городе появляется что-то новое. Другой важный фактор — прямая ассоциация Нижнего Новгорода с уличным искусством: когда одним направлением занимаются многие, интерес создавать что-то новое в этом поле угасает.

Команда «Места» организовала открытую мастерскую для работ студийного формата художников «уличной волны», которые не только занимаются стрит-артом, но и работают с холстами, графикой и объектами. Коллекция их произведений вошла в фонд фестиваля, и в этом году планируется выставка как продолжение практики мастерских.

Семь ярких работ на выставке в «Смене»

Хрусталь

Никита Nomerz

Никита создал работу «Хрусталь» на дверях заброшенного здания в центре Нижнего Новгорода в 2020 году. Хрустальная ваза на ней символизирует одновременно хрупкость мира в период пандемии, ранимость старинной архитектуры города и недолговечность уличного искусства, которое может быть в любой момент дополнено или закрашено. Подтвердив его идею, вскоре вандалы написали поверх вазы сообщение «Я этого не понимаю», и тогда Никита решил не реставрировать работу, а видоизменить ее, пустив по «Хрусталю» трещины как следствие вторжения.

Спустя год работа стала обрастать тегами и объявлениями, а потом ее вовсе закрасили серым прямоугольником — и это «разбило» вазу в ее третьей версии. Когда закрасили и ее, на том же месте Никита не стал возвращать «Хрусталь», а заменил его на образ суперклея как надежду на то, что найдутся способы склеить этот хрупкий мир. Еще через год работу закрасили снова — в 2023 году на том же самом месте Никита изобразил уже скрученный тюбика, в котором почти не осталось клея и надежды.

Вокруг такой контекст, что подтекст не требуется

Синий Карандаш

Творческий псевдоним художника отражает его стиль: он часто пользовался синим карандашом Koh-i-Noor Hardtmuth в обычной жизни, а затем вышел с привычным инструментом в публичное пространство. Синий цвет грифеля делает надписи заметными на фоне стандартных черных тегов, сообщений в рекламе и объявлений.

По словам художника, синий карандаш изначально заряжен на надписи как форму быстрого взаимодействия с легко считываемым посланием — зритель попадает в ситуацию, где реакция часто происходит сама собой. «Практика синего карандаша — не только про искусство. Иногда она про городские проблемы, иногда — про конкретное пространство, где расположено произведение, иногда это личные записки для других жителей города знакомых и незнакомых. Образ рождается из слова. Место становится речью», — рассказывает он.

Сообщение и пространство у Синего Карандаша взаимосвязаны: либо пространство обнаруживает себя в высказывании, либо текст накладывается на контекст. Художник уважает историю мест и принципиально не размещает работы на памятниках, значимых объектах и на природе, а при выборе локации ориентируется на внутреннее ощущение уместности и саму возможность выполнить работу. Например, на Казанском Кремле не напишешь, но на открытках с туристическими видами Кремля вполне можно.

Трехметровая работа «Вокруг такой контекст, что подтекст не требуется» появилась в ходе размышлений над участием в групповой выставке в парке Зарядье. Автор подумал, что хочет сказать Москве в 2021 году в самом ее сосредоточении и придумал формулировку, которая отражает усиливающееся состояние «зависшести»: с одной стороны, всей понятности, а с другой — всей необъяснимости происходящего с нами сегодня.

Высвобождение

Лев Кайс

«Высвобождение» — первая масштабная стрит-арт работа Льва Кайса, которая появилась благодаря фестивалю уличного искусства «Место». Из-за подавленности в феврале 2022 года open call он пропустил, но организаторы дали художнику возможность запрыгнуть в последний вагон. В основу работы как раз легли мысли и ощущения от переживаемых событий.

К четвертому году творческой деятельности Кайс понял, что птицы и крылья бессознательно вписаны в ДНК его авторского стиля: пернатые присутствовали в первых работах и появляются до сих пор. Для Кайса они — символ свободы, об ограничениях которой он здесь размышляет.

После одобрения заявки на участие в фестивале художник пошел искать подходящий объект для осуществления идеи и нашел «нужное» здание на Обозной. По этой улице прежде Кайс ходил в университет, но никогда не останавливался рассмотреть постройки. Изображение на крыше другого нижегородского художника расположился на объекте еще раньше — получился интересный диалог.

Лодка

Никита Этогде и Никита Мера

Главный мотиватор работать на улице для Никиты Этогде — любовь к городу: он до сих пор часто ходит по дворам и нацелен пройти в Нижнем все улицы. Часто на создание произведений его вдохновляют найденные места, и в этом году Никита планирует поработать с несколькими из своего списка. Улица привлекает художника возможностями пространства, потому что в студийной работе достичь объемного эффекта получается не всегда.

«Лодка» появилась как раз на одном из случайно найденных объектов на Артёмовских лугах. Гуляя по территории, он наткнулся на опустевшую деревню с рыбацкими и охотничьими домиками. Несмотря на их заброшенный вид, на всякий случай Никита расклеил на них объявления с телефоном и именем, чтобы получить разрешение. Хозяин выбранного здания позвонил ему последним и разрешил нарисовать что угодно.

Идей у Никиты Этогде было много, но так как он параллельно курировал создание арт-объектов на фестивале «АртЛуга», времени почти не оставалось. Тогда он решил совместить свой образ с задумкой художника Никиты Мера: так на фасаде появилась растительность и лодка, вписанные в контекст среды.

Барахолка

ТОЙ

Все проекты дуэта уличных художников Севы и Ерора обращаются к публичным пространствам: от стрит-арта до студийных вещей, связанных с социальными действиями. В их произведения «втягиваются» части современной народной культуры, традиции и фольклор.

В основном команда «ТОЙ» занимается живописью, но здесь решила переключиться на создание объектов независимо друг от друга. Это привело к идее барахолки как пространства с россыпью предметов, объединенных собственной выдуманной историей. У Севы и Ерора не было задачи реконструировать «блошку» буквально: под рынком здесь подразумевается разнообразие вещей, неудобный процесс поиска и восторг от обнаружения чего-то.

Для выставки создали около сотни отдельных объектов. Некоторые вещи действительно купили на барахолке и переделали, часть купили на «Авито», а еще часть нашли на улице. Получилось, будто блошиный рынок перенесся в помещение и обрел новый вид.

Окно

Андрей Оленев

Оленев стал известным в середине 2010-х годов благодаря масштабным росписям на старых деревянных домах в историческом центре Нижнего Новгорода. В работах художник часто сопоставляет домашнее и уличное, городское и природное и прослеживает связь между ними. Большое значение для его творчества имеет работа со светом: кроме того, что он присутствует в живописи, художник создает лайтбоксы небольшого формата. «Окно» тоже демонстрирует эти особенности стиля.

Оно создано для персональной живописной выставки «Второстепенный герой» в Нижнем Новгороде. На ней была представлена серия работ с персонажем-великаном, который проявляет заботу о городе: поливает деревья, зажигает свет в окнах и благоустраивает его в мистическом смысле. Второстепенным он назван потому, что за ним стоит главенствующая сила города как огромного живого организма — герой выступает посредником между ним и жителями. Одновременно персонаж стал собирательным образом горожан, которые бережно относятся к пространству и окутывают его душевной теплотой. Объекты и анимация дополняли живопись и символизировали личные вещи героя, будто бы зритель пришел к нему домой.

Старый советский уличный фонарь художник купил на «Авито», отреставрировал и превратил в светильник-лайтбокс. Внутри него — окно, взятое с нижегородских центральных улиц. За счет такой интеграции обезличенный городской свет превращается в уютный, приближенный к домашнему очагу.

Горький опыт

Артём Филатов

Объекты, инсталляции и кураторские проекты Артёма построены на взаимодействии с нижегородской историей и культурным ландшафтом. В комплексных проектах он программирует модели взаимодействия со зрителями. Самая известная его работа — Сад имени. Общественный мемориальный комплекс во внутреннем дворе крематория он создал вместе с Алексеем Корси: их проект касается страха смерти, а в качестве инструмента избавления от боязни используется сближение с предметом страха.

«Горький опыт» меньше известен за пределами Нижнего Новгорода, но тоже достоен внимания. Совместная работа с Иваном Серым планировалась как часть паблик-арт программы в московском парке Горького: предполагалось, что сначала произведение окажется в Москве, а затем переедет в Нижний. Раньше этот город назывался Горьким, и имя писателя прослеживается всюду. Филатов обратил внимание на неоднозначность его фигуры: в своем искусстве и общественной деятельности Горький пытался достичь гуманистических целей, но многие его действия противоречили постулатам и даже несли за собой некий вред.

Будка по продаже билетов на культурные события попала в наш мир из параллельной вселенной писателя. Через афиши на окнах прямо или иносказательно отображена биография Горького и заметки о нем: отношения писателя с крестьянством, организованные им елки для сирот, кафе «Столбы», материалы из «Клинического архива гениальности и одаренности», идеи богостроительства, очерки о Соловках и джазе. Конечно, билеты никогда здесь не продавались — кассир ушел всего на несколько минут, а на самом деле навсегда.

Текст: Анастасия Тонконог
Фото: с выставки в «Смене» — Даниил Шведов; «Лодка» — «АртЛуга» во «ВКонтакте»; «Горький опыт» — архив Института развития городской среды Нижегородской области; «Высвобождение» — Илья Большаков; «Хрусталь» — Никита Nomerz

Смотреть
все материалы