Лучшие музыкальные клипы 2018-го: выбор фронтмена Djinn City


Весь декабрь издания, пишущие о музыке, выкатывают традиционные годовые топы, а меломаны судорожно заливают в плейлисты записи, которые они упустили, и лениво ругают выбор критиков. Редакция Enter не осталась в стороне и попросила фронтмена казанского дуэта Djinn City Айдара Хуснутдинова рассказать о лучших видеоклипах, снятых в 2018-м.


В этом материале я собрал самые правдивые, изобретательные, новаторские и вдохновляющие музыкальные видео, попавшие на мои радары в этом году. Вас ждут будни цыганской общины, дискотека в Абиджане, фламенко в грузовике, ну и, куда без них, главные темы мировой культуры — любовь и смерть, секс и насилие. И хотя в 2018-м музыкальный контекст все еще остается американоцентричным, радует, что в моем поле зрения оказались потрясающие клипы, снятые режиссерами из Испании, Франции и Аргентины и посвященные локальным историям. К счастью, и в Татарстане все в порядке с артистами, которые, сплавляя местный опыт с мировым, пытаются найти свой музыкальный язык. Это и MITYA, и резиденты Yummy Music. Мы с Djinn City пытаемся в меру сил заниматься тем же. Уверен, что появление татарстанских Queens или Malamente — вопрос ближайшего времени.

The Blaze — Queens

режиссеры: Джонатан и Гийом Альрик

Французский электронный дуэт The Blaze — это двоюродные братья Джонатан и Гийом Альрик. Все свои видео, находящиеся на тонкой грани между документальным и художественным, они снимают сами. Перед этим братья долго изучают натуру — не только читают книги и дневники и смотрят кино, но и живут среди прототипов своих героев. В трех первых клипах The Blaze эти герои — мужчины, а сами видео так или иначе исследуют природу маскулинности. Завораживающие, некомфортные и противоречивые, они показывают мужчин с непривычной стороны и вызывают у зрителя ощущение подглядывания в замочную скважину. В Queens же в центре повествования — две девушки из цыганской общины. То ли сестры, то ли близкие подруги, героини курят в разгоняющейся машине, стреляют из ружья и сплевывают кровью после драки. Женское и мужское смешиваются и перетекают друг в друга, сливаясь в человеческое, выраженное в общем для всех на экране чувстве горя — клип начинается и заканчивается похоронами.

Childish Gambino — This Is America

режиссер: Хиро Мураи

Актер и рэпер Дональд Гловер (Childish Gambino) и режиссер Хиро Мураи сняли вместе пять музыкальных видео (все — выдающиеся) и два сезона отличного сериала «Атланта» (Гловер играет в нем главную роль). Но главным их успехом стал клип This Is America, за двое суток после премьеры набравший 35 миллионов просмотров на ютьюбе. Клип, похожий не то на хоррор, не то на мюзикл, так же, как и песня, посвящен проблеме расизма в Америке и содержит массу отсылок — как к культуре, так и к недавним трагическим событиям. Например, сцена с расстрелом хора, скорее всего, отсылает к совершенному в 2015 году на почве расовой ненависти убийству девяти афроамериканцев в церкви Эммануэля в Чарлстоне. Это не единственное убийство в кадре, однако в поле зрения полиции герой Гловера, расстающийся с оружием только чтобы потанцевать, попадает, лишь выкурив на улице косяк.

Fleet Foxes — If You Need to, Keep Time on Me

режиссер: Райан Хеффингтон

Танцор и хореограф Райан Хеффингтон прославился благодаря работе над видео Сии Chandelier. В «If You Need to, Keep Time on Me» он не только выступил как режиссер и хореограф, но и пронзительно исполнил главную роль. Райан сам выступил инициатором съемки клипа — на это его сподвигла искренняя интонация песни. «Я верю в целительную силу танца, как для танцующего, так и для зрителей», — заявил режиссер. Об этом и щемящее душу видео.

Haim — Night So Long (Live at the Greek)

режиссер: Пол Томас Андерсон

Четвертая совместная работа сестер Хайм и живого классика Пола Томаса Андерсона — упражнение в том, как самыми скромными средствами вызвать у зрителя мурашки, а потом снова окунуть в щемящее одиночество, с которого и начинался клип. Но ради короткого момента общей эйфории, после которого снова — рутина, усталость и долгая дорога — видео хочется пересматривать еще и еще.

Rosalía — Malamente (Cap.1: Augurio)

режиссеры: CANADA

В 2018-м Розалия, до того исполнявшая фламенко в его классическом понимании и при этом работавшая с передовым коллективом клипмейкеров CANADA, радикально обновила звук. Ее концептуальный альбом El mal querer и синглы с него влюбили в себя слушателей по всему миру и попали во все главные списки лучших альбомов и песен года. Придуманный Розалией сплав фламенко с поп-музыкой и R&B потребовал столь же экспериментальных, ярких и эклектичных клипов, и они появились. Любое из четырех видео, выпущенных Розалией в этом году, могло бы попасть в этот топ — обыгрывающее стереотипы об Испании PIENSO EN TU MIRÁ (Cap.3: Celos), наполненное страстными танцами DI MI NOMBRE (Cap.8: Éxtasis) или BAGDAD (Cap.7: Liturgia), где она тонет в океане слез. Посмотрите их все. А начать стоит с Malamente, в котором CANADA мастерски сбивают зрительский фокус, постоянно изменяя темп повествования и вводя в действие элементы съемочного процесса.

SSION – “At Least The Sky Is Blue” (Feat. Ariel Pink)

режиссер: Коди Кричлоу

Ариэль Пинк не только снимает отличные видео на свои песни, но и сам снимается в клипах товарищей. Например, у Коди Кричлоу, одного из лучших современных клипмейкеров и человека, стоящего за проектом SSION. В «At Least The Sky Is Blue» много обнаженной натуры (мужской), Коди и Ариэль предстают в ролях Лайзы Минелли и Элизабет Тейлор, а в конце герой Коди делает выстрел, как будто намекающий на популярную трактовку первых строчек «Богемской рапсодии».

Tierra Whack — Whack World

режиссеры: Тибо Дюверне и Матье Легер

Рэперша Тиерра Уэк впервые появилась на радарах семь лет назад — работала с лейблом Мика Милла, выпускала треки на Soundcloud, но без особых успехов — до 2018-го ей приходилось подрабатывать консьержкой. Все изменилось с выходом Whack World — то ли крошечного альбома, то ли мегаломанского видеоклипа, то ли чего-то третьего, для чего еще не подобралось названия. Технически Whack World — это 15 песен. Каждая длится не больше минуты (потому что ролик длиннее нельзя залить в Инстаграм. Каждая неотрывно связана с видео (Тиерра и сочиняла их, представляя эти видео в голове). Каждая снабжена хуком, который, казалось бы, должен немедленно впечататься в память. Однако въедливые хуки появляются и исчезают так же быстро, как и странные объекты на экране — гробы, собачьи чучела, гигантские кукольные домики. Whack World оставляет после себя ощущение езды на безумной карусели. В глазах яркие пятна, тошнит, но почему-то хочется еще.

TSHEGUE — Muanapoto

режиссеры: Pantera

Героиня дебютного видео французской афропанк-группы TSHEGUE из-за своих особенностей чувствует себя выключенной из внешнего мира. Дома и на складе, где она работает, на дискотеке и на оживленных улицах Абиджана девушка пытается коммуницировать с ним через движение и ритм. Такой же одинокой и чужой чувствовала себя и вокалистка TSHEGUE Фати Си Саване, переехав в Париж из Киншасы. И, как и героине видео, ей удалось выстроить коммуникацию через танец — соединив футуризм и традицию, TSHEGUE записали, пожалуй, самый изобретательный и свежий электронный альбом года, под который просто невозможно усидеть на месте.

Смотреть
все материалы