От внутреннего к внешнему: Выставка «Архитектура чувственного» от резидентов ES Studios
В начале года галерея ES Gallery провела open call и отобрала пять ярких художников для первого сезона творческой лаборатории. Участникам предоставили студию и материалы и организовали для них образовательную программу. Результатом трехмесячной работы стала выставка «Архитектура чувственного». Для нее резиденты проекта подготовили произведения о любви и не только.
Необычные работы можно посмотреть в ES Gallery до 31 октября. А чтобы лучше понять, как они создавались и в чем их смысл, редакция Enter поговорила с авторами. Ясмин Валиева, Аделина Абдрашитова, Нурия Нургалиева, NEJI20 и Илья Татаров рассказали о своем подходе к творчеству и обмене опытом в лаборатории.
NEJI201
Меня с детства увлекало слово — именно оно стало отправной точкой моего творчества. Еще ребенком цвет завлекал меня, а живопись была похожа на музыку. Позже я узнала, что это явление называется синестезия. Затем я окончила КГАСУ по специальности «Архитектурное проектирование», параллельно начала учиться дизайну, работала в архитектурных студиях Казани, в студии NIO architecten в Роттердаме и бюро Moon Hoon в Сеуле.
В творческую лабораторию я попала спонтанно: увидела анонс open call в группе художников «Воронка» и отправила заявку в последний день. Времени было так мало, что я не строила ожиданий, но все получилось. В мастерской я сначала разрабатывала эскизы для выставки, экспериментировала с форматами, а потом перешла к созданию произведений. В них совмещены живопись, графика и различные объекты — например, зеркала. Благодаря проекту и куратору Дарье Ярцевой я увидела свои сильные стороны, о которых когда-то забыла. Уверена, что мастерская действительно может менять городскую среду к лучшему и помогать творческому сообществу.
Я позиционирую себя как создатель-рассказчик, поэтому мои работы изображают явления и события: это могут быть репортажные зарисовки из жизни или иллюстрации к придуманным сказкам. Одно из моих произведений на выставке — «Забота» — пробуждает воспоминания об окладах икон образа Богоматери Умиление. Изображенные на ней фигуры без возраста и гендера создают целое, окружая друг друга заботой. Вторая картина называется «Когда солнце взошло» — это поэтическое высказывание о пробуждении мира. В работе я запечатлела момент между сном и явью, наполненный яркими красками и причудливыми образами.
Илья Татаров
Я всегда придумывал истории и делал что-то руками, но осознанно начал заниматься творчеством только в художественном училище. У моих работ нет определенной стилистики — я люблю экспериментировать и наблюдать за взаимодействием предметов. Часто работаю с деревом: использую его как основу или как самостоятельный творческий объект. Еще задействую в произведениях найденные вещи и игрушки. Творчество помогает визуализировать мысли, поэтому интересно создавать работы от и до и объединять их в сюжеты.
В мастерской мы много обменивались идеями, часто собирались вместе, проговаривали этапы работы и делились впечатлениями. За эти месяцы я закрепил уже имеющиеся знания и получил наставления для дальнейшего развития. И, конечно, подготовил для выставки интересные работы. Chamber of Secrets и Sacred relic выполнены из дерева и гипса, Limb сделан с помощью туши и угля, в другом безымянном произведении задействован силикон. Также у нас есть совместная анимированная работа с Нурией. Все объекты являются частью одной истории о вымышленном мире, который заимствует визуальные образы из реальности, но «работает» с ними по собственной логике. Произведения стремятся быть похожими на артефакты из нашего мира, при этом каждый может расшифровать их по-своему.
Нурия Нургалиева
Творчество — мой образ жизни. У меня есть постоянная потребность в реализации идей, поэтому я рисую почти каждый день. Когда узнала про open call, сразу подала заявку и очень надеялась, что пройду. Это же действительно хорошая возможность для начинающих художников! В лаборатории для нас проводили лекции о современном искусстве, устраивали портфолио-ревью. Здорово, что все ребята были заинтересованы, учились друг у друга. В работе с новыми материалами мне помог Илья Татаров — у него большой опыт в создании инсталляций.
Мои произведения имеют фигуративную направленность — в них почти всегда есть персонажи. Я часто работаю с тканевыми объектами, в сфере диджитал-искусства и анимации. Тема выставки натолкнула меня на рефлексию о любви, первых чувствах и угасающих воспоминаниях. В начале лета я много слушала Суфьяна Стивенса — его песни проникнуты тоской по уходящему, и это чувство я решила визуализировать. Помню, вечерами возвращалась из мастерских, наблюдала за переплетением теней. Их образ лег в основу работ, а чтобы воплотить ускользающую нежность, я использовала вуаль и аэрограф.
Творчество помогает говорить метафорами о чувствах — избавляться от навязчивых переживаний, сублимируя в работы. Лаборатория подтолкнула меня создавать больше инсталляций, а еще мы с Ильей Татаровым и Ариной Митюшкиной открываем личное выставочное пространство Banshee space. Будет возможность попробовать себя в роли не только художника, но и куратора.
Ясмин Валиева
С детства я была сверхчувствительным ребенком, поэтому творчество стало моей отдушиной: мне становится легче, когда я выражаю чувства и мироощущение через искусство. В Казанском художественном училище я увлеклась абстракцией и нашла свой стиль. Поняла, что мне интересна природа памяти и внутреннего чувственного восприятия. Эта тема стала актуальной в связи с определенными жизненными событиями, которые впоследствии отразились на всем моем творчестве.
Когда отправляешь портфолио на open call, часто не ждешь ответа, потому что работы могут не подойти по видению или тематике. Но когда меня все-таки выбрали, я была счастлива. Вместе с командой проекта мы проводили мозговые штурмы, делились идеями и обсуждали общую концепцию. А еще у нас были замечательные наставники. Куратор Вера Трахтенберг рассказала, как правильно составлять портфолио и подготовила замечательные описания для наших работ на выставке. Вместе с Дарьей Ярцевой мы посещали мастерские, музеи и галереи и развивали насмотренность.
В работах я использую метод тактильного и автоматического рисования — наношу краски на холст спонтанными движениями. При создании абстрактных картин это помогает установить эмоциональную связь между художником и произведением и делает процесс интуитивным. Мое творчество в целом — некая импровизация, отражающая состояние в данный момент, а яркие цвета и многослойные текстуры позволяют показать фрагментарность и непостоянство памяти, которую я исследую.
В картинах для выставки я решила рассмотреть любовь с двух точек зрения. В первой работе представлены три контрастных чувства: страх, влюбленность и безусловная любовь. Изначально я планировала сделать триптих, но в рамках проекта было решено все объединить. Я сделала полотно очень большим, и оно не поместилось в основную экспозицию, но его и другие не вошедшие в выставку работы можно увидеть в мастерской. Во второй картине под названием Onset я рассказываю о любви к жизни — это высказывание о преодолении страданий через обращение к свету и надежде внутри нас.
Аделина Абдрашитова (Lunamontem)
Когда мне было четыре года, я рисовала оранжевыми и розовыми неоновыми маркерами людей со странными руками и пальцами, похожими на шарик. И вот я выросла: маркеры больше не неоновые, но руки по-прежнему часто фигурируют в моих работах. Я выучилась на графического дизайнера, сейчас работаю иллюстраторкой, но участие в ES Studios стало отправной точкой, чтобы развиваться именно как художница. Для меня это первый опыт участия в творческой лаборатории, и я благодарна за доверие. Здорово, что галерея объединила разных авторов: от коллег я узнала о новых материалах и техниках, а кураторы подсветили сильные стороны и точки роста.
Любовь я вижу как способность, трансформирующуюся с течением жизни, поэтому в работах исследовала то, как формирование личности влияет на представление о любви. Первая часть инсталляции «Слияние/Сепарация» состоит из 17 небольших акварелей и образует детективную доску с причинно-следственными связями. Она посвящена первому опыту любви и связи между партнерами. От одного из элементов карты тянется нить ко второй части — скульптуре «Сосуд», — посредством которой я рассуждала о целостности личности и важности исцеления ран. Другая нить соединяет карту с работой «Разобьешься». Представленная графика является частью перформативного проекта, посвященного исцелению посредством преобразования негативных убеждений в позитивные.
Для меня название выставки «Архитектура чувственного» — метафора, ускользающий мираж слов, который можно постичь только косвенно. Произведения искусства обладают непостижимой глубиной: оказавшись перед арт-объектом, вы вряд ли сможете описать его исчерпывающе. Неосязаема и сфера чувственного: описывая ее, мы создаем некое подобие, но не сообщаем в полной мере о том, что испытываем.
Работы составили антологию чувственных опытов участников первого сезона ES Studios, которые зритель может исследовать, прокладывая собственные траектории. Спектр чувственных воспоминаний, представленный на выставке, очень широкой, поэтому каждый может найти созвучные интонации.
Идея организовать мастерские для художников родилась давно, еще когда я училась в колледже в Англии — нам предоставляли студии для творчества с неограниченными возможностями по материалам. Я понимала, насколько это крутой опыт, потому что до этого я училась в казанской «ДАШКе» и почти все материалы мы искали сами: в те времена сложно было их найти, в основном, мы заказывали из Москвы или других стран, ждали неделями.
Когда мы организовались как студия архитекторов и дизайнеров Bespoke Architects и работали над проектами, каждый из которых занимает от года и больше, то поняли, что нам не хватает удовлетворения от проделанной работы в моменте, что на долгих проектах можно перегореть. В то время как в сфере искусства многое работает в более короткие сроки, художники быстро находят смыслы, эффективно формируют идеи, сразу заметен результат — и это вдохновляет, наполняет все сферы жизни.
Зачастую молодые художники не знают, с чего начать, где искать возможности. Мы рады помочь локальным художникам, наша миссия — сделать арт из Татарстана узнаваемым за пределами региона и даже России. Верю, что искусством можно достучаться до сердец, будь то музыка, живопись, перформанс или любое другое направление.
Мы отбирали ребят, отталкиваясь от их стремления донести своим творчеством любовь, позитив и доброту. Если автор с любовью относится к своему делу — любовь окутает и зрителей.
Текст: Мария Наумова
Изображения: Даниил Шведов, представлены ES Studios
все материалы