«Казанский рейв» — док о клубном безумии 2000-х, антисистеме и современности


На днях команда вечеринки «Где мой 2007» и диджейской школы Scratch Dj School представила в кинотеатре «Мир» премьеру — фильм «Казанский рейв». В кадре Андрей Питулов, Shamil Om, Артур Хосровян, DJ Ozz и другие мастодонты клубной индустрии 2000-х вспоминают о расцвете казанской ночной жизни, закулисье знаковых вечеринок и последующем расколе между разными поколениями организаторов.

Журналистка Enter Мария Наумова побывала на премьере и рассказывает, как документальная лента воссоздает атмосферу нулевых, когда пространство свободы превратилось во внутренний масс-маркет и почему современным промо-группам важно оглядываться на опыт старшего поколения.


Назад и в будущее

Клубную индустрию Казани все чаще критикуют за застой. Несмотря на растущее количество молодых промо-групп, события кажутся однообразными, а ночная культура буквально замкнута на Профсоюзной. По воспоминаниям старожилов клубной жизни, свободомыслие сменилось шорами примерно в 2010-х. Тогда с клубного рынка ушли бренды-спонсоры и в ответ возник «внутренний масс-маркет». Многие организаторы поставили в приоритет деньги, а гости стали относиться к вечеринкам как к месту для знакомств и собственной презентации. Одновременно с развитием сферы промо-группы все больше отстраивались друг от друга и возникла нездоровая конкуренция, которая в итоге замедлила общий рост.

Прежний клубный мир развивался совсем по иным правилам. А как именно, комьюнити «Где мой 2007» показало на вечеринке-возвращении Doctor Club. Им удалось воссоздать атмосферу тусовочной мекки с ее особым подходом к организации ивентов. Попасть в импровизированную машину времени захотели даже те, кто в те годы ходил по маршруту дом-школа-дом, что говорит о многом. Собственно, эта мысль и натолкнула комьюнити снять фильм-ретроспективу.

«Казанский рейв» затрагивает не один лишь Doctor Club — внимание уделили практически всем знаковым проектам. «Отцы-основатели» и арт-директоры рассказывают о своих детищах от первого лица и, что важно, помимо парадной стороны вспоминают о трудностях, которые сейчас кажутся абсолютно дикими. Например, из фильма мы узнаем, что большое давление на клубные комьюнити оказывали преступные банды и на полном серьезе запрещали танцевать «пацанам», а с другой стороны организаторов стесняла полиция. В нулевых для властей было очевидно: если в заведении не играет Агутин, значит, там происходит что-то плохое и диджеи — маргиналы.

Как бы то ни было, 20 лет назад отсутствие опыта, рейды и давление группировок не останавливали организаторов в желании создавать нетривиальные крупные события и запускать новые точки притяжения за пару месяцев. Перед глазами участников промо-групп нулевых не было примера старшего поколения, но, возможно, именно это в совокупности с желанием давать городу качественный досуг позволило им действовать креативно.

Булат Габидуллин Bubblegum B

Диджей, основатель школы Scratch Dj School Kzn

Клубная история той эпохи развивалась по своеобразным главам, поэтому и фильм было решено разделить на несколько частей. Мы пошагово рассказали историю и начали с того, насколько сложно в принципе было заинтересовать аудиторию и продвинуть саму идею формирования клубной индустрии.

А завершающую главу посвятили премии Dancing People Awards — ведь именно она стала катализатором развития ночной жизни и объединила все проекты того времени, которые реализовывались с таким трудом.

От индустрии — для индустрии

Команда фильма сознательно отказалась от спонсорской поддержки: проект был создан «от индустрии для индустрии», поэтому все сделали на свои деньги. Съемки и монтаж заняли пять месяцев — для поддержания атмосферы смена кадров имитирует открытие вкладок на компьютере со старой версией Windows.

Помимо основных частей с рассказами главных героев в картину органично вставили архивы клубных точек притяжения нулевых, где показаны аэростат для создания объемной проекции в «Арене», парикмахерская для запоздалых гостей в «БарМалине» и объявления о потере золотого телефона за 7 000$ от клуба Ferz. Редкие фото и видео помог найти сооснователь Ozon Pro Артур Хосровян, а еще команда собрала материалы через соцсети проекта «Где мой 2007» — бывшие клабберы отправили команде личные архивы.

Булат Габидуллин Bubblegum B

Диджей, основатель школы Scratch Dj School Kzn

Основная идея фильма — замотивировать молодое поколение организаторов и показать им, что все возможно. Нужно только не бояться, брать, делать, рисковать, верить в себя и свои проекты и воспитывать аудиторию. Вот в чем суть фильма.

Раз уж в 2010 году в Казань смогли привезти DJ Tiësto — значит, и сейчас реально делать не менее масштабные события.

Посмотреть фильм в сети пока нельзя — комьюнити будет устраивать разовые просмотры перед вечеринками «Где мой 2007». Следующий показ запланирован на 23 января 2025 года, а затем перед летним опен-эйром. По мнению Булата, так лента может служить своеобразным тизером и погружать аудиторию в особую культуру нулевых.

Этот ход кажется абсолютно правильным, ведь «Казанский рейв» — док, который нужно смотреть со «своей» аудиторией. Поэтому премьера фильма прошла настолько тепло: зал смеялся, активно реагировал на происходящее в кадре, а иногда даже начинал «говорить» с героями картины. Кстати, и они в этот момент сидели в зале наряду с обычными зрителями.

Текст: Мария Наумова
Фото: предоставлены командой «Где мой 2007»

Смотреть
все материалы