Не верь глазам своим: 5 экспонатов-обманок на новой выставке в Центре «Эрмитаж-Казань»
22 февраля в Центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа. Две сотни экспонатов показывают, как художники веками с помощью разных средств воспроизводили свойства реальных предметов, обманывая зрителей. Параллельно с выставкой в центре будут проходить обзорные и тематические экскурсии, игровые программы, лекции и творческие занятия.
Редакция Enter изучила экспонаты заранее и выбрала пять из них, чтобы рассказать об истории и ценности. Читайте, за какой картиной кроется Петр I, из чего Фаберже собирал букеты и как мух заставляли плавать в бокале.
Натюрморт-обманка
Г. Н. Теплов, Россия, приблизительно 1737 год
В 1730-1840-х годах художники-любители писали кабинетные натюрморты. На них изображали типичные предметы, через которые можно было узнать, чем интересуется обладатель и что он любит делать в свободное время.
На полотне Григория Теплова изображены книги, гравюры, перо, письма, гребень для волос, посуда, подвешенные часы и другие кабинетные принадлежности на деревянной доске. Тени и блики написаны настолько реалистично, что создается иллюзия трехмерности. И это не единственная тайна.
Если посмотреть внимательнее, среди предметов можно распознать силуэт человека. Специалисты Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа доказали, что на холсте и правда скрыто изображение императора Петра I, плюс к тому на месте гребня затаились складной нож и бритва. Некоторые считают, что в этом натюрморте Теплов просто хотел спрятать плохо вышедший портрет императора, но это только догадка.
Ветки ягод и цветов в вазе
Фирма Карла Фаберже, Россия, XiX-XX век
Ювелирная фирма Фаберже больше всего известна пасхальными яйцами с сюрпризом — 32 года их создавали для членов Российского императорского дома. Другим популярным направлением мастеров были флоральные этюды с неувядающими цветами и ягодами из драгоценных камней. Подобные композиции, популярные на рубеже XIX–ХX веков, называются objets de fantaisie — «фантазийные предметы».
Как считают специалисты, Фаберже вдохновляли европейские цветочные букеты, русское камнерезное и восточное искусство. Предметы из полудрагоценных камней воспроизводили по природным образцам, а вазочки вырезали из горного хрусталя — самой чистой и прозрачной разновидности кварца, похожей на льдинку.
Коробка с крышкой для рукоделия
Россия, между 1870 и 1890 годами
Картонные или фанерные домики-шкатулки, плетеные корзинки для ключей и вязаные цветы пользовались дикой популярностью у хозяек. Скорее всего, в этой коробке в виде берестяного кузовка из ткани и кожи хранили инструменты и материалы для рукоделия.
Подберезовики, белые грибы и опята изготовлены из ваты примерно так же, как советские елочные игрушки, и обтянуты замшей и кожей. Бересту здесь имитируют проклеенные с оборотной стороны атласные ленты, а ручки — плетеный шнур. Внутри коробочка обтянута простеганным на вате алым атласом.
Мода на такие изделия прошла к концу XIX века с появлением стильной мебели. Объемные поделки стали предметами плохого вкуса.
Стеклянные изделия с изображением мух и бабочек
Никольско-Пестровский хрустальный завод Бахметьевых, Пензенская губерния, первая четверть XIX века
На заводе из стекла выпускали бокалы, флаконы, стаканы и рюмки и детализированными рисунками насекомых в натуральную величину. Хотя качество было очень высоким, некоторые стоили не так уж и дорого.
Сервиз с мухами считался популярным подарком в среде помещиков. Когда сосуд наполняли, изображение зрительно увеличивалось, приобретая объем. Тем самым создавалась иллюзия, будто насекомые сели на поверхности или даже плавают в жидкости. Часто изделия сопровождались надписями, вроде «Пей, пей веселей, напиток не жалей, с ним будешь веселей».
В конце 1840-х такие изделия перестали быть модными и почти полностью вышли из употребления. Позже это возвело их разряд редких и уникальных, и теперь за предметами из сервизов охотятся коллекционеры.
Вышивка «Портрет Цицерона»
Россия, 1806 год
В XVIII-XIX веках женщины очень любили вышивать и готовы были заниматься этим часами. На ткань они переносили и композиции собственного сочинения, и репродукции художественных произведений. Некоторые дворянки учились мастерству с детства и получалось очень похоже.
К примеру, на этой вышивке черные и коричневые шелковые нити на белом газе создают иллюзию гравюры. Есть мнение, что голова Цицерона была вышита по рисунку неизвестного художника, так как других таких гравюр найти не удалось.
Текст: Чулпан Аминова
Изображения: взяты из фотоархива Государственного Эрмитажа
Коллаж на обложке: miniaiu
все материалы