Как проходит резиденция OneBeat Russia в Свияжске
С 11 по 15 июня в Свияжске проходит музыкальная резиденция OneBeat Russia. Она организована в рамках американского проекта OneBeat, который в 2016 году впервые прошел за пределами США — в Стамбуле, став международным.
Enter отправился в Свияжск, чтобы пообщаться с участниками резиденции и узнать, сложно ли сочинять музыку нескольким разноплановым артистам, готова ли Россия к таким экспериментам, что такое саунд-пейнтинг и как с его помощью можно вовлекать зрителей в создание треков.
Проект OneBeat существует шесть лет, и за это время появилась сеть из социально-активных музыкальных деятелей. Резиденция была основана организацией Bang on a Can’s Found Sound Nation, целью которой стало создание оригинальной музыки как формы межкультурной (или международной) коммуникации. В проекте участвуют девять музыкантов из США и России, некоторые из них стояли у истоков этого фестиваля. Темой резиденции в этом году стало переосмысление произведения Игоря Стравинского «История солдата» в музыкальной и танцевальной форме. В рамках программы участники сочиняют электронную музыку и совмещают композиции с танцевальной постановкой.
OneBeat Russia длится три недели: начало было положено в Суздале, затем ее участники отправились в Татарстан. Последнюю неделю коллективы проведут в Москве. В течение четырех дней пребывания в Татарстане участники готовили музыкальные электронные композиции по заданной теме и, совместно с танцорами из коллектива PoemaTheatre, под руководством Владимира Ермаченкова, создавали большой танцевально-музыкальный перфоманс.
Антон Сергеев, организатор,
электронный музыкант Maskeliade из Москвы
Программа OneBeat запустилась в 2012 году, и мне посчастливилось оказаться первым участником из России. Этот проект изменил мою жизнь, дав мне понять, кем я хочу быть. После завершения программы наше общение не закончилось — мы сделали уличную студию в Швейцарии, а в прошлом году ребята предложили создать выездную резиденцию в России, на что я охотно согласился. Мы уже провели неделю в Суздале, и там нас приняли очень тепло — на главном концерте был аншлаг. Целью программы является получение счастья и возможность делиться этим счастьем с другими. Любое творчество — это продолжение тебя, выражение самых личных и важных вещей в твоей жизни. Во время такого процесса ты и становишься человеком, на самом деле. И в рамках этой программы все участники вращаются в этой орбитальной системе, притягиваясь друг к другу через музыкальную гравитацию. Не зная языков других стран, мы всегда можем общаться на самом древнем языке, который вне времени — на музыкальном. Именно с помощью него OneBeat общается со всеми, создает новые палитры и стили, расширяя для каждого из участников и слушателей свой внутренний мир. Невероятно искреннее комьюнити этого проекта становится мостиком к новому миру, который в реальности открывает глаза на всех нас, избавляя от предрассудков и стереотипов.
Джереми Тал, основатель резиденции в США
Мы загорелись идеей создать этот фестиваль в 2012 году, и за эти пять лет количество стран-участников, из которых приезжают музыканты, достигло 40. Кроме этого, мы хотели, чтобы этот проект стал интернациональным. Тогда появилась идея провести OneBeat в одной из стран. В прошлом году резиденция впервые прошла не в Штатах, а в Турции — в Стамбуле. Я не знаю, почему мы решили в этот раз привезти OneBeat в Россию, наверное, после моего визита сюда в прошлом году. Между странами иногда возникают разногласия, но нам нужно наладить отношения между людьми — каждый заинтересован в этом. Особенность программы в России в том, что вместе с музыкантами участвуют еще и танцоры, и мы вместе делаем ремейк на «Историю солдата» Стравинского. У нас уже были выступления в Суздале, которые показали, как они отлично взаимодействуют между собой — это один универсальный язык, на котором могут разговаривать абсолютно все. Мы создаем экспериментальную музыку совершенно разных стилей, что иногда звучит довольно странно, но захватывающе.
Музыканты, чувствуя дух объединения, делают что-то совершенно новое. К тому же, это хороший шанс создать действительно необычные треки. Я думаю, что танцы и музыка сосуществовали вместе со времен появления человечества, поэтому сложно представить человека, танцующего без музыки и наоборот. В случае с OneBeat дела обстоят еще интереснее, потому что выстраивается своеобразный диалог, который становится интересным испытанием для артистов.
Акил Чарльтон, МС и продюсер из Чикаго
Я электронный музыкант и рэпер. Для меня рэп — это родной язык, поэтому он как жанр отлично вписывается в то, что сейчас здесь происходит. Я начал заниматься рэпом, когда мне исполнилось 16, и я до сих пор состою в двух музыкальных группах, но электронная музыка — это то, на чем я вырос. Когда я впервые встретился с Антоном [Maskeliade], он показал мне, как использовать драм-машину — это стало для меня отличной возможностью совершенствоваться как электронный музыкант, добавлять что-то в новое в рэп и работать самостоятельно. Если говорить о моем музыкальном опыте вне резиденции, то когда я только начал увлекаться рэпом, то создавал что-то классическое. Однако через некоторое время я начал писать стихи, и это дало мне осознание силы слова и увеличение лексического запаса. Кроме того, лирика помогла мне структурировать тексты. Потом на протяжении пяти лет, когда я был музыкантом в группе, я начал писать электронную музыку и на данный момент записываю уже второй альбом вместе с продюсером. Здесь же, на резиденции, мы полностью импровизируем, и я стараюсь использовать все свои навыки. Я хочу совершенствоваться в вокале, клавишных инструментах, продолжать записывать новые альбомы и поехать в тур.
Эдуардо Валенсия, перкуссионист из Южной Калифорнии
Эта резиденция объединяет музыкантов вокруг музыкальной культуры, чтобы они сочиняли и записывали новые композиции и создавали то, что можно представить миру. Российской аудитории присуще открытое сознание, поэтому они готовы воспринимать что-то необычное и новое в музыке Одно из ключевых способов коммуницирования для нас — это саунд-пейнтинг — жестовая знаковая система для импровизационной композиции, которую используют музыканты, танцовщики, актеры, поэты и художники. Она включает в себя множество знаков, которые подаются руководителем коллектива. Любой жест указывает на вид действия, которое исполнители должны произвести. Резиденция помогает создавать музыку вдали от дома, что позволяет ни на что не отвлекаться. На мой взгляд, музыканты точно готовы к такому виду создания искусства. Каждый из нас помогает друг другу, несмотря на то, что все мы говорим на разных языках. И в то же время мы можем обмениваться идеями, поэтому самое сложное — создавать что-то новое в таких экстремальных условиях без времени на отдых. Но мы должны быть сильными, чтобы пройти это испытание. Основная цель этого проекта — научиться чему-то большему, чем музыка, завести новых друзей и преодолеть все культурные барьеры.
Александр Сереченко, экспериментальный импровизатор из Москвы
Я в первый раз участвую в подобной резиденции и на самом деле испытываю восторг. Моей личной проблемой стал недостаток опыта, но, с другой стороны, именно для получения этого опыта я сюда и приехал. В более глобальном плане мне хотелось бы добиться результатов, которые могли бы смотивировать кого-то на культурную активность. Самое лучшее в нашем сформировавшемся коллективе то, что все мы представляем разные жанровые направления, потому что на самом деле плохо сочетаются как раз те, кто играет в одном жанре. Я считаю, что подобные проекты нужны не только музыкантам и танцорам, но и аудитории. Например, в Суздале мы создали перфоманс, который был направлен на слушателей: посредством саунд-пейтинга зрители вовлекались в процесс вместе с исполнителями и начинали понимать, что происходит. Пришедшие также могут выбрать сэмплы, которые я проигрываю на саксофоне, превращая одного меня в 30 версий меня, и привлекая их к созданию музыкального произведения на лету. На данный момент я активный участник двух музыкальных лейблов и недавно мы с группой выпустили альбом, который редакция издания Colta включила в топ маст-хэвов мая, чему мы очень рады. В России очень не хватает умения самовыражаться, а данная резиденция предоставляет для этого хорошую возможность. Также очень важно перенимать опыт у наших коллег из США.
Дарьяна Антипова, фольклорная исполнительница,
участница этно-группы из Красноярска
В этом году для работы нам придумали тему с переосмыслением сюжета «Истории солдата», и каждый день абсолютно разные участники что-то придумывают. Кроме этого, у нас постоянно проходят тренинги на снятие психологических барьеров, так как в начале было очень сложно. Сейчас у нас очень непростая неделя, а вдвойне тяжелее играть с музыкантами, с которыми в обычной жизни ты бы даже и не подумал создавать совместные произведения. Организаторы специально выбрали абсолютно разных социально-активных людей, чтобы в результате получились необычные коллективы. Кроме того, в этом году на резиденции есть танцоры, к которым мне было сложно привыкнуть. Во время репетиций они очень странно двигаются, например, «растекаются» по полу или полчаса перелезают друг через друга. При этом, нам нужно работать вместе с ними, создавая какую-то общую композицию. Для нашей страны это выглядит очень непривычно, потому что все мы привыкли к классике. Даже мне теперь хочется немного отойти от электроники, которая здесь повсюду, и бегать по траве с балалайкой. Все музыканты становятся большой семьей, начинают путешествовать вместе, годами поддерживая отношения и создавая что-то уникальное. После этого проекта музыканты возвращаются в свою родную стихию и совмещают ее с какими-то, на первый взгляд безумными, но работающими идеями.
Резиденция в Свияжске закончится 15 июня, а на следующий день участники приедут в Казань и выступят со своими программами на нескольких площадках: 16 июня в творческой лаборатории «Угол» пройдет коллаборация с местными музыкантами, в ходе которой девять исполнителей будут импровизировать на народных инструментах в симбиозе с электронной музыкой. 17 июня состоится финальный концерт по итогам резиденции в ЦСК «Смена» и в тот же вечер в баре «Соль» резиденты OneBeat выступят в качестве диджеев. Программа завершится 25 июня в Москве, где музыканты исполнят свою версию «Истории солдата» в пространстве «Граунд Ходынка».
Фото: Артем Дергунов
все материалы