От дневника до супергероини: Пять ярких работ на выставке «Женщины в движении»


До 15 мая в ЦСК «Смена» идет коллективная выставка «Женщины в движении» (Moving Women). Участницы этого проекта рефлексируют над женским опытом социальных отношений, борьбой за равенство и эмансипацией и выражают мысли и идеи в изобразительном искусстве, видеоарте и кино.

Слово moving в названии имеет несколько смыслов — оно одновременно говорит про «движущиеся изображения», с которыми работают художницы; общественные движения, затрагивание чувств зрителей и пытливых женщин. Редакция Enter выбрала пять ярких работ и рассказывает, какие смыслы они в себе таят.


Мари-Луиза Экман

В туалете («Афтонснабельн»)

Мари-Луиза Экман была одной из первых художниц в Швеции, обратившихся к популярной культуре. Центральное место в творчестве занимают отношения между людьми. Чаще всего она изображает банальные повседневные сцены, в которых, тем не менее, нарушаются всяческие табу.

Главная героиня мира Экман — блондинка средних лет. На плакате она сидит на унитазе в общественной уборной в окружении граффити, ​​а в руках у нее во всех смыслах желтая вечерняя газета, пестрящая раздутыми сообщениями. Зритель будто бы подглядывает за героиней «неприличной», «стыдной» сцены. И он, и натурщица позиционируются как вуайеристы, тем самым художница создает провокационное высказывание.

Некоторое время плакат был выставлен на продажу в левом книжном магазине «Октябрь», но вскоре руководство потребовало его снять. Главный аргумент состоял в том, что блондинка не соответствует реальному образу женщины, предстает слишком пассивной и вульгарной, а художественное высказывание никак не помогает улучшить положение женщин в обществе. Теперь же работа «В туалете» — классика современного искусства.

Кристина Пашкова

Дневники

Техника, в которой работает Кристина Пашкова, называется интуитивное ткачество. В разгар локдауна весной 2020-го она начала вести своеобразный текстильный дневник, в котором старалась зафиксировать память о каждом дне. За год она создала пять гобеленов, в каждом из них запечатлены от одного до четырех месяцев жизни.

Пашкова использует старую одежду, обрезки и найденный текстиль, поскольку ткань хранит следы и воспоминания. Если внимательнее посмотреть на каждое полотно, то можно заметить их неоднородность. Помимо традиционных нитей из хлопка и шерсти в «дневники» вплетено то, что художница находила вокруг: ленты, мотки мулине, фрагменты целлофановых пакетов, обломки разбитой в тот день вазы и дужка сломанных ею очков. Ход времени задокументирован надежными «подсказками» — зажимами от упаковок хлеба с датой производства.

Оливия Плендер

Комтемотта

Работы в рамках этого проекта посвящены самоорганизованной школе в поместье Фогельстад на юго-востоке Швеции, существовавшей с 1921 по 1954 год. Там едва получившие права женщины учились быть настоящими гражданками и погружались в политическую жизнь.

В Фогельстаде придумали игру, на время которой участницы становились жительницами выдуманного города. Горожанки Комтемотты должны были учиться решать проблемы путем переговоров: например, договориться о ремонте улиц или что-то предпринять, если человек сбежал из тюрьмы. Графические листы с пиктограммами, которые создала Плендер, — это условное «игровое поле» с общественными учреждениями Комтемотты.

На занятиях студентки примеряли на себя различные социальные роли и переодевались, чтобы в них вжиться. Их групповой портрет в костюмах, которые ассоциируются с распространенными профессиями и ролями, зрители видят на большой белой шторе. А на противоположной стене — портреты пяти женщин, избранных в шведский парламент в 1921 году, и в их числе две основательницы Фогельстада Элизабет Тамм и Керстин Хессельгрен.

Яна Михалина

Дело Сююмбике

О Сююмбике сложено много легенд, и ни одна из них не правда, хотя свидетельства о ее существовании все же есть. На этой базе и создан проект казанской художницы.

Самый живучий миф — это история о царице, которая бросается с башни в знак протеста после завоевания Казани Иваном Грозным. Его из года в год рассказывают туристам и никогда не говорят о том, что произошло впоследствии. Михалина воспроизводит повисшую историю, бросая платье с верхнего яруса. Оно летит, но так и не приземляется.

Кроме этого художница фиксирует мифологический образ царицы в видео, где тезки Сююмбике поют о ней баит. Героиня баита наделяется утрированными качествами, которые в народной памяти вытесняют исходные и становятся даже более настоящими. Современницы с именем Сююмбике, вероятно, названы так именно в честь персонажа-мифа, хотя сами по себе вполне реальны.

Имя выдающейся героини стало названием дореволюционного татарского женского журнала, который оказывал большое влияние на мусульманок с 1913 по 1918 год (вплоть до закрытия). Наслаивая материалы, фантастические и исторические свидетельства, спустя сто лет Михалина издает свою газету, на страницах которой настаивает на ценности мифа как формы знания в процессе феминизации истории.

Таус Махачева

Супер Таус

Художница делает акцент на роли женщины в современном обществе, культурных традициях и социальных проблемах родной республики Дагестан. Супергероиней видеоработ является альтер-эго Михачевой — Супер Таус. Она призвана помочь реализовать детские мечты девочки в крайне патриархальном обществе. Роль Супер Таус исполняет сама художница и параллельно документирует подвиги со стороны.

Главная особенность персонажа в том, что она может появиться в самый неожиданный момент и совершить подвиг. Злодеев и трагедий на видео нет — Махачева намеренно показывает повседневные дела женщины и проблемы, с которыми она сталкивается. Так, в одном из роликов Супер Таус метафорически борется с безразличием и бессилием: на «записи с видеорегистратора» она отодвигает мешающий ехать булыжник на глазах у инертных мужчин. В другой серии Супер Таус ищет подходящее место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой. В 1990-х годах эти музейные работницы смогли вовремя отреагировать на грабителя и вернуть картину Александра Родченко «Абстрактная композиция». Супер Таус сочла это настоящим подвигом и прошла путь от Махачкалы до Москвы с постаментом на спине, оставив его на выставке в Московском музее современного искусства, чтобы увековечить память героинь.

Фото: Даниил Шведов, предоставлены ЦСК «Смена»

Смотреть
все материалы