От китча до каземата: Как смотреть выставку «4» Ильгизара Хасанова


В начале марта в ЦСК «Смена» открылась выставка Ильгизара Хасанова «4». Она состоит из четырех автономных проектов, отражающих определенные события из жизни художника. Все проекты объединены интересом Хасанова к различным предметам, через которые он конструирует истории и создает портреты времени.

Enter рассказывает, где художник находит вещи для своих проектов, почему на часах у селекционера вместо циферблата компас и как советская китчевая статуэтка помогла Аленушке избежать трагическую судьбу.


Ильгизар Хасанов

Ильгизар Хасанов родился в 1958 году в Казани. В 1982 году окончил художественно-театральное отделение Казанского театрального училища. С 1996 года — член Союза художников России. С 2000-го — член Общества Франца Кафки (Прага), удостоен его диплома и золотой медали. В 2013 году стал одним из основателей казанского Центра современной культуры «Смена». Одним из известных проектов Ильгизара Хасанова является трилогия «Женское. Мужское. Красное», части которой были показаны в 2016, 2017 и 2019 годах в «Смене», а в 2017 году в рамках Триеннале современного российского искусства трилогия экспонировалась в «Гараже» в сокращенном виде.

В своем творчестве Ильгизар Хасанов использует различные формы искусства, начиная с живописи и скульптуры и заканчивая реди-мейдом, инсталляцией и исследовательским проектом.

«Деревянный, оловянный, стеклянный (нужное подчеркнуть)»

инсталляция из деревянных предметов ХХ века

Инсталляция включает в себя около ста деревянных предметов, складывающихся в своеобразный монумент ХХ века. Цифровая цивилизация практически полностью стерла облик предыдущих эпох, образы которых сегодня можно обнаружить преимущественно в архивах художников и коллекционеров. До того, как превратиться в художественный объект, каждая вещь принадлежала конкретному человеку и использовалась по прямому назначению. Поэтому все предметы инсталляции вступают в диалог со зрителем, побуждая его вспомнить ситуации из личного опыта, связанные с ними.

Интерес Ильгизара Хасанова к дереву не случаен. Во-первых, сам автор когда-то пытался создавать предметы из дерева. Во-вторых, в отличие от многих материалов дерево, прежде чем обрести в руках человека новую форму, проживает собственную жизнь.

Самый трагичный артефакт — стоящий отдельно от всей коллекции дверной косяк из каземата на Черном озере, попавший к Ильгизару Хасанову из музея истории МВД. Завершает образ тюремной камеры стул: человек, который проходит через этот дверной проем, может совершить только одно действие — сесть. В проекте заложено множество подобных метафор и ребусов. Отгадать их можно, если внимательно изучить контекст, из которого вырван конкретный объект.

«Общепит»

инсталляция из предметов советского общепита, реди-мейдов, скульптур и живописи

Основная форма современного искусства, которую использует Ильгизар Хасанов, — инсталляция. Во многом на мастерство художника повлияла его близость к театру. Опыт работы художником-бутафором и постановщиком нескольких спектаклей позволил максимально развить навык создания атмосферы времени через предметы, с которыми взаимодействуют актеры. Все это проявилось в проекте «Общепит», навеянном детскими воспоминаниями: мать Хасанова работала поваром в «Столовой №1» в Доме Кекина.

Автор воссоздает дух советских столовых с помощью алюминиевой посуды, тарелок с надписью «Общепит», собственноручно сделанных бутафорских пирожков, винегрета, нарезанной селедки и прочих предметов. С особой точностью передан интерьер: пол имитирует кирпично-бежевую плитку в клетку, а стены выкрашены в светло-голубой цвет согласно санитарным нормам. В инсталляции участвует живопись: на трех холстах изображены бытовые сценки из общепитов, созданные по мотивам старых фотографий и подражающие грязно газетному стилю. Также в проекте художник использовал 11 ученических работ по ковке алюминия — губы Давида, фрагменты статуи Микеланджело. Алюминий — наиболее распространенный материал в советских столовых, а форма — прямая отсылка к органу, через который человек потребляет пищу.

Своеобразным эпиграфом проекта и кульминационной точкой в рассказе истории советского общепита становятся работа из проекта «Муха № 2007» и табличка с надписью «туалет». Так художник иронично обыгрывает простую идею: все, что мы съели, рано или поздно окажется в уборной.

«Селекционер»

инсталляция из учебных пособий и гербариев, сюрреалистических скульптур и реди-мейдов

Будучи ребенком Ильгизар Хасанов встретил в районе улицы Аделя Кутуя селекционера, высаживающего теплолюбивые деревья. Образ этого человека настолько впечатлил художника, что он решил его воссоздать в проекте «Селекционер».

По словам художника, у него есть специальные маршруты и места, где он находит предметы для своих проектов, но иногда важно просто оказаться «в нужном месте в нужное время». Так произошло и с гербарием, который занимает центральную часть выставки: художник проходил мимо школы-интерната для слабослышащих в тот момент, когда ее закрывали и выносили на улицу ненужные вещи для утилизации.

Инсталляция воспроизводит собирательный образ советского селекционера, который считал культивирование растений смыслом своей жизни. Поэтому в экспозиции присутствуют только руки и ноги исследователя природы: они выполняют основную функцию в его деятельности, а портретное сходство не имеет значения для обобщенного персонажа. Про таких людей говорили: «Если он воткнет палку в землю, она зацветет». Именно поэтому в разных местах проекта, в том числе в руках персонажа, находятся палки.

Подчеркивает удивительный образ волшебника-селекционера сюрреалистическая эстетика в духе живописи Рене Магритта. Зритель видит только некоторые части предметов, проступающие из-за стены. На наручных часах персонажа вместо циферблата находится компас — распространенный символ в творчестве Ильгизара Хасанова. Это объясняется тем, что история селекционера не о времени, а о векторе, у него своя система координат. Компас показывает направление север — юг, потому что селекционер приносит растения с юга и адаптирует их для северного климата.

«Оммажи»

композиции из живописи и реди-мейдов

Оммажем в искусстве называется работа-подражание и жест уважения знаковым художественным событиям, артефактам и авторам. В этом проекте Ильгизар Хасанов дополняет реди-мейд скульптуры из мира советской повседневности своими живописными работами. Такое совмещение объектов изменяет изначальный образ скульптуры, благодаря чему композиция начинает рассказывать новые истории. Одна из работ состоит из живописного нежно-розового полотна с надписью «68» и оливковой ветвью и советского детского танка 1960-х годов такого же цвета. Композиция посвящена событиям Пражской весны и является оммажем розовому танку Давида Черны.

В проекте присутствует комичная серия из четырех работ, созданная по мотивам мультфильма о Чебурашке и крокодиле Гене. Персонажи обсуждают погоду, голубой вагон и искусство. Одна из фигурок попала к Ильгизару Хасанову измазанная синей краской, что позволило художнику уместно вспомнить творчество французского художника Ива Кляйна, известного многим «тем самым синим» цветом.

В проекте также нашлось место для коллекции китчевых скульптур из гипса, популярных во времена СССР. Одна из скульптур стала частью чистого оммажа картине Васнецова «Аленушка». По словам Ильгизара Хасанова, в детстве у него была некачественная копия этой картины, которая пугала его и напоминала о страшной судьбе Аленушки. Поэтому художник решил переписать финал известной сказки. В его композиции Аленушка становится филологом и читает книгу, а Иванушка превращается в «дворового братана», метафорой которого является статуэтка козленка.

Ильгизар Хасанов

Художник

Меня называют «археологом чердаков», потому что там я раскапываю советскую цивилизацию. Не думаю, что я коллекционер в прямом смысле слова. Коллекционер знает стоимость предмета, его универсальную возможность быть то деньгами, то художественной ценностью. Я же просто влюблен в предмет. До сих пор не до конца понимаю, чем он мне интересен. Возможно, тем, что раньше в нашем доме ничего не было. Я с детства был безумен: собирал всякую красоту, которую выкидывали люди в моем районе.

Критерий, по которому я отбираю предметы, — их связь с чем-то личным через ассоциации. Я могу сопоставить предмет со случаем из своей жизни. Вспомнить, какие впечатления он на меня производил. А потом получалось, что каждый предмет буквально начинал рассказывать историю, поскольку использовался кем-то раньше и состоял в определенных связях с окружающим пространством. Поэтому истории мне почти не надо придумывать, необходимо просто правильно инсталлировать предметы.

В искусство каждый вносит часть своего опыта и расширяет границы сознания остальных, особенно зрителя. Для меня это очень важно. Я ценю терапевтический эффект искусства. Знаю, как человеку тяжело в этом мире, и что искусство — это один из способов жизни.

Фото: Андрей Соловьев

Смотреть
все материалы