Как выставляют Ренуара, Пикассо, Матисса и других мастеров в Центре «Эрмитаж-Казань»
До середины сентября 2025 года в Центре «Эрмитаж-Казань» проходит выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков». 175 шедевров из собрания Государственного Эрмитажа представлены не только живописью, но и рисунками, гравюрами и предметами декоративно-прикладного искусства. Посетители могут познакомиться с работами Пикассо, Гогена, Дега, Матисса, Ренуара и других значимых художников.
Все экспонаты разделены на шесть тематических залов с уникальным оформлением, мультимедиа, тактильными и ароматическими станциями. Продуманные до мелочей архитектура и дизайн экспозиции — заслуга кураторов и художников-проектировщиков. О том, как создать ночной Париж в выставочном зале и какие работы заслуживают особого внимания, редакция Enter поговорила с куратором выставки Ольгой Леонтьевой и с художником-проектировщиком Ильей Артамоновым.
Анри Матисс. Дама на террасе
Как готовилась выставка?
Подготовка к экспонированию шедевров идет долго, требует многочисленных согласований и соблюдения мер предосторожности. Как говорят сами музейные сотрудники, цель — не показать работы, а в первую очередь сохранить. Экспонаты из Государственного Эрмитажа отсматриваются и отбираются коллегиально: хранители архивов и реставраторы решают, сможет ли работа выдержать дорогу. Например, к экспозиции «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» обсуждали транспортировку картины «Пейзаж с домом и пахарем» Винсента Ван Гога, но все-таки решили дать ей отдохнуть. Само экспонирование тоже имеет строгие музейные стандарты, касающиеся условий хранения, освещения и климата в выставочном зале. Отдельное правило есть для графических работ: они выполняются на бумаге, а это хрупкий материал, поэтому графику на выставке будут показывать постепенно и заменять экспонаты раз в три месяца.
Помимо соблюдения строгих правил хранения и экспонирования, важным является и атмосфера, окружающая их. Здесь кураторы и художники-постановщики работают в тандеме. Куратор определяет концепцию выставки, отбирает произведения, распределяет экспонаты по разделам, подготавливает текстовые и аудионосители и многое другое. А основные задачи художника-проектировщика — придумать экспозиционный образ, аранжировать пространство и максимально точно донести концепцию зрителю. Например, на выставке «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» важно было передать французский образ жизни и подъем в разных художественных жанрах.
Пьер Огюст Ренуар. Дама в черном
Воссоздать Францию в Казани
«Прекрасной эпохой» искусствоведы называют блистательный расцвет культуры в период между окончанием Франко-прусской (1871) и началом Первой мировой войны (1914). В это время стремительно развивались технологии: появились кинематограф, радио, аэроплан, цветная фотография. Тогда же Ван Гог написал свою знаменитую «Звездную ночь», а Клод Моне — «Завтрак на траве» и «Кувшинки». Франция занимала лидирующую позицию в художественном мире, и ее столица стала меккой для поклонников живописи. Все дороги ведут не в Рим, а в Париж, поэтому и выставка получилась с французским шармом.
Экспозиция была задумана как путешествие по цветным залам, но начинается с черно-белого, чтобы ввести посетителя в определенный образно-символический контекст. В первом информационном зале у нас возникают несколько отсылок: конструкции Эйфелевой башни, между которыми мы видим документальные изображения людей того времени, и первый кинематографический опыт братьев Люмьер — «Прибытие поезда».
Из других дизайнерских задумок — форма лавок в первом зале, которые напоминают чемоданы и создают впечатление, как будто бы люди только что сошли с поезда. Все стремились в Париж, чтобы постигать новый мир и эстетику, поэтому для нас первый зал экспозиции по внутреннему сценарию был выбран как образ парижского вокзала. Это определенным образом подготовит зрителя: как театр начинается с вешалки, так и выставка начинается — с вводных в контекст элементов. Когда мы придумываем дизайн, большое внимание всегда отводим именно первому помещению, в котором надо откинуть все мысли, зарядить себя на нужные ассоциации и затем уже идти дальше по выставочным залам.
Кес Ван Донген. Женщина в черной шляпе
Пространство выставки разделено на тематические зоны. Так, после информационного зала посетители попадают в мир импрессионизма и постимпрессионизма в окружении зеленой гаммы стен. Эта часть поделена на две: «Пейзаж» и «Отдых на свежем воздухе». Выбранные темы связаны с изменениями в обществе на рубеже XIX–XX веков: рабочий день уменьшался, люди стали больше гулять и устраивать пикники. Художники много времени проводили на природе, поэтому пейзаж превратился в жанр для экспериментов и изменений. В разделе «Отдых на свежем воздухе» можно встретить живописные работы Клода Моне, Анри Матисса, Анри Руссо, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Альфреда Сеслея, Поля Сезанна и Андреа Дерена.
Мастера вдохновлялись и темой путешествий, которые из-за улучшения уровня жизнь стали намного доступнее. К примеру, Поль Гоген провел несколько лет на Таити, где и зародился его фирменный стиль. Картина художника «У подножия горы» в зале «Пейзаж» соседствует с работой Альфреда Сислея «Берега в Сен-Маммесе», которую отреставрировали специально к выставке в Казани. В отличие от Гогена, вместо далеких стран Сислей предпочитал изображать Париж и его окрестности.
На видное место в зале поместили картину «Дама на террасе» Анри Матисса. Это заглавная вещь выставки, написанная на юге Франции. Яркая и легкая работа отражает дух эпохи с ее гедонизмом. «Дама…» завлекает зрителей и призывает углубиться в пространства выставки.
Следующий зал — ночного Парижа. Его цветовая гамма глубокого синего и золотистого цветов ассоциативно напоминают об электрическом освещении на фоне темного неба. Он посвящен ночным развлечениям: кафе, театрам и циркам. На синей стене выделяется серия афиш Тулуз-Лотрека, в центре которых расположился еще один шедевр выставки — графический рисунок с танцовщицей Дега.
Дневной Париж вдохновлял многих мастеров не меньше, чем ночной. Город стал местом встречи импрессионистов: их молодость и расцвет деятельности прошли здесь. Среди мастеров выделяется художник-самоучка Морис Утрилло. Его образ города — немного мрачный и пустынный, с обилием белых и серых цветов — отличается от Парижа Камиля Писсарро, наполненного движением и жизнью.
Благодаря ускоренному техническому прогрессу появилась полиграфия, и плакаты с рекламами распространились по всему городу. Зал дневного Парижа с крупноформатными и яркими афишами Тулуз-Лотрека, Стейнлена, Мухи и Боннара передает образ города того периода. Его дизайн выполнен в серо-пепельных тонах и имитирует проходы между домами: с каждого визуального коридорчика раскрывается непривычная перспектива.
Поль Гоген. У подножия горы
Роскошь, красавицы и новая эстетика
В каждом разделе выставки есть свой архитектурный акцент в виде экспозиционного пилона. Если в зале «Пейзаж» пилон стоит стандартно по центру, отделяя одну часть помещения от другого, то дальше ломаются привычные стереотипы восприятия пространства. При переходе в портретный зал экспозиционный пилон формирует игровую площадку «В гостях у художника. Закажи портрет». Кроме основной функции эти конструкции приобретают и сюжетный смысл. Цветовая гамма, размер, формат, даже рама картины — все на выставке играет свою роль и имеет значение.
Густой вишневый оттенок стен передает дух роскоши в «Портрете эпохи» — следующем разделе выставки с представительной официальной живописью. Такие картины любили заказывать аристократы. В зале можно встретить работы Александра Кабанеля и «последнего придворного портретиста» Фюлопа Ласло. Но главный шедевр там — «Дама в черном» Огюста Ренуара. Картина отличается от всех своей естественностью и непарадностью.
Дамы представлены и в следующем разделе — «Красавицы». Внешняя красота, возведенная в культ, помогла в ту эпоху популяризировать жанр ню. По картинам художников можно проследить, как менялись представления о женском идеале и привлекательности.
Альфред Сислей. Берега в Сен-Маммесе
Главная картина зала — это «Женщина в черной шляпе» Кеса Ван Донгена. Его работы сложные с точки зрения сохранности, поэтому редко путешествуют. Для этой выставки мы выбрали картину, которую не только можно транспортировать, но и которая способна в большей степени отразить ту элегантную эпоху.
Здесь много женщин в шляпах, это главный предмет женского костюма, самый модный и популярный. Даже если женщина изображена обнаженной, на ней все равно может быть шляпа — такой своеобразный юмор эпохи.
Анри де Тулуз-Лотрек. Работа из серии театральных афиш
Последний зал оформлен в нелогичном сочетании желтого и зеленого цветов, намекая на перемены и начало новой эстетики. Кроме живописи там можно встретить предметы декоративно-прикладного искусства в стиле ар-нуво. Так по-французски назвали модерн, представленный в этом разделе графикой Мухи и Грасе.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт в Париже
Что еще делать на выставке?
Традиционно кроме самих работ на выставке есть игровые зоны, тактильные и ароматические станции. Сотрудники Центра «Эрмитаж-Казань» всегда стараются сочетать академический подход и музейный интерактив, пока еще развитый не везде. При проектировании экспозиции художники стараются отслеживать, чтобы игровой формат не мешал созерцанию искусства. Выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» — для разных возрастов, культур и образовательных цензов: одному достаточно посмотреть на картины, а другому нужны эмоционально-интерактивные подпорки. Особенно интерактивы любят дети, которым нужно сбросить накал эмоций от увиденного.
По словам Ильи Артамонова, зоны выставки необходимо разводить пространственно и ритмически, для чего и нужен экспозиционный сценарий. Художники-проектировщики точно просчитывают места, где могут появляться такие зоны, чтобы они не отвлекали внимание от основной задачи экспозиции — показа шедевров.
Эдгар Дега. Сидящая танцовщица, поправляющая туфли
Любую выставку мы продумываем, как некий спектакль. Если в театре зритель сидит в зале и смотрит на сцену, то в музее проходит сквозь разные мизансцены и образы. Для нас важно и в какой ритмике воспринимаются залы, потому что глаз не должен утомляться — нужны паузы. Человек должен из темного переходить в светлое — и наоборот, от одной экспозиционной насыщенности до противоположной ей. Мы стараемся продумать все и поддерживать баланс.
Текст: Екатерина Гусева
Изображения: Марина Никулина
все материалы