Почему сериал «Мандалорец» не спасает «Звездные войны»


Даже если вы не следите за «Звездными войнами», вы точно видели в сети «маленького Йоду» — нового любимца фанатов из сериала «Мандалорец»: первые три серии уже вышли на Disney+. Авторский проект Джона Фавро должен был стать новым словом в буксующей франшизе. Колумнист Enter Антон Хитров рассказывает, почему этого пока не случилось.


Флагманский проект нового стримингового сервиса Disney+ — диснеевского аналога Netflix — и первый игровой сериал по вселенной «Звездных войн» стартовал очень убедительно. Критики выставляют ему высокие оценки, а фанаты делают мемы с «малышом Йодой» — большеухим 50-летним ребенком-гуманоидом, принадлежащим к тому же виду, что и мастер-джедай. Последний полнометражный фильм по «Звездным войнам», ленивый спин-офф о молодом Хане Соло, провалился в прокате, и сейчас многие неравнодушные к серии зрители готовы выдать «Мандалорцу» огромный кредит доверия — дескать, это тот самый проект, который спасет франшизу. Резон у надежды есть. Во-первых, «Мандалорец» — авторский проект Джона Фавро: режиссер шедеврального «Железного человека» выступает шоураннером и сценаристом всех эпизодов. Во-вторых, там нет джедаев и даже людей по фамилии Скайуокер, в центре сюжета — нетипичный для франшизы антигерой, а сам сериал пытается выглядеть более мрачным и жестоким, чем фильмы.

«Звездные войны» — не только кино, но и великое множество книг, комиксов, мультфильмов и игр по мотивам. Мандалорцы — культура бронированных воинов с оригинальным мировоззрением — родом как раз из этих побочных проектов. Охотник за головами Боба Фетт из первой, классической трилогии «Звездных войн» — тоже мандалорец, но в фильмах об этом, естественно, нет ни слова: все это придумали уже потом. Когда Disney купили права на франшизу, книги, комиксы и прочие ответвления формально перестали быть каноном, — то есть «официальными» историями, но это не мешает новому владельцу заимствовать оттуда идеи.

Джон Фавро бросил вызов самому себе, выбрав на главную роль персонажа, который никогда не снимает шлем, а разговаривает только при крайней необходимости: что вообще можно сделать, чтобы зрители привязались к этому буквально безликому и безымянному герою? Наш наемник — вроде как лучший в своем деле: окей, с этим можно работать, в кино классные профессионалы всегда вызывают симпатию, какая бы профессия у них ни была. Только вот о навыках мандалорца мы знаем исключительно со слов его коллег и клиентов. В первых сериях он без особого труда выполняет заказ, который все вокруг называют неподъемным: разыскивает цель, зная лишь возраст и примерное местоположение. Спойлер: это тот самый «малыш Йода» (отдельная проблема — джедайские способности ребенка, которые появляются и исчезают по прихоти сценариста).

Так вот, если бы нам показали, что задачи, стоящие перед наемником в этой миссии — по-настоящему трудные, что решает он их, опираясь на знания и смекалку, мы могли бы по крайней мере зауважать персонажа. Вспомните хитроумные операции молчаливого Майка из «Во все тяжкие»: сценаристу стоило придумать что-то похожее. Пока что охотник за головами выходит победителем из любой передряги просто потому, что у него самые крутые боевые гаджеты, а это скучно. Ладно бы он конструировал их сам — но в сериале на это ни намека. Самое время процитировать Капитана Америку: «Парень в бронированном костюме, а снять — кто ты без него?»

Допустим, мандалорец — не самый интересный персонаж, но всем понятно, что сериал запустили не ради него: суть этого проекта, по идее — свежий взгляд на вселенную «Звездных войн». Время действия выбрано идеально: речь идет об эпохе сразу после победы над Империей. Это отличный шанс поставить под сомнение хэппи-энд классической трилогии, показать мир, разоренный большой войной, разгул преступности, последствия неизбежных ошибок новой демократической власти — в общем, добавить реализма откровенно сказочной франшизе. Наверняка мы увидим что-то подобное в следующих сериях, но пока «Мандалорец» обсасывает уже известное: трущобы, перестрелки, бандитские логова, охотники за головами — все это уже было в «Звездных войнах» и выглядело ровно так, как в сериале. Что, собственно, изменила революция? Стало лучше? Хуже?

Самое обидное, что Фавро, вопреки ожиданиям, не делает вселенную Джорджа Лукаса глубже, сложнее или современнее. Это все та же неуклюжая фантастика 70-х — взять хотя бы пресловутый антропоцентризм «далекой галактики». С первого же фильма франшиза завела спорную привычку показывать нечеловеческих персонажей чудаковатыми и недоразвитыми. За редким исключением вроде Йоды героические роли в «Звездных войнах» доставались людям, а комические — гуманоидам и роботам. Лукас никогда не сотрудничал с лингвистами, как авторы «Звездного пути», «Аватара» и «Игры престолов», у которых вымышленные народы говорят на полноценных искусственных языках: его звукорежиссеры просто записывали земную речь, необычно звучащую для американцев, например, зулусскую или тибетскую. Получается, создатели франшизы отказывали джавам, эвокам и гунганам в какой бы то ни было самобытности: странные, нелепые, не такие, как мы — и все тут.

У Фавро была прекрасная возможность исправить эту, в сущности, расистскую установку на примере тех же джав — низкорослых обитателей пустыни, промышляющих краденой техникой: во втором эпизоде мандалорцу приходится работать на банду, обчистившую его же корабль. Раз уж вы тратите на джав полсерии, почему бы не рассказать, как эти создания докатились до нищеты и воровства, кто или что вытеснило их на обочину цивилизации? Но нет — это по-прежнему отталкивающие, неотличимые друг от друга существа с совершенно животными потребностями, введенные в сюжет, только чтобы порадовать фанатов.

В «Мандалорце» нет откровенных сюжетных ляпов, раздражающего пафоса или халтурной графики, а дизайн — самая сильная сторона классических «Звездных войн» — мало в чем уступает оригиналу. В общем, это вполне приемлемый продукт. Но шоураннеру явно хотелось большего, чем очередной коммерческий спин-офф: недаром он дистанцировался от магистрального сюжета франшизы и сделал ставку на совершенно нового героя. И ведь Фавро думал в правильном направлении: вселенной Лукаса действительно не помешала бы концептуальная перезагрузка. Может, мы когда-нибудь ее дождемся, но не в этот раз.

Изображения: Саша Спи 

Смотреть
все материалы