Какой получилась хип-хопера «Флешка, рэп и любовь» в театре Тинчурина
19 марта в Казани прошла премьера спектакля «Флешка, рэп и любовь» — первой рэп-оперы на сцене театра Тинчурина. Постановка посвященная творчеству татарской рэп-группы Ittifaq и высмеивает витринную жизнь молодых казанцев. Зрителей ждет татарский рэп, много локального юмора, а еще — танцевальные номера от хореографа и основателя Hip Hop Kazan Марата Казиханова.
Журналистка Enter Мария Наумова посмотрела новый спектакль и рассказывает, что постановку роднит с подходом великого драматурга и теоретика Бертольта Брехта, какие персонажи оказались удачными, а какие — нет, и почему все-таки стоит сходить на хип-хоперу.
В 2005 году рэп-группа Ittifaq совершила революцию в татарской музыке: доказала, что песни на национальном языке могут совмещать традиции и современный подход и нравиться молодому поколению. А еще поднимать актуальные для аудитории темы — от любви и одиночества до нежелания мириться с социальными проблемами. Одни из основателей Ittifaq Ильяс Гафаров и Назим Исмагилов стали ключевыми фигурами в казанской музыкальной индустрии. Первый сейчас руководит лейблом Yummy Music, а второй выступает под псевдонимом УСАЛ.
С момента основания Ittifaq многое изменилось, в том числе выросло не одно поколение слушателей группы. Как раз о нынешних поклонниках ее творчества рассказывает спектакль «Флешка, рэп и любовь». Герои Башбаштаков (Артем Пискунов), Моннуллин (Салават Хабибуллин) и Афаринов (Зульфат Закиров) живут бесцельную жизнь, спорят ни о чем и почти не мечтают. Но череда случайностей выбивает их из колеи и приводит их к погоням, перестрелкам и другим экшен-сценам.
Незамысловатый сюжет компенсирует эффектное действие: практически все герои — от полицейского до бандита — постоянно танцуют, поют и читают рэп. Танцевальные вставки оживляют происходящее и делают характеры интереснее. Хореограф Марат Казиханов добился того, чтобы в пластике актеров был необходимый сюжету комизм и расслабленность, при этом каждое движение работало на раскрытие образа. Еще большее значение играет музыка: примерно половину своих реплик герои не произносят, а пропевают или читают под бит. Создатели спектакля отталкивались от творчества Ittifaq и поэтому выбрали именно такую подачу. Тексты группы рефреном звучат во время постановки и вносят в нее дополнительный смысл.
Большой плюс спектакля, который позволяет отвлечься от некоторых минусов, — актерская работа. Особенно обаятельной хип-хоперу делают второстепенные герои — чего стоит роль помощника главного бандита в исполнении Рустема Гайзуллина. Этот добродушный злодей как будто вышел из «Криминального чтива» Квентина Тарантино: в каждой руке по пистолету, а в карманах — по пакету из «Пятерочки». Он успокаивает грозного начальника дыхательными практиками и при первой же возможности начинает танцевать, вспоминая детский ансамбль «Росинка». Вылитый Траволта!
А вот женские персонажи в спектакле, наоборот, получились слегка топорными. В хип-хопере все героини выглядят вызывающе и ведут себя как минимум абсурдно даже для ироничной постановки. Матурова (Гузель Галиуллина), Жилбазакова (Диляра Фаттахова) и Нищаваева (Аделя Хасанова) мечтают о том, чтобы улететь в Дубай и встретить арабов, начинают раздеваться при виде мужчин и любят бандитов, но никак не ботаников. Из-за стигматизации героинь сцены с их участием становятся пошлыми и отталкивающими. Странно видеть их такими в эпоху переосмысления роли женщины и на фоне выхода таких значимых режиссерских высказываний, как «Бедные-несчастные» и даже «Барби».
Зато звучит много неплохих шуток: друзья спорят о том, что лучше — «Вкусно и точка» или «Тюбетей», размышляют о правилах жизни настоящего татарина и вспоминают Салавата Фатхутдинова. А иногда юмор даже становится острым. Например, карикатурный антагонист в темных очках и с золотой цепью на шее (Рамиль Минханов) признается, что каждый имеет право на личную жизнь, поэтому в свободное от государственной службы время он подрабатывает бандитом. А непутевый полицейский с прозвищем Великий Годзилла, в школе страдавший от издевок одноклассников, явно самоутверждается, орудуя пистолетом. Так что, какой бы простодушной ни казалась постановка, в ней есть над чем посмеяться и погрустить одновременно. Ведь в каждой шутке есть доля правды.
Удачным решением режиссера Туфана Имамутдинова и художника-постановщика Лилии Имамутдиновой являются декорации, а точнее почти полное их отсутствие. Заднюю часть сцены закрывает белая ширма, на которую проецируют карандашные наброски казанских улиц, интерьеров, троллейбуса и других локаций. Интересно, что герои не взаимодействуют с декорациями как с реальным окружением, а, наоборот, подчеркивают их искусственность: например, перемещаются между комнатами, «свайпая» фоновый рисунок рукой. Это решение, как и многие другие, раскрывают суть постановки — пародийную и нарочитую игру в театр.
В каком-то смысле такой подход продвигал немецкий драматург и теоретик Бертольт Брехт, стараясь избавить театр от подробного воспроизведения действительности. Кстати, он же в XX веке вернул в свои пьесы хоры и зонги — своеобразное комментирование главного действия, добавляющее смысл. Эту функцию в хип-хопере выполняет автор-рассказчик: он не только наблюдает за происходящим с края сцены, но и связывает своими репликами сюжетные линии, моментами подсказывает героям текст и даже иронизирует над процессом создания постановки. «Я мог бы написать философский монолог, но режиссер все равно его вырежет», — говорит рассказчик публике и тем самым ломает четвертую стену.
С развитием сюжета создатели спектакля все больше сбивают пафос и дают понять, что не стоит воспринимать все слишком серьезно. Саморефлексивность — главное преимущество постановки, и других искать не нужно. Неслучайно в конце со сцены звучит трек Fake Intro группы Ittifaq и слова «этот спектакль — фейк». А потом актеры добавляют, что обязательно сыграют что-нибудь серьезное и на это придет самый преданный зритель театра — бабушки. В общем, посмеялись и хватит!
Текст: Мария Наумова
Иллюстрации: Sasha Spi / фото предоставлены театром Тинчурина
все материалы