«Не дыши»: Фильм ужасов про очень алчную девушку
«Любите ли вы деньги так, как люблю их я?» — с этих слов будут начинаться мемуары главной героини фильма «Не дыши», если она однажды захочет их написать. Серьезно, никакой «Волк с Уолл-Стрит» не сравнится с этой девочкой в плане алчности и жажды наживы. Ради шестизначной суммы наличными она готова настолько на все, что Макиавелли смахнул бы скупую мужскую слезу. Но кино не только об этом.
«Не дыши» из тех фильмов, первую часть которых нужно просто перетерпеть. Эти полчаса уныния можно смотреть вполглаза, не особо вникая в тонкости сюжета. Их и нет, этих тонкостей. Трое подростков из Детройта промышляют тем, что грабят богатые дома. Никакой симпатии они не вызывают, потому что главарь банды Мани (Дэниэл Дзоватто) — катастрофически тупой, «главный по сигнализациям» Алекс (Дилан Миннетт) — совсем бесхарактерный, а местную famme fatale Рокки (Джейн Леви) слишком хорошо загримировали под ребенка из семьи алкоголиков. Какой бы красивой ни была актриса, но огромные мешки под глазами и задерганный вид не располагают всю мужскую половину зала незамедлительно в нее влюбиться.
В припадке жадности малолетние преступники решают вломиться в дом слепого старика. Ему выплатили огромную компенсацию за дочку, погибшую в автокатастрофе. И по неведомой причине он хранит шестизначную сумму не в банке, а в сейфе с простеньким кодовым замком. Естественно, предполагалось, что это последнее дело банды, после которого они собирают вещи и уезжают в Лос-Анджелес. Говорю же, первые полчаса просто терпим.
Интересное начинается ровно в ту минуту, как на экране появляется Стивен Лэнг — тот самый слепой. Который внезапно оказывается ветераном Ирака, а не безобидным несчастным дедушкой. И тот факт, что главарь притащил с собой пистолет, по законам США дает хозяину дома право пристрелить грабителей. Чем он самозабвенно и занимается все оставшееся экранное время. И это по-настоящему круто. Молча, планомерно, по-военному он истребляет незваных гостей, как крыс или тараканов. Пожалуй, это один из немногих фильмов, когда ты болеешь за «плохого парня» больше, чем за его потенциальных жертв. Помните момент, когда хитледжеровский Джокер взрывает самую некрасивую в истории подружку Бэтмена? Ощущения примерно те же. Вроде, и ее нежалко, и злодей настолько харизматичен, что ты на его стороне.
Подробнее пересказать сюжет, к сожалению, нельзя: там настолько мало событий, что любое упоминание будет спойлером. Да это и не главное. Важен сам процесс этой «охоты», когда расстановка сил меняется каждую минуту. И любой шанс на спасение внезапно оказывается западней. Актерская работа просто потрясающая, операторы тоже постарались на славу. Поэтому чем дальше, тем больше удивляет каждый из персонажей. Они раскрываются с таких неожиданных сторон, что уже непонятно, за кого стоит болеть в этой схватке. Ты просто стараешься не дышать вместе с героями и сопереживаешь то слепому (его имя ни разу так и не назвали), то воришкам. Иногда поражаешься их храбрости, иногда закатываешь глаза от их глупости.
Но больше всего шокируют не сцены жестоких убийств, а то, до какой степени Рокки любит деньги. Именно они заставляют ее цепляться за жизнь, помогают найти выход из самых безвыходных ситуаций и ставить на карту судьбы своих друзей. Сценаристы пытались доказать нам, что девушка стремится завладеть этими деньгами из благих побуждений, чтобы уехать в лучшую жизнь и забрать с собой младшую сестренку. Но… давайте оценивать вещи трезво: переехать в Калифорнию можно и без сотен тысяч долларов. Так или иначе, вторая часть фильма смотрится на одном дыхании.
Эта по-настоящему добротная картина режиссера Федерико Альвареса вряд ли кого-то разочарует. Отличный триллер без капли мистики. Никаких привидений и потусторонних сил — только очень реалистичная жесть. А тех, кто недолюбливает Америку, фильм еще и порадует панорамами полузаброшенного Детройта и очевидными проблемами в политическом, социальном и экономическом устройстве США. Мелочь, а приятно.
Текст: Ольга Гоголадзе
все материалы