Как в «Прометее» прямо сейчас исследуют звуки запахов, цвет музыки и ощущения света
До конца августа в Фонде «Прометей» проходит лаборатория по исследованию феномена синестезии. Жителям Казани предлагают пройти анкетирование и узнать, способны ли они видеть звук, слышать запах и ощущать цвета текстур.
Редакция Enter сходила в лабораторию и поговорила с руководителем проектов коллектива «Прометей» Анастасией Максимовой. Рассказываем, в чем смысл экспериментов и почему стоит записаться на ближайшие сеансы.
Что такое синестезия
Синестезия — нейрологический феномен, который исследуется еще с XIX века. В то время люди, обращаясь за медицинской помощью, отмечали, что при стимуляции одного органа чувств получают дополнительные соощущения. Сначала ученые считали это патологией — и на самом деле такие реакции могут сопутствовать заболеваниям нервной системы. Но благодаря исследованиям, которые продолжились в XX веке, выяснилось, что это просто особенность человеческого восприятия.
На сегодня выявлено около 60 видов синестезий между чувствами — двумя, тремя или больше. Например, запах может быть связан со вкусом, буквы — с цветом, числа — с их расположением в пространстве, но чаще всего прослеживаются связи цвета со звуком. Отдельно этот феномен называется хроместезией.
Как синестезию начали исследовать в Казани
С развитием кибернетики и электроники в 1950-х годах стали появляться технологии, которые считывали частотность звука и воспроизводили визуальные образы спонтанно. Их создатели опирались на общепринятые ассоциации. Так, образ крупного и тяжелого предмета или существа связывается с низкими звуками, а маленького и легкого — с высокими. К тому же люди примерно одинаково представляют ритмы музыкальных произведений: вальс выглядит как что-то крутящееся, а марш похож на ломаные линии.
Глубокие исследования синестезии в Казани начались благодаря руководителю СКБ «Прометей» Булату Галееву в 1960-х. В первую очередь сотрудники бюро сделали опросник и разослали его членам творческих союзов по всей территории СССР, чтобы проследить закономерности совосприятия звука и цвета. Опрос доказал, что мелодику, темп и тембр и правда можно визуализировать. На этом основании в Казани сделали много световых инструментов и светомузыкальных установок, которые генерировали свет, руководствуясь результатами научных исследований.
Затем в бюро предположили, что ассоциации у взрослых вызваны опытом, а у детей они выражены более ярко и чисто. В 1970-х в «Прометее» запустили отдельный эксперимент «Дети рисуют музыку». Внимание привлекло то, что дети чаще всего выбирали одну и ту же цветовую палитру, похоже изображали мелодический рисунок произведений и по-разному передавали на бумаге отрывистые и плавные сочетания звуков.
Булат Галеев и его соратники продолжали опросы представителей музыкальной культуры и в начале 2000-х, сам он написал много статей и защитил две научные работы — кандидатскую и докторскую. Ученый предполагал, что феномен синестезии даст возможность расширяться видовому разнообразию искусства. Появятся жанры, которые будут ориентированы на разные межсенсорные ощущения и опыт их восприятия: связывать обоняние, тактильные ощущения, вкус и так далее.
В 2019 году мы основали Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б.Галеева, цель которого — сохранить имеющийся научный архив и продолжить исследования, поскольку сейчас сформировалась новая культура, ориентированная на гаджеты. Современные люди объективно обладают большей насмотренностью, чем в 1960-1970-е годы, и мы хотим выяснить, изменилось ли восприятие информации с учетом развития технологий.
Что происходит на лаборатории?
Участникам лаборатории в помещении Фонда «Прометей» на Большой Красной предлагают осмыслить свои ощущения и связи между ними. Для этого нужно записаться на сеанс и заполнить анкету, которую разработали совместно с Российской ассоциацией синестетов. Цель самой ассоциации — выявить и исследовать тех людей, для которых соощущения возникают непроизвольно. По статистике таких во всем мире 4%.
На первой странице анкеты просят указать некоторые данные о себе: возраст, уровень образования, место рождения и проживания — это важно, потому что представители разных культур воспринимают образы немного по-другому. Затем участники проходят тестирование. На вопросы нет правильных ответов — смысл в том, чтобы опираться на собственный чувственный опыт. Примеры есть на сайте лаборатории.
Чтобы ответить на последние вопросы, нужно сходить в импровизированные кабинеты в выставочном пространстве. Всего таких три — в каком порядке вы будете заходить в каждый, не имеет значения.
В первом кабинете можно попробовать нарисовать музыку: для этого на столе лежат бумага, краски, кисточки и плеер с включенной композицией без слов. Во втором кабинете исследуется гамма чувств. Слева стоит синтезатор, за которым можно сыграть мелодию аромата; в центре зала — сопоставить музыкальные композиции и памятники архитектуры, а справа — потрогать предметы в черных ящиках и записать, с какими цветами и оттенками связаны их текстуры. Третий кабинет посвящен скульптурированию стихов Велимира Хлебникова. Филологи заметили, что в его произведениях слова и звуки имеют прямую связь с цветами, поэтому буквально слепить их может быть проще.
Самая красивая часть выставки-лаборатории — цветовой душ. В него нужно зайти под наблюдением исследователя. Он будет переключать цвета, в то время как участнику нужно записывать любые ассоциации с ними: температуру, буквы, предметы, эмоции, людей или что угодно еще.
В конце экспериментов анкета передается работникам центра. Они оцифруют ее, внесут ответы в большую базу данных и на их основе проведут исследование о том, какие виды синестезии характерны для взрослых жителей Казани. Ими смогут воспользоваться, к примеру, разработчики систем искусственного интеллекта, психологи и культурологи.
Если вы укажете почту, то после обработки результаты придут вам в электронном формате, а кроме этого Фонд планирует устроить выставку картин и скульптур, созданных участниками лаборатории.
В основном возникновение ассоциаций у людей обусловлено не столько врожденными особенностями, сколько усилиями воли. Они могут переключаться между ощущениями, используя воображение — и это не плохо. Из 70 участников мы выявили уже четыре врожденных синестета и надеемся выявить еще больше. Но и остальным даем возможность попробовать соотнести проявления одних чувств с другими, углубиться в свои ощущения и выяснить, какие из них развиты сильнее.
В любом случае участие в этой необычной лаборатории улучшает память, пробуждает воображение, расширяет креативные возможности и образное мышление, помогает рассказать о своих ощущениях разными способами. Вы как бы становитесь одновременно субъектом и объектом исследования, потому что изучаете сами себя, а потом результаты ваших исследований обобщают ученые. Периодически участники спрашивают, как улучшить синестетические способности, и если вам это интересно, мы можем дать более-менее понятные советы.
Текст: Анастасия Тонконог
Фото: Андрей Соловьев
все материалы